Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ковтун Римма Ивановна

Урок основывается на технологии творческих мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_platonovu.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастерская ценностных ориентаций по сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок (литература  6  класс).

Тема: «От сказки душе счастье, а уму раздумье». 

Цели урока:

Образовательные:

  1. Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  2. Дать понятие «Синквейн» и обучать его составлению.

Развивающие:

  1. Всячески способствовать  развитию  творческих способностей учащихся;
  2. Развивать любознательность, стремление к новым знаниям.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию нравственного мировоззрения на основе традиционных  ценностей, таких, как доброта, милосердие, сострадание..
  2. Создать условия для развития коммуникабельности, умения работать сообща в различных ситуациях.

Оборудование:

  • Компьютер и видеопроектор;
  • Презентация с заданиями;
  • Раздаточный материал;
  • Магнитная доска;
  • Текст  сказки;
  • Цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня  у нас немного необычный урок – мастерская по сказке были А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Сегодня мы с вами ещё раз вспомним об общечеловеческих,  нравственных ценностях, которые очень важны для всех людей и о которых нужно помнить всегда. Но вначале я предлагаю вашему вниманию  послушать замечательное, очень красивое  стихотворение

Учитель читает стихотворение - ИНДУКТОР:

Обезоружить можно только добротой!

Она как чудо, что дано нам свыше…

Она, как Ангел, шествует с тобой.

Она стучится в твоё сердце, слышишь?

Она бывает чуткой и простой…

Она бывает искренней и нежной.

Она не станет грешной, а святой…

Всегда бывает и даёт надежду!

Она повсюду. Видишь? Оглянись!

В кормушке, в каждой хлебной крошке!

Она в улыбке. Просто улыбнись!

Возьми и просто протяни ладошки!

Она в садовой лейке, в каждой капле

Воды, которой ты цветы напоишь.

Она в глазах у одинокой цапли,

Которую никак не потревожишь…

Идёт по миру чудо – ДОБРОТА…

Из сердца в сердце мы её несём.

Они ведь сёстры: ДОБРОТА и КРАСОТА!

Мы добротою этот мир спасём!

Учитель:

-Назовите ключевые слова, которые прозвучали в этом ролике.

(ДОБРОТА и КРАСОТА)

-О какой красоте идёт речь? (о внутренней, душевной красоте).

Обсуждать эти нравственные категории мы с вами будем, работая с текстом сказки А.П.Платонова  «Неизвестный цветок»

(А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»)

- Посмотрите на доску! Что вы видите?

(иллюстрации к сказке)

- Верно, а теперь попробуйте очень кратко  (1-2 предложениями)  рассказать о том, что изображено на каждой иллюстрации).

-Что вы видите  на следующей картинке?        (Знак вопроса).

- Что он, по-вашему, обозначает? Попытайтесь сами  сформулировать этот вопрос.

Задание 1. (работа в группах)

 На каждом ряду лежит по 2 конверта. В одном из них начало предложения, в другом – его окончание. Вам необходимо не просто собрать предложения, а ещё и распределить их по группам. По какому признаку вы будете их распределять и на сколько групп, догадайтесь сами.

(Ученики работают в группах, затем зачитывают полученные предложения сначала о цветке, затем о Даше).

- Помогают ли нам полученные предложения понять характеры главных героев?                         (Безусловно, помогают).                

Задание 2.  (работа в парах)

- Ребята, на основе прочитанного ранее текста сказки и составленных предложений вам нужно будет составить  Синквейн об одном из главных героев.

1. Что или Кто?

Цветок

Даша

2. Какой?

 Терпеливый, сильный

Добрая, отзывчивая

3. Что делает?

 Грустит, трудится, живёт

Помогает, помнит, надеется.

4. Вывод, своё отношение.

 Днём цветок сторожил ветер, а ночью – росу.

Добрая душа – хороший результат.

5. Синоним-ассоциация.

 Сила.

Надежда.

-Зачитываются несколько Синквейнов.

- Какой вариант наиболее точно отразил черты характера главных героев?

- Что, по вашему мнению, достойно уважения в Цветке? В Даше?

(сила воли, стремление к жизни, трудолюбие. /   Доброта, милосердие.)

- Мы сегодня часто упоминаем слово доброта. А какие ещё душевные качества , синонимичные доброте вы можете назвать?

Задание 3.  (работа в группах)

- Запишите на лепестках цветка слова, которые близки слову ДОБРОТА .(забота, участие, милосердие, гуманизм и т.д.).

Работают следующим образом: каждый записывает по одному слову на 1 лепестке, передаёт следующему и т.д. (р-та на время – 2 мин.). Слова не должны повторяться. Затем озвучивают.

РАЗРЫВ.   Учитель демонстрирует на слайде свой вариант выполнения задания. Учащиеся вписывают те слова, которых у них нет. Если какие-то термины непонятны, то коллективно разъясняют их.

Затем цветы прикрепляются к доске магнитами.

Учитель: Какое именно доброе дело сделала Даша?

(помогла цветку выжить, проявила участие…)

- А теперь представьте себе такую картину: Даша и  ребята посидели возле цветка, посочувствовали ему, поохали, повздыхали и разошлись. В этом случае  можно ли было  бы назвать Дашу по-настоящему доброй девочкой?

(Нет, добро должно быть деятельным).

Задание 4. (индивидуальное)

Раскрасить белый цветок таким цветом (можно несколькими), с которым (которыми) у вас ассоциируются доброта, сердечность, сочувствие….

Задание 5. А теперь вдохните в свой волшебный цветок жизнь, вложите в него свою душу. Из «Копилки мудрых мыслей» выберите  наиболее понравившийся вам афоризм и запишите его на цветке, либо просто проставьте цифру, под которой записано данное изречение. Устно объясните свой выбор.

Прикрепляют магнитами все, выборочно зачитывают афоризмы и коротко объясняют их значение.

Учитель.  Ребята, мы практически закончили свою работу в мастерской. Посмотрите на доску и скажите, что же явилось результатом нашего с вами совместного труда?                (воссоздали концовку сказки).

-Давайте подведём итог нашей работе. Мы возвращаемся к началу нашего урока, а именно к словам А.П.Платонова. Так над чем же нас заставила задуматься эта сказка?   (нужно помогать людям, трудиться, добиваться поставленной цели, быть внимательным по отношению к окружающим и т.д.)

- Итак, ребята, наша мастерская заканчивает свою работу, и я попрошу вас оценить сегодняшний урок и свою работу. У вас в технологических картах есть такой раздел: «Оцени урок». Вам предлагается очень коротко, буквально одним словом или словосочетанием выразить оценку своей деятельности на уроке, а также мнение о самом уроке, прикрепив в правом верхнем углу смайлик соответствующего цвета.

Большое спасибо всем за работу. Успехов вам и никогда не забывайте о тех нравственных ценностях, о которых мы говорили сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....

Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Урок  русской литературы в 6 классе....

Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Формирование представления об А.П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и пр...

Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" состоит из: презентации, мастер-класса, текста сказки. Цель: показать, как путём применения приёма "Чтение с остановка...