КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» М.Пришвина.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок содержит конспект, презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 18.43 КБ |
prilozhenie_no1.docx | 10.75 КБ |
prilozhenie_no2.pptx | 798.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО
ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ
ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ
«КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
М.Пришвина.
Автор:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2 п. Взморье
Кошеленко Юлия Александровна
Название урока: «Природа – это…»
Эпиграф:
«Природа для меня огонь, вода, ветер, камень, растения, животные – всё это часть разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство».
М.М. Пришвин
Словарь:
Храм - здание богослужения, церковь.
Олицетворение – воплощение чего-нибудь
в образе живого существа.
Оборудование: портрет М.М. Пришвина
интерактивное оборудование.
- Первая учебная ситуация.
- Назовите героев сказки-были.
- Найдите в тексте описание природы и зачитайте.
- А можно было бы рассказать историю детей, опустив описание природы?
- Какой вы увидели природу?
- Какой художественный приём применяет автор? Вспоминаем определение термина (олицетворение).
- Вторая учебная ситуация.
- Представьте себе, если бы однажды утром, проснувшись, мы не увидели бы ни солнца, ни травы, ни деревьев, не услышали бы пение птиц.
- Какой бы стала наша жизнь, что бы она утратила?
- Почему без всего этого человек не смог бы жить на Земле? (Слайд №1)
Вывод после ответов учеников делает учитель.
Человек и природа – это единое целое, это звенья одной цепи. Если болеет один – болеет другой, погибает один – погибает другой.
Учитель. Вот об этом мы сегодня с вами и будем говорить на уроке, который я назвала: «Природа – это…». Но эта фраза не закончена. В конце урока вы должны будете продолжить её. Это будет ваша творческая работа.
- А теперь обратимся к эпиграфу. (Читаю его)
- Скажите, чем природа была для М.М. Пришвина?
- Прочитайте высказывание Пришвина о природе. (Слайд№2)
- Но в конце урока каждый из вас выберет свой эпиграф, из предложенных мною. Ваш выбор будет зависеть от того, что для вас станет главным в нашем разговоре.
- Третья учебная ситуация.
- Читаю эпизод о двух семечках. (Слайд№3)
- Какое чувство у вас вызвала эта история?
- Почему?
- Почему именно с этой истории начинается описание приключений детей?
- В чём причина несчастья деревьев?
Учитель. Но пока ещё ничего не случилось, и природа, и люди наслаждаются восходом солнца.
- Найдите строки, подтверждающие это, которые доказывают единство жизни всего живого.
- Какие сигналы подаёт природы о том, что случится беда?
- Оправдалась ли ваша тревога?
- Что с ним случилось?
- А почему с ним случилась беда? Найдите ответ на вопрос из предложенных высказываний. Объясните почему?
- А предупреждали ли его о беде?
Вывод. Итак, природа помогает человеку, но и жестоко наказывает тех, кто не подчиняется ей, живёт не по её законам.
- Но это сказка. А в нашей жизни предупреждает ли природа человека о беде?
- Четвёртая учебная ситуация.
Учитель. - А теперь вернёмся к Насте.
- Что же с ней произошло в это время?
- Почему она забыла о брате?
(Природа отдаёт все свои богатства, но человек не знает меры)
- Приведете примеры из жизни.
- Осуждает ли автор её за это?
- А через кого он выражает своё отношение к Насте?
- Когда Настя очнулась? Что её заставило ВСПОМНИТЬ О БРАТЕ?
- Кого она первого увидела после этого?
- Почему именно её?
Учитель. Первоначально название сказки-были было «Друг человека» и главным героем должна была быть собака.
- Как вы думаете почему?
- Как относилась Травка к Антипычу?
- А Антипыч к травке?
- Почему он собирался именно ей перешептать всю правду, что бы она передала её людям?
- А что является счастьем для любого человека?
Итак, мы пришли к выводу: и человек, и природа должны жить по одним законам, тогда будет гармония, мир, счастье. Человек и природа – это единое целое.
- Пятая учебная ситуация.
- А теперь выберете эпиграф и объясните его смысл.
- А сейчас я предлагаю вернуться к словам М.М. Пришвина и (Слайд№4)
и проиллюстрировать их.
- Итогом нашего урока будет маленькая творческая работа, о которой я говорила в начале уроке. Напишите, чем является природа для вас.
Предварительный просмотр:
Приложение к уроку.
Раздаточный материал.
Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей.
Ф. Бекон
Природу легче всего подчинить, повинуясь ей.
Ф. Бекон
В природе нет ничего бесполезного.
М. Монтень
Природа приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
М. Монтень
У природы чистое сердце.
Огума
Природа – это я.
Реверди
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...