Технологическая карта урока по пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Содержит как карту урока по теме "Образы сказки Островского "Снегурочка", так и раздаточный материал к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержит материалы к уроку, разные формы работы и заданий | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе. Учитель: Е.А.Волкова
Тема: ««Снегурочка» Образы героев пьесы и их особенности. (Подобраны разные виды заданий, демонстрирующие формирование УУД на разных этапах урока.)
Цель урока:
Образовательная: актуализировать знания о различиях сказок народной и литературной, осуществить перенос знаний на поиск приемов выражения авторской идеи и приемов ее выражения в пьесе; выработать алгоритм рассуждения при решении данной задачи; формировать умение отбирать материал для понимания, для рассуждения о нем; включить в словарь учащихся новые слова; обучить составлению синквейна
Развивающая: содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к художественному слову; воспитывать внимание к тексту, самостоятельность, трудолюбие, умение сотрудничать.
Маршрутная карта ученика 8 класса ____________________________________________
1.Своеобразие – это__________________________________________________________
2. Заполните колонки таблицы нужными понятиями и определениями. Выберите только один аспект: 1) Народная сказка и Герои народной сказки; 2) Литературная сказка и Герои литературной сказки.
Заполните только ВЫБРАННЫЕ вами 2 колонки таблицы нужными определениями из списка: автор - конкретный человек, ценности, присущие всем народам, герой – либо злой, либо добрый человек; устаревшие слова и устойчивые выражения, автор – народ и даже поколения, добро всегда побеждает зло; хороший герой может умереть; характеристики героев постоянные, ценности зависят от авторской идеи, герои сочетают в себе и хорошее, и плохое; своеобразие, неповторимость и уникальность, вымышленные события, может не иметь традиционных элементов, текст передавался в устной форме, наличие авторской оценки, своеобразие стилистики языка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, противостояние добра и зла
Народная сказка, ее особенности | Герои народной сказки | Литературная сказка, ее особенности | Герои литературной сказки |
|
|
|
3. Выберите одно из предложенных заданий:
1)Запишите свое утверждение, чему учит народная сказка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Запишите свое утверждение, что литературная сказка отличается своеобразием: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Записать синквейн. Это пятистрочная строфа:
- Одно ключевое слово (существительное);
- Два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;
- Три глагола;
- Короткая фраза, умозаключение, в которых показано отношение к проблеме;
- Одно существительное (синоним к первой строке).
____________________________________________________
____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_________________________________________________________
Оцените свою работу на уроке.
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны
Приложение. Словарь народных слов и выражений к пьесе А.Н.Островского
Комментарии к тексту
Бобыль – бездомный человек, безземельный крестьянин, бедняк
Лель – языческое божество древних славян, сын богини Лады, по-видимому, род славянского амура или Купидона. По другим источникам Леля – дочь Лады, богиня любви
Купава – в псковских и тверских говорах «пышная, гордая», красивая девушка
Мизгирь – паук, тарантул
Радушка – от «радуша» - милая, любезная
Малуша – Малышка, малорослая или младшая дочь в семье. ( Даль)
Брусило, брусить - «нести чепуху», говорить нескладицу, бредить, врать. (Даль)
В нетающих лядинах – лядина участок среди леса на месте вырубки или гари, где дольше
лежит снег.
Сотник начальник сотни в стрелецком войске.
Целовальник – Выборное лицо в Московской Руси, принявшее присягу (целование креста), сборщик пошлин. Позднее – приказчик в казённом кабаке.
Рыболов – харчевник – чайка.
Длинница цапля – Блинница – торговка, пекущая блины и выносящая их на продажу.
Застреха – место под нависшим карнизом, краем крыши.
У ворот вереями скрипеть. Вереи – столбы, на которые навешиваются ворота, также и воротные петли.
Ярило - древнеславянское божество солнца, весеннего плодородия и любви.
Да браги парить корчажные, да вари вёдер в 40 корчажная брага – домашнее пиво, приготовлявшееся в корчагах, больших глиняных сосудах. Варя – так называлось в старину количество напитка, сваренного за один раз.
Кануны править – готовить мёд, брагу к праздникам.
Веснянка – весенняя обрядовая песня.
Медведи-овсянники – медведи, выходящие из леса в поле и уничтожающие овсы.
Лисица-сиводушка – северная порода красной лисы с тёмно-синим брюхом и душкой (горлом).
Приспешники – слуги.
Волну пряди – шерсть.
Не заглянувши в святцы. – Не заглянувши в святцы, ударить в колокола (пословица) – сделать что-то не вовремя.
Ленкоранский залив – залив в южной части Каспийского моря.
Гилянские озёра – озёра в прикаспийской провинции Гилян.
Чепыжник – густой кустарник.
Рогозина, редина – рогожа редкая.
Братчина – праздник на общий счёт, в складчину.
Карачуна проводите – Карачун – день зимнего солнцестояния (12 декабря по ст. стилю).
После него день начинает прибывать.
Овсень-Коляда – канун Нового года.
Перевеи – вихревые порывы ветра, вздымающие снег.
Торговый гость – купец.
Бирюч – в Древней Руси глашатай, объявляющий народу царские указы и распоряжения.
Позорище – зрелище.
Ячные – ячменные.
Стоялые мёды – долго стоявшие.
Скудаться – испытывать нужду.
Кика – старинный женский головной убор, который носили лишь замужние.
Повытрясет кису. – Киса – кошель, кожаный или суконный мешок, стягиваемый шнурами.
На хлебах жить – на пропитании.
Наклад – побор, налог.
Сладимый – сладкий.
Ширинка браная – скатерть, плат из узорчатой ткани.
Печатный пряник – оттиснутый с деревянной доски с изображением цветов, зверей, птиц и т.д.
Зажига – зачинщик.
Сами вспокаетесь – пожалеете.
Окатный жемчуг – круглый и крупный.
Сусек – отгороженное в амбаре место или ларь для ссыпки зерна.
Сам-друг она – то есть вдвоём.
Яры шишки – молодые белые.
Балясы – точёные столбики перил.
Тулы – колчаны.
Лада – возлюбленные, супруги.
Ратаи – воины.
Сулицы скрозь прободают доспехи – копья пробивают насквозь доспехи.
Комони – кони.
Туга – печаль.
Баян – имя легендарного древнеславянского поэта-певца.
Слава златому столу Берендея – стол – царский престол.
Палатное письмо – фрески, настенная живопись.
Подписчики – живописцы.
На притолках дверных, припечных турах… - имеется в виду роспись над дверями и на печных столбах, основание которых, называемое ногой, расписывалось особенно часто.
Матицы – балки, поддерживающие потолок.
Кумоха – лихорадка.
Тьмотысячной толпой (тьма – десять тысяч).
На сажень маховую. Сажень как мера длины была равна трём аршинам (2,134 метра). Маховая сажень измерялась между концами пальцев раскинутых рук и считалась равной двум с половиной аршинам.
Усобица – вражда.
Кучится взнесть челобитьице. – Умолять подать письменное прошение.
Ворота браные – «расшитые» узорами.
Дьяк – должностное лицо, ведавшее в Древней Руси делами приказа, органа центрального управления.
Подьячий – помощник дьяка, писец в приказной канцелярии.
Руку крючком держать – то есть брать взятки.
Подполатные жители – под полатями на широкой лавке в крестьянской избе было обычно место, где спали хозяева.
Лоб лощить – причёсываться, прихорашиваться.
Распуколка – бутон цветка или почка нераспустившегося листа.
Уложенье – собрание законов.
Обвязка золотая – пояс.
Гудочники – музыканты (всякие).
И наша не щербата копеечка – то есть и у нас в достатке денег.
Ферязь – верхняя одежда – длинная, без перехвата и воротника, богато украшенная.
Сжидаться – ожидать друг друга.
И запон, и коты новёхоньки. Запон – женский передник, фартук. Коты – тёплая, преимущественно женская обувь, иногда на меху.
Медвяных рос убыточные порчи – выделение тлей или болезненная слизь на злаках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока литературы в 11 классе по пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»
Предмет: ЛитератураФ.И.О. учителя: Халбаева Антонина Константиновна14.03.2017Тема урока: Тема семьи в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»Класс: 11Оборудование: для учителя – ...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Технологическая карта урока по теме: «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »
Расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра - кантилены....