М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка -быль. 1- ый урок
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Вебер Галина Алексеевна

Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.m.prishvin_kladovaya_solnca_skazka_-_byl.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».  

Учитель Вебер Г.А.

Цель: познакомить с автором и фактами его биографии, знать некоторые моменты творческой деятельности; познакомить с понятием сказка –быль; доказать, что «Кладовая солнца « сказка –быль», знакомство с главными героями произведения.

  1. На доске эпиграф «Я ведь, друзья мои пишу о природе, а сам же о людях только и думаю»
  2. Портрет М.М.Пришвина.
  3. Презентация «М.М.Пришвин»
  4. Выставка книг.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- С литературой какого периода мы знакомимся? (Литература ХХ века)

          - С творчеством  каких писателей познакомились?

         -  К каким жанрам относятся указанные произведения?

        - Что такое феерия?

        -Сказка – быль?

2. а) Знакомство с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина.,

( СМ презентацию)

Б) С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова»11.

В)  На основе презентации, слова учителя и учебника стр 38 -39 ответить на вопросы стр 39 учебника. ( Обратить внимание на эпиграф)

3. Решение проблемы: можно ли «Кладовая солнца» назвать сказкой –былью? Обоснуйте ответ.

Знакомство с произведением.

Слово учителя

  1. «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Я создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви.

События в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом  о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»

  1. Чтение учащимися 1 главы стр 39 -51
  2. Ответы на вопросы.
  1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
    2. Чем начало произведения напоминает сказку?
    3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
    4. Что в «Кладовой солнца» является былью?
  1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
    6. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
    7. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Итог урока. Прочитаем еще раз эпиграф.

Следуя своей заповеди, Пришвин в «Кладовой солнца» большое место отводит природе. Он хочет показать единство природы и человека., неразрывную связь всего существующего на земле.

Домашнее задание: подготовить рассказ о Насте. Выделить эпизоды, связанные с образом  Насти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводитс...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....

Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.

Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....

КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАДОВАЯ СОЛНЦА"-СКАЗКА-БЫЛЬ М.М. ПРИШВИНА"

Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешествен...