Паспорт и технологическая карта урока литературы в 10 классе по пьесе А.Н. Островского "Гроза"
методическая разработка по литературе (10 класс)
Данная публикация является итоговой работой, представленной по результатам обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Современный урок с применением технологии учебно-группового сотрудничества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт и технологическая карта урока литературы 10 класс | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт урока литературы в 10 классе
ФИО учителя: Войницкая Татьяна Алексеевна
Тема урока: «Был ли у Катерины иной путь?» Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Образовательная цель урока: формирование читательской культуры личности десятиклассников, развитие умения осуществлять коллективно-распределительную деятельность на основе осмысления прочитанной пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Планируемые образовательные результаты (ПОР):
По окончании изучения темы ученик:
ЛР-1: умеет работать с текстом, ориентируясь на нравственные нормы и правила.
РУД-1: принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности;
РУД-3: адекватно оценивает свои учебные достижения;
ПУД-1: через анализ и осмысление текста, сравнение и противопоставление персонажей приходит к пониманию авторского замысла;
ПУД-2: интерпретирует информацию, создает рассказ на заданную тему;
КУД-1: умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
КУД-2: ясно, логично и точно формулирует собственное мнение и координирует его с позициями других участников группы.
ПР-1: показывает знание текста драматического произведения и умение его интерпретировать.
Программные требования:
Выпускник научится:
- выявлять в произведениях образы, темы, проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на литературные темы;
- осознавать художественную картину, созданную автором в произведении, в единстве эмоционально личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- владеть умениями анализа и интерпретации художественного произведения в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий.
Мировоззренческая идея: Размышления над нравственной проблематикой пьесы А.Н. Островского помогут обучающимся обрести нравственные ориентиры, которые будут их помощниками в жизни.
Ценностно-смысловые ориентиры: Верность. Свобода. Достоинство. Любовь. Долг. Честь. Правдивость.
Основные понятия: «луч света в темном царстве», «горячее сердце», самодурство, ханжество, характер, любовь, трагедия героини.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-размышление.
Образовательная технология: технология учебно-группового сотрудничества (ТУГС).
Мизансцена урока: 3 группы по 7 человек.
Оснащение урока: тексты драмы А.Н. Островского «Гроза», рабочие папки, ручки, фломастеры, мультимедийный проектор, экран.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или проявление слабости?»
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые образовательные результаты (ПОР) |
| ||
Приветствует Благожелательный психологический настрой на урок: - Наш девиз всегда с нами. Давайте произнесем его вслух и дружно: «Только вперед, только вперед, к новым вершинам знаний!» | Приветствуют стоя, улыбаются друг другу, хором произносят девиз и аплодируют Сидят группами (по 7 чел) | ЛР-2 |
| ||
Межгрупповая дискуссия: Перед вами современные театральные афиши. Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы: - Как можно объяснить наличие спектаклей, созданных по классике? - Чем вызван интерес современных зрителей к произведениям классической литературы? - Почему важно читать классические произведения? Вывод: тематика произведений актуальна своей и в наше время. Само наименование классики заслуживают произведения, в которых находят отражение вечные темы любви, верности, предательства, долга, чести, достоинства. Все это нравственные понятия. Классические произведения поднимают «вечные» темы и помогают современному человеку извлекать из текста смыслы, оценивать их, соотносить с собственным опытом, становиться духовно богаче. Задание: Прочитайте эпиграф урока Содержание эпиграфа «Нет печальней измены на свете, чем измена себе самому» Н. Заболоцкий Межгрупповая дискуссия: -На какие слова прежде всего обратили внимание? -Как понимаете смысл эпиграфа? Обобщение, вывод: самое страшное – изменить самому себе, своим нравственным правилам. На предыдущих уроках мы познакомились с биографией Островского, героями его пьес, проблемами, которые писатель поднимает и решает в произведениях. В пьесе «Гроза» он показывает героиню, которая вступает в конфликт с хозяевами «темного царства» и погибает, но не изменяет себе, поскольку считает, что «нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». Так же, как и Н.А. Заболоцкий. Сегодня на уроке мы поразмышляем над финалом пьесы. Задание: формулировка и запись главного вопроса урока. Устная проверка: чтение и обоснование вопроса Главный вопрос: Был ли у Катерины иной путь? (раскрыть характер, жизненную позицию героини, понять причины ее гибели) Задания группам: Задание 1 группы – жизнь в родительском доме (Рабочий лист 1); Задание 2 группы – замужество, жизнь в семье мужа (Рабочий лист 2); Задание 3 группы – гибель Катерины (Рабочий лист 3) | 3-4 ученика с места фронтально 2-3 ученика с места фронтально фронтально запись в тетрадях зачитывают свои ответы, 2-3 ученика Доска Работа в группах | ЛР-3 ПУД-2 ПУД-2 ПР-1 КУД-1 ПР-1 КУД- 2 КУД-1 ПУД-2 |
| ||
Коллективно-распределительная деятельность групп по решению поставленной учебной задачи Групповая практическая работа: создание общего продукта деятельности (текст с соблюдением норм литературного языка и примерами из пьесы) | распределение обязанностей внутри группы внутригрупповая дискуссия индивидуальная работа | КУД-1 ПУД-2 РУД-1 |
| ||
Презентация результатов работы групп: - устный рассказ 1 группы - устный рассказ 2 группы: - устный рассказ 3 группы: Обобщение, вывод: Никто не поддержал её. Она столкнулась с полным равнодушием со стороны собственного мужа Тихона, с его безволием, покорностью собственной матери. Высокая нравственность Катерины восстаёт против обмана, который вошёл в её жизнь. Для Катерины жить в доме свекрови – все равно что похоронить себя заживо. Она говорила о себе: «Обманывать – то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. Поэтому иного выхода у нее в жизни не было. | устно, у доски межгрупповая устно | ПР-1 КУД-2 |
| ||
Рефлексия и оценка результатов деятельности: Нарисовать портрет, отражающий оценку работы группы Содержательная оценка результатов сотрудничества в группах: - Что получилось и почему? - Что не получилось и почему? - На что следует обратить внимание в будущем? Домашнее задание: мини-сочинение по теме «Был ли у Катерины иной путь?» | Самооценка: оценочные листы | ЛР-2 РУД-2 КУД-3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Паспорт и технологическая карта урока для 6 класса по волейболу
Паспорт урока и технолошгическая карта урока для учащихся 6 класса на тему "Волейбол - как средство и метод физичского воспитания"...