Паспорт и технологическая карта урока литературы в 10 классе по пьесе А.Н. Островского "Гроза"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Войницкая Татьяна Алексеевна

Данная публикация является итоговой работой, представленной по результатам обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Современный урок с применением технологии учебно-группового сотрудничества".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока литературы в 10 классе

ФИО учителя: Войницкая Татьяна Алексеевна

Тема урока: «Был ли у Катерины иной путь?» Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Образовательная цель урока: формирование читательской культуры личности десятиклассников, развитие умения осуществлять коллективно-распределительную деятельность на основе осмысления прочитанной пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Планируемые образовательные результаты (ПОР):

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: умеет работать с текстом, ориентируясь на нравственные нормы и правила.

РУД-1: принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности;

РУД-3: адекватно оценивает свои учебные достижения;

ПУД-1: через анализ и осмысление текста, сравнение и противопоставление персонажей приходит к пониманию авторского замысла;

ПУД-2: интерпретирует информацию, создает рассказ на заданную тему;

КУД-1: умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

КУД-2: ясно, логично и точно формулирует собственное мнение и координирует его с позициями других участников группы.

ПР-1: показывает знание текста драматического произведения и умение его интерпретировать.

Программные требования:

        Выпускник научится:

- выявлять в произведениях образы, темы, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;

- осознавать художественную картину, созданную автором в произведении, в единстве эмоционально личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- владеть умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий.

Мировоззренческая идея: Размышления над нравственной проблематикой пьесы А.Н. Островского помогут обучающимся обрести нравственные ориентиры, которые будут их помощниками в жизни.

Ценностно-смысловые ориентиры: Верность. Свобода. Достоинство. Любовь. Долг. Честь. Правдивость.

Основные понятия: «луч света в темном царстве», «горячее сердце», самодурство, ханжество, характер, любовь, трагедия героини.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-размышление.

Образовательная технология: технология учебно-группового сотрудничества (ТУГС).

Мизансцена урока: 3 группы по 7 человек.

Оснащение урока: тексты драмы А.Н. Островского «Гроза», рабочие папки, ручки, фломастеры, мультимедийный проектор, экран.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или проявление слабости?»

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые образовательные результаты (ПОР)

  1. Организационный момент (1мин)

Приветствует

Благожелательный психологический настрой на урок:

- Наш девиз всегда с нами. Давайте произнесем его вслух и дружно: «Только вперед, только вперед, к новым вершинам знаний!»

Приветствуют стоя,

 улыбаются друг другу,

хором произносят девиз и аплодируют

Сидят группами (по 7

чел)

ЛР-2

  1. Вводный этап (10 мин)

Межгрупповая дискуссия:

 Перед вами современные театральные афиши. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

- Как можно объяснить наличие спектаклей, созданных по классике?

- Чем вызван интерес современных зрителей к произведениям классической литературы?

- Почему важно читать классические произведения?

Вывод: тематика произведений актуальна своей и в наше время.

Само наименование классики заслуживают произведения, в которых находят отражение вечные темы любви, верности, предательства, долга, чести, достоинства. Все это нравственные понятия. Классические произведения поднимают «вечные» темы и помогают современному человеку извлекать из текста смыслы, оценивать их, соотносить с собственным опытом, становиться духовно богаче.

Задание: Прочитайте эпиграф урока

Содержание эпиграфа «Нет печальней измены на свете, чем измена себе самому»

Н. Заболоцкий

Межгрупповая дискуссия:

-На какие слова прежде всего обратили внимание?

-Как понимаете смысл эпиграфа?

Обобщение, вывод: самое страшное – изменить самому себе, своим нравственным правилам. 

На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые писатель поднимает и решает в произведениях. В пьесе «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Так же, как и Н.А. Заболоцкий. Сегодня на уроке мы поразмышляем над финалом пьесы.

Задание: формулировка и запись главного вопроса урока.

Устная проверка: чтение и обоснование вопроса

Главный вопрос: Был ли у Катерины иной путь? (раскрыть характер, жизненную позицию героини, понять причины ее гибели)

Задания группам:

Задание 1 группы – жизнь в родительском доме (Рабочий лист 1);

Задание 2 группы – замужество, жизнь в семье мужа (Рабочий лист 2);

Задание 3 группы – гибель Катерины (Рабочий лист 3)

3-4 ученика с места

фронтально

2-3 ученика с места

фронтально

фронтально

запись в тетрадях

зачитывают свои ответы,

2-3 ученика

Доска

Работа в группах

ЛР-3

ПУД-2

ПУД-2

ПР-1

КУД-1

ПР-1

КУД- 2

КУД-1

ПУД-2

  1. Основной этап (16 мин)

Коллективно-распределительная деятельность групп по решению поставленной учебной задачи

Групповая практическая работа: создание общего продукта деятельности (текст с соблюдением норм литературного языка и примерами из пьесы)

распределение обязанностей внутри группы 

внутригрупповая дискуссия

индивидуальная работа

КУД-1

ПУД-2

РУД-1

  1. Заключительный этап (10 мин)

Презентация результатов работы групп:

- устный рассказ 1 группы 

- устный рассказ 2 группы:

- устный рассказ 3 группы:

Обобщение, вывод: Никто не поддержал её. Она столкнулась с полным равнодушием со стороны собственного мужа Тихона, с его безволием, покорностью собственной матери. Высокая нравственность Катерины восстаёт против обмана, который вошёл в её жизнь. Для Катерины жить в доме свекрови – все равно что похоронить себя заживо. Она говорила о себе: «Обманывать – то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. Поэтому иного выхода у нее в жизни не было.

устно, у доски

межгрупповая

устно

ПР-1

КУД-2

  1. Подведение итогов урока (3 мин)

Рефлексия и оценка результатов деятельности:

Нарисовать портрет, отражающий оценку работы группы

Содержательная оценка результатов сотрудничества в группах:

- Что получилось и почему?

- Что не получилось и почему?

- На что следует обратить внимание в будущем?

Домашнее задание: мини-сочинение по теме «Был ли у Катерины иной путь?»

Самооценка:

оценочные листы

ЛР-2

РУД-2

КУД-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Паспорт и технологическая карта урока для 6 класса по волейболу

Паспорт урока и технолошгическая карта урока для учащихся 6 класса на тему "Волейбол - как средство и метод физичского воспитания"...