Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок основывается на технологии творческих мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_platonovu.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерская ценностных ориентаций по сказке-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок (литература 6 класс).
Тема: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».
Цели урока:
Образовательные:
- Формировать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Дать понятие «Синквейн» и обучать его составлению.
Развивающие:
- Всячески способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- Развивать любознательность, стремление к новым знаниям.
Воспитательные:
- Способствовать формированию нравственного мировоззрения на основе традиционных ценностей, таких, как доброта, милосердие, сострадание..
- Создать условия для развития коммуникабельности, умения работать сообща в различных ситуациях.
Оборудование:
- Компьютер и видеопроектор;
- Презентация с заданиями;
- Раздаточный материал;
- Магнитная доска;
- Текст сказки;
- Цветные карандаши или фломастеры.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня у нас немного необычный урок – мастерская по сказке были А.П.Платонова «Неизвестный цветок». Сегодня мы с вами ещё раз вспомним об общечеловеческих, нравственных ценностях, которые очень важны для всех людей и о которых нужно помнить всегда. Но вначале я предлагаю вашему вниманию послушать замечательное, очень красивое стихотворение
Учитель читает стихотворение - ИНДУКТОР:
Обезоружить можно только добротой!
Она как чудо, что дано нам свыше…
Она, как Ангел, шествует с тобой.
Она стучится в твоё сердце, слышишь?
Она бывает чуткой и простой…
Она бывает искренней и нежной.
Она не станет грешной, а святой…
Всегда бывает и даёт надежду!
Она повсюду. Видишь? Оглянись!
В кормушке, в каждой хлебной крошке!
Она в улыбке. Просто улыбнись!
Возьми и просто протяни ладошки!
Она в садовой лейке, в каждой капле
Воды, которой ты цветы напоишь.
Она в глазах у одинокой цапли,
Которую никак не потревожишь…
Идёт по миру чудо – ДОБРОТА…
Из сердца в сердце мы её несём.
Они ведь сёстры: ДОБРОТА и КРАСОТА!
Мы добротою этот мир спасём!
Учитель:
-Назовите ключевые слова, которые прозвучали в этом ролике.
(ДОБРОТА и КРАСОТА)
-О какой красоте идёт речь? (о внутренней, душевной красоте).
Обсуждать эти нравственные категории мы с вами будем, работая с текстом сказки А.П.Платонова «Неизвестный цветок»
(А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»)
- Посмотрите на доску! Что вы видите?
(иллюстрации к сказке)
- Верно, а теперь попробуйте очень кратко (1-2 предложениями) рассказать о том, что изображено на каждой иллюстрации).
-Что вы видите на следующей картинке? (Знак вопроса).
- Что он, по-вашему, обозначает? Попытайтесь сами сформулировать этот вопрос.
Задание 1. (работа в группах)
На каждом ряду лежит по 2 конверта. В одном из них начало предложения, в другом – его окончание. Вам необходимо не просто собрать предложения, а ещё и распределить их по группам. По какому признаку вы будете их распределять и на сколько групп, догадайтесь сами.
(Ученики работают в группах, затем зачитывают полученные предложения сначала о цветке, затем о Даше).
- Помогают ли нам полученные предложения понять характеры главных героев? (Безусловно, помогают).
Задание 2. (работа в парах)
- Ребята, на основе прочитанного ранее текста сказки и составленных предложений вам нужно будет составить Синквейн об одном из главных героев.
1. Что или Кто? | Цветок | Даша |
2. Какой? | Терпеливый, сильный | Добрая, отзывчивая |
3. Что делает? | Грустит, трудится, живёт | Помогает, помнит, надеется. |
4. Вывод, своё отношение. | Днём цветок сторожил ветер, а ночью – росу. | Добрая душа – хороший результат. |
5. Синоним-ассоциация. | Сила. | Надежда. |
-Зачитываются несколько Синквейнов.
- Какой вариант наиболее точно отразил черты характера главных героев?
- Что, по вашему мнению, достойно уважения в Цветке? В Даше?
(сила воли, стремление к жизни, трудолюбие. / Доброта, милосердие.)
- Мы сегодня часто упоминаем слово доброта. А какие ещё душевные качества , синонимичные доброте вы можете назвать?
Задание 3. (работа в группах)
- Запишите на лепестках цветка слова, которые близки слову ДОБРОТА .(забота, участие, милосердие, гуманизм и т.д.).
Работают следующим образом: каждый записывает по одному слову на 1 лепестке, передаёт следующему и т.д. (р-та на время – 2 мин.). Слова не должны повторяться. Затем озвучивают.
РАЗРЫВ. Учитель демонстрирует на слайде свой вариант выполнения задания. Учащиеся вписывают те слова, которых у них нет. Если какие-то термины непонятны, то коллективно разъясняют их.
Затем цветы прикрепляются к доске магнитами.
Учитель: Какое именно доброе дело сделала Даша?
(помогла цветку выжить, проявила участие…)
- А теперь представьте себе такую картину: Даша и ребята посидели возле цветка, посочувствовали ему, поохали, повздыхали и разошлись. В этом случае можно ли было бы назвать Дашу по-настоящему доброй девочкой?
(Нет, добро должно быть деятельным).
Задание 4. (индивидуальное)
Раскрасить белый цветок таким цветом (можно несколькими), с которым (которыми) у вас ассоциируются доброта, сердечность, сочувствие….
Задание 5. А теперь вдохните в свой волшебный цветок жизнь, вложите в него свою душу. Из «Копилки мудрых мыслей» выберите наиболее понравившийся вам афоризм и запишите его на цветке, либо просто проставьте цифру, под которой записано данное изречение. Устно объясните свой выбор.
Прикрепляют магнитами все, выборочно зачитывают афоризмы и коротко объясняют их значение.
Учитель. Ребята, мы практически закончили свою работу в мастерской. Посмотрите на доску и скажите, что же явилось результатом нашего с вами совместного труда? (воссоздали концовку сказки).
-Давайте подведём итог нашей работе. Мы возвращаемся к началу нашего урока, а именно к словам А.П.Платонова. Так над чем же нас заставила задуматься эта сказка? (нужно помогать людям, трудиться, добиваться поставленной цели, быть внимательным по отношению к окружающим и т.д.)
- Итак, ребята, наша мастерская заканчивает свою работу, и я попрошу вас оценить сегодняшний урок и свою работу. У вас в технологических картах есть такой раздел: «Оцени урок». Вам предлагается очень коротко, буквально одним словом или словосочетанием выразить оценку своей деятельности на уроке, а также мнение о самом уроке, прикрепив в правом верхнем углу смайлик соответствующего цвета.
Большое спасибо всем за работу. Успехов вам и никогда не забывайте о тех нравственных ценностях, о которых мы говорили сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...
Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Данный конспект содержит два урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...
Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...
Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".
Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....
Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок русской литературы в 6 классе....
Урок по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Формирование представления об А.П. Платонове как писателе, «опережающем время», авторе сказки-были «Неизвестный цветок», в которой рассматриваются взаимоотношения человека и пр...
Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Разработка к уроку по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок" состоит из: презентации, мастер-класса, текста сказки. Цель: показать, как путём применения приёма "Чтение с остановка...