Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Хвалова Светлана Николавена

Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Кладовая солнца»

Выполнила:
Хвалова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 33» г. Владимира

2014 год.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Конспект интегрированного урока «Формула жизни в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
  3. Приложения:
  • Презентация, сопровождающая урок;
  • Иллюстрированный словарик слов  с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнений, олицетворений
  • Сочинения учащихся по сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Пояснительная записка к интегрированному уроку «Формула жизни в сказке

- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Современное школьное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса развития нации. Интегрированное

обучение соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на

основе чего у учащихся формируется целостное восприятие мира. Ученик должен не просто изучать отдельно взятый школьный предмет, но и хорошо представлять его тесную взаимосвязь с другими предметами, и что самое главное - тесную связь этих предметов с реальной жизнью.

Интегрированный урок «Формула жизни в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» представлен в номинации «Русский язык и литература», соединяет знания по учебным предметам - литература и биология. В работе используется УМЕ по литературе для б класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (часть 2), раздел учебника «Произведения русских писателей ХХ века» и УМЕ по биологии для 6 класса В.В. Пасечника.

Урок был проведён совместно с учителем биологии Григорян Т.В. в 6 «Б» классе в рамках методической недели. Учащиеся данного класса обладают хорошими показателями знаний, умений и навыков, высоким уровнем познавательного интереса и по литературе, и по биологии.

В б «Б» классе 24 человека: 10 мальчиков, 14 девочек. В классном коллективе сложилась благополучная система межличностных отношений, хороший психологический климат.

Данный урок занимает важное место в системе уроков по сказке-были М.М. Пришвина. По своему типу это интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по литературе и биологии.

Применялись различные методы и приёмы: аналитическая беседа, работа с текстом художественного произведения, инсценировка, самостоятельная поисковая деятельность, практическая работа по биологии, ИКТ.

В ходе урока использовались фрагменты из видеофильмов; мультимедийная презентация, сопровождающая весь урок, органично вписалась в его структуру и содержание, использовалась на всех этапах, являлась связующим

звеном.

На протяжении всего урока добивалась, чтобы учащиеся класса, применив знания по биологии, лучше могли понять явления, описанные автором в сказке - были «Кладовая солнца»; учились открывать красоту пришвинского языка; развивала чувство прекрасного через содержание учебного материала; содействовала развитию монологической речи учащихся, умению грамотно высказывать свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, выделать главное через работу с текстом.

Структура урок подчинена триединой цели. Каждый из этапов работал на конечный результат.

Конспект интегрированного  урока

«Формула жизни в сказке - были М.М. Пришвина

«Кладовая солнца»

Урок подготовили:

учитель русского языка и литературы

Хвалова Светлана Николаевна

учитель биологии

Григорян Татьяна Владиславовна

2014  год

Цели и задачи урока:

         1) Предметные:

  • Показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего в мире;
  • Выявить особенности описания природы в сказке-были М.М. Пришвина;
  • Выяснить смысл названия «Кладовая солнца»;
  • Применив знания по биологии, объяснить явления, описанные М.М. Пришвина в сказке- были «Кладовая солнца»

2) Метапредметные:

  • Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом;
  • Развивать познавательные процессы, мышление, наблюдательность;
  • Развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности;

3) Личностные:

  • Воспитывать понимание великой и благородной миссии Человека на Земле как нравственно - философская идея урока;
  • Воспитывать бережное отношение к слову художественного текста.

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийный проектор,
  • Компьютер,
  • Экран
  • Презентация, сопровождающая весь урок.

Эпиграф:

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

Сам же только о людях и думаю.        

                             (М.М. Пришвин)

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель литературы: Сегодня у нас урок необычный. Вместе с героями сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»: Настей и Митрашей - мы отправимся на Блудово болото за клюквой. А помогут нам в этом знания по двум очень не похожим друг на друга предметам – литературе и биологии.

(Слайд 1)

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель литературы: Тема урока звучит так: «Формула жизни в сказке – были «Кладовая солнца». Цель нашего урока – проникнуть в тайны слова Пришвина и увидеть природу глазами автора, а также выяснить смысл названия произведения.

Учитель биологии: А ещё целью нашего урока будет показать единство человека и природы, применить знания биологии для объяснения явлений, описанных Пришвиным, вспомнить растительный и животный мир болот.

(Слайд 2)

III. Работа по теме урока.

1.  Просмотр видеофрагмента «Помните, у Пришвина»

Учитель литературы: Чтобы погрузиться в пришвинское понимание роли природы в жизни человека, давайте просмотрим небольшой фрагмент видеофильма «Помните, у Пришвина»

(Слайд 3)

-Что хотел сказать автор этого фрагмента об отношении Пришвина к природе?

2. Чтение учителем отрывка «Ель и сосна», аналитическая беседа с учащимися по вопросам.

(Слайд 4)

Учитель литературы:

-Почему рассказ о «несчастной» жизни ели и сосны помещён в самом начале описания пути героев?

-Какой приём использует автор, когда повествует о ели и сосне, растущих вместе?

-О чём заставляет задуматься читателей этот отрывок?

3. Нахождение в описании утра известных учащимся троп, которые помогают автору создать прекрасный пейзаж.

1) «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».

(Слайд 5)

2) «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».

(Слайд 6)

3) «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. ‹…›Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой».

(Слайд 7)

4. Инсценировка спора Насти и Митраши заранее подготовленными учащимися. Работа  с текстом сказки – были Пришвина. Анализ данного эпизода по вопросам.

Учитель литературы:

-Как  природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца.

-Как изменяется солнце?

-А что происходит в природе после ссоры детей?

Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

5. Выступление учащихся класса с мини-исследованиями.

Группа «Литературоведы»- презентация словаря сравнений , олицетворений и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Группа «Ботаники». Сопоставительный анализ научного описания клюквы и описание этой ягоды у Пришвина.

(Слайд 8)

6. Учитель биологии:

7. Обсуждение смысла названия произведения  

Учитель литературы: Мы знаем, что Пришвин не сразу пришёл к названию «Кладовая солнца», но всё-таки остановился на нём.

-Что такое кладовая солнца?

-Что по этому поводу говорится в произведении?

-Только ли торфом богаты эти места?

(Слайд )

Учитель литературы: Обращаемся к эпиграфу нашего урока. В нём прослеживается единение человека и природы. У Пришвина есть  философская формула о глубинной связи человека и природы.

Я стою и расту - я растение.

Я стою, и расту, и хожу - я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю, я поднимаюсь:

И надо мною небо-

Всё небо моё.

(Слайд )

Учитель биологии:

Но эту философскую идею мы можем схематично выразить так:

Единение человека  и природы + ответственность человека за всё живое =

Сохранение жизни на Земле

9. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение по выбору:

  1. Природа у Пришвина - это кладовая тепла и любви. (Литература)
  2. Как нужно вести себя в болотистой местности? (Биология)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводитс...

Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...

Урок по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Это урок-поиск, урок-исследование по прекрасному произведению М. Пришвина. Ребятам предлагается поразмышлять об идейном содержании художественного произведения, открыть для себя содержание слов-концеп...

Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Урок основывается на технологии творческих мастерских...