КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАДОВАЯ СОЛНЦА"-СКАЗКА-БЫЛЬ М.М. ПРИШВИНА"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешественником, что говорит об особенном его отношении к природе. Основная тема творчества писателя – Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЛИТЕРАТУРА | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кладовая солнца"- сказка-быль. 6-й класс
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М. Пришвин
1.Работа с эпиграфом, целеполагание.
-Эпиграфом к нашему уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Давайте запишем его в тетради и поразмышляем над словами писателя.
(Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешественником, что говорит об особенном его отношении к природе. Основная тема творчества писателя – Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы).
-И вот перед нами одно из его произведений, посвящённых главной теме – «Кладовая солнца». Сегодня вы прочитали дома начало сказки-были. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
(О главных героях, об особенностях жанра)
-А что важнее на первом уроке?
(Жанровые особенности)
-Хорошо. Давайте сформулируем тему.
("Кладовая солнца"- сказка-быль)
-Какие цели поставим перед собой?
(Нужно определить род литературы, к которому относится произведение, тип рассказчика, понять особенности жанра, познакомиться с главными героями)
2.Художественные особенности произведения.
-К какому роду мы отнесём данное произведение и почему?
(Эпос, его главная задача – рассказать о событиях и характерах героев. А ещё сказка - это эпический жанр)
-Какой у нас рассказчик?
(РГ: мы жили в этом селе всего только через один дом от детей, мы – соседи, приезжие люди)
-И наконец, жанровые особенности? Почему сказка-быль? Каким показалось вам начало произведения?
(Реалистичным, сюжет и герои вполне могли быть на самом деле)
-А что же сказочного?
(Может, мотив запрета как в волшебных сказках, за которым следуют испытания, из которых с честью выходит сказочный герой. Сказочный маршрут).
(Природа необычна: птицы здороваются, как люди, деревья «зарычали», ветер «злой», сказочная полянка, лежачий камень. Олицетворение природы)
3.Система образов.
-Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характерах?
(Почти ничего. Перед нами только внешние портреты)
-Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?
(Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя)
-Сейчас я предлагаю вам поработать в исследовательских студиях. Их будет три. Попробуем создать литературные портреты Насти и Митраши. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев. Поэтому обратимся к тексту. Прочитайте внимательно задания.
- Вот теперь можете приступать к работе.
СТУДИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ “НАСТЯ”.
1. Проведите наблюдения над текстом и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи в таблицу.
Портрет Насти | |
Внешний | Внутренний |
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком). Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Сравнение – как золотая курочка. Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх. | Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку Любит родителей: как и покойная мать… |
СТУДИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ “МИТРАША”.
1. Проведите наблюдения над текстом и создайте словесный портрет Митраши.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи в таблицу.
Портрет Митраши | |
Внешний | Внутренний |
Возраст: десять лет с хвостиком. Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх. Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как… Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки. Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. | Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду. Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами. Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы. Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор. |
Выступление студий.
– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата).
- Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени?
(Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
- А теперь давайте объединим ваши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Здесь нам поможет третья студия, которая работала над составлением общей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.
СТУДИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ “ГЕРОИ”
Общее | |
| Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые. |
Различие внутреннее | |
Настя – уступчивая и благоразумная. | Митраша – строптивый (упрямый). |
– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев?
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)
4.Рефлексия.
- А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
- Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше.
– А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.
- А вот как получилось у меня. Думаю, ребята, что у вас синквейны получились лучше. Молодцы. Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их? А теперь оцените своё участие в работе исследовательских студий, заполните таблицу.
Домашнее задание: читать 5-8 главы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка -быль. 1- ый урок
Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения....
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.
Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....
Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...
Конспект урока и презентация по литературе на тему сказка-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе
Урок литературы по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца" в 6 классе с презентацией. Данный урок является первым в системе уроков по изучению сказки-были "Кладовая солнца" в шестом классе. На пе...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» М.Пришвина.
Урок содержит конспект, презентацию...
Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина ...
Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок основывается на технологии творческих мастерских...