М.М.Пришвин Кладовая солнца. Сказка -быль. 1- ый урок
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.m.prishvin_kladovaya_solnca_skazka_-_byl.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».
Учитель Вебер Г.А.
Цель: познакомить с автором и фактами его биографии, знать некоторые моменты творческой деятельности; познакомить с понятием сказка –быль; доказать, что «Кладовая солнца « сказка –быль», знакомство с главными героями произведения.
- На доске эпиграф «Я ведь, друзья мои пишу о природе, а сам же о людях только и думаю»
- Портрет М.М.Пришвина.
- Презентация «М.М.Пришвин»
- Выставка книг.
Ход урока.
- Оргмомент.
- С литературой какого периода мы знакомимся? (Литература ХХ века)
- С творчеством каких писателей познакомились?
- К каким жанрам относятся указанные произведения?
- Что такое феерия?
-Сказка – быль?
2. а) Знакомство с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина.,
( СМ презентацию)
Б) С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова»11.
В) На основе презентации, слова учителя и учебника стр 38 -39 ответить на вопросы стр 39 учебника. ( Обратить внимание на эпиграф)
3. Решение проблемы: можно ли «Кладовая солнца» назвать сказкой –былью? Обоснуйте ответ.
Знакомство с произведением.
Слово учителя
- «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Я создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви.
События в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила»
- Чтение учащимися 1 главы стр 39 -51
- Ответы на вопросы.
- Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
2. Чем начало произведения напоминает сказку?
3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
4. Что в «Кладовой солнца» является былью?
- Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
6. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
7. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?
Итог урока. Прочитаем еще раз эпиграф.
Следуя своей заповеди, Пришвин в «Кладовой солнца» большое место отводит природе. Он хочет показать единство природы и человека., неразрывную связь всего существующего на земле.
Домашнее задание: подготовить рассказ о Насте. Выделить эпизоды, связанные с образом Насти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...
урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс...
Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч...
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....
Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....
КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАДОВАЯ СОЛНЦА"-СКАЗКА-БЫЛЬ М.М. ПРИШВИНА"
Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешествен...