Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
«Кладовая солнца»
Выполнила:
Хвалова Светлана Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 33» г. Владимира
2014 год.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Конспект интегрированного урока «Формула жизни в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
- Приложения:
- Презентация, сопровождающая урок;
- Иллюстрированный словарик слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнений, олицетворений
- Сочинения учащихся по сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Пояснительная записка к интегрированному уроку «Формула жизни в сказке
- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Современное школьное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса развития нации. Интегрированное
обучение соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на
основе чего у учащихся формируется целостное восприятие мира. Ученик должен не просто изучать отдельно взятый школьный предмет, но и хорошо представлять его тесную взаимосвязь с другими предметами, и что самое главное - тесную связь этих предметов с реальной жизнью.
Интегрированный урок «Формула жизни в сказке - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» представлен в номинации «Русский язык и литература», соединяет знания по учебным предметам - литература и биология. В работе используется УМЕ по литературе для б класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (часть 2), раздел учебника «Произведения русских писателей ХХ века» и УМЕ по биологии для 6 класса В.В. Пасечника.
Урок был проведён совместно с учителем биологии Григорян Т.В. в 6 «Б» классе в рамках методической недели. Учащиеся данного класса обладают хорошими показателями знаний, умений и навыков, высоким уровнем познавательного интереса и по литературе, и по биологии.
В б «Б» классе 24 человека: 10 мальчиков, 14 девочек. В классном коллективе сложилась благополучная система межличностных отношений, хороший психологический климат.
Данный урок занимает важное место в системе уроков по сказке-были М.М. Пришвина. По своему типу это интегрированный урок обобщения и систематизации знаний по литературе и биологии.
Применялись различные методы и приёмы: аналитическая беседа, работа с текстом художественного произведения, инсценировка, самостоятельная поисковая деятельность, практическая работа по биологии, ИКТ.
В ходе урока использовались фрагменты из видеофильмов; мультимедийная презентация, сопровождающая весь урок, органично вписалась в его структуру и содержание, использовалась на всех этапах, являлась связующим
звеном.
На протяжении всего урока добивалась, чтобы учащиеся класса, применив знания по биологии, лучше могли понять явления, описанные автором в сказке - были «Кладовая солнца»; учились открывать красоту пришвинского языка; развивала чувство прекрасного через содержание учебного материала; содействовала развитию монологической речи учащихся, умению грамотно высказывать свои мысли, рассказывать о своих впечатлениях, выделать главное через работу с текстом.
Структура урок подчинена триединой цели. Каждый из этапов работал на конечный результат.
Конспект интегрированного урока
«Формула жизни в сказке - были М.М. Пришвина
«Кладовая солнца»
Урок подготовили:
учитель русского языка и литературы
Хвалова Светлана Николаевна
учитель биологии
Григорян Татьяна Владиславовна
2014 год
Цели и задачи урока:
1) Предметные:
- Показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего в мире;
- Выявить особенности описания природы в сказке-были М.М. Пришвина;
- Выяснить смысл названия «Кладовая солнца»;
- Применив знания по биологии, объяснить явления, описанные М.М. Пришвина в сказке- были «Кладовая солнца»
2) Метапредметные:
- Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом;
- Развивать познавательные процессы, мышление, наблюдательность;
- Развивать навыки самостоятельной поисковой деятельности;
3) Личностные:
- Воспитывать понимание великой и благородной миссии Человека на Земле как нравственно - философская идея урока;
- Воспитывать бережное отношение к слову художественного текста.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийный проектор,
- Компьютер,
- Экран
- Презентация, сопровождающая весь урок.
Эпиграф:
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
Сам же только о людях и думаю.
(М.М. Пришвин)
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель литературы: Сегодня у нас урок необычный. Вместе с героями сказки - были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»: Настей и Митрашей - мы отправимся на Блудово болото за клюквой. А помогут нам в этом знания по двум очень не похожим друг на друга предметам – литературе и биологии.
(Слайд 1)
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель литературы: Тема урока звучит так: «Формула жизни в сказке – были «Кладовая солнца». Цель нашего урока – проникнуть в тайны слова Пришвина и увидеть природу глазами автора, а также выяснить смысл названия произведения.
Учитель биологии: А ещё целью нашего урока будет показать единство человека и природы, применить знания биологии для объяснения явлений, описанных Пришвиным, вспомнить растительный и животный мир болот.
(Слайд 2)
III. Работа по теме урока.
1. Просмотр видеофрагмента «Помните, у Пришвина»
Учитель литературы: Чтобы погрузиться в пришвинское понимание роли природы в жизни человека, давайте просмотрим небольшой фрагмент видеофильма «Помните, у Пришвина»
(Слайд 3)
-Что хотел сказать автор этого фрагмента об отношении Пришвина к природе?
2. Чтение учителем отрывка «Ель и сосна», аналитическая беседа с учащимися по вопросам.
(Слайд 4)
Учитель литературы:
-Почему рассказ о «несчастной» жизни ели и сосны помещён в самом начале описания пути героев?
-Какой приём использует автор, когда повествует о ели и сосне, растущих вместе?
-О чём заставляет задуматься читателей этот отрывок?
3. Нахождение в описании утра известных учащимся троп, которые помогают автору создать прекрасный пейзаж.
1) «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».
(Слайд 5)
2) «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».
(Слайд 6)
3) «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. ‹…›Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой».
(Слайд 7)
4. Инсценировка спора Насти и Митраши заранее подготовленными учащимися. Работа с текстом сказки – были Пришвина. Анализ данного эпизода по вопросам.
Учитель литературы:
-Как природа помогает понять настроение спорящих?
Найдите и прочитайте описание солнца.
-Как изменяется солнце?
-А что происходит в природе после ссоры детей?
Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
5. Выступление учащихся класса с мини-исследованиями.
Группа «Литературоведы»- презентация словаря сравнений , олицетворений и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Группа «Ботаники». Сопоставительный анализ научного описания клюквы и описание этой ягоды у Пришвина.
(Слайд 8)
6. Учитель биологии:
7. Обсуждение смысла названия произведения
Учитель литературы: Мы знаем, что Пришвин не сразу пришёл к названию «Кладовая солнца», но всё-таки остановился на нём.
-Что такое кладовая солнца?
-Что по этому поводу говорится в произведении?
-Только ли торфом богаты эти места?
(Слайд )
Учитель литературы: Обращаемся к эпиграфу нашего урока. В нём прослеживается единение человека и природы. У Пришвина есть философская формула о глубинной связи человека и природы.
Я стою и расту - я растение.
Я стою, и расту, и хожу - я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
Опираясь на землю, я поднимаюсь:
И надо мною небо-
Всё небо моё.
(Слайд )
Учитель биологии:
Но эту философскую идею мы можем схематично выразить так:
Единение человека и природы + ответственность человека за всё живое =
Сохранение жизни на Земле
9. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по выбору:
- Природа у Пришвина - это кладовая тепла и любви. (Литература)
- Как нужно вести себя в болотистой местности? (Биология)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...
урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс...
Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"
В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...
Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина ...
Урок по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Это урок-поиск, урок-исследование по прекрасному произведению М. Пришвина. Ребятам предлагается поразмышлять об идейном содержании художественного произведения, открыть для себя содержание слов-концеп...
Конспект урока по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"
Урок основывается на технологии творческих мастерских...