Технологическая карта урока по теме: «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »
план-конспект урока
Расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра - кантилены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_indiv._1.docx | 26.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Благоевская детская музыкальная школа» пгт Благоево
Технологическая карта урока по теме:
«Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера »
Выполнила: Худякова Елена Александровна-преподаватель I квалификационной категории
Пгт Благоево
2023 г
Технологическая карта урока «Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера»
1. Ф.И.О. преподавателя: Худякова Елена Александровна
2. Ф.И.О. учащегося: Скорняков Роман
3. Класс: 2 класс
4. Дата: 22.03.2023г
5. Предмет: фортепиано
6. Тема урока: «Работа над различными средствами музыкальной выразительности в пьесе кантиленного характера»
7. Цели урока:
• Содержательные: расширение у учащегося понятий исполнения уже знакомых штрихов в пьесе нового жанра – кантилены;
• Предметные: формирование у учащегося навыков кантиленой игры, основ анализа средств музыкальной выразительности;
• Воспитательные: развитие певучести в звукоизвлечении, самостоятельности и творческого мышления.
8. Задачи:
- Образовательные задачи:
- дать представление о музыкально-интонационных особенностях пьес кантиленного характера;
- расширить музыкально-теоретические представления обучающегося;
- дать понятие о разных тембровых красках и градациях звука;
- передать содержание музыки.
- Развивающие задачи:
- работа над выразительным интонированием мелодической линии;
- развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем;
- работа над развитием мелодического слуха;
- развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;
- развитие ритмической устойчивости и ладогармонического слуха.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство необходимости совершенствования культуры исполнения;
- воспитывать потребность в ассоциативном мышлении;
- активизировать интерес к занятиям на инструменте.
4. Здоровьесберегающие задачи:
• соблюдение правильной посадки, постановки рук;
• контроль за свободой пианистического аппарата
9. Планируемые результаты:
1) Предметные: - учащийся умеет хорошо слушать себя; - оценивать качество извлекаемого звука; - работать над произведениями кантиленного плана.
2) Личностные:
- развитие познавательной деятельности, креативного мышления.
3) Межпредметные:
- формирование у учащегося умения добывать знания из различных ресурсов (литература, живопись, вокальные примеры), - формирование комплексного подхода к творческой работе.
10. Дидактические средства:
1. Для преподавателя:
• изобразительный ряд – презентация;
• литературный ряд – стихи русских поэтов;
• музыкальный ряд: исполнение произведения учителем, просмотр видеозаписей.
2. Для обучающегося:
• музыкальный инструмент, нотная литература.
11. Методы обучения:
- метод образного видения,
- метод смыслового видения,
- метод показа,
- метод эмоционально-познавательный,
- метод анализа и обобщения,
- метод контроля,
- игровой метод,
- наглядно – слуховой,
- самооценка.
12. Форма работы: - индивидуальная.
13. Используемые ресурсы: методическая литература:
Крюкова В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002;
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта – С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;
Рокитянская Т.А. "Воспитание звуком" - Ярославль: Академия развития. 2002;
Царева Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 2000;
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.
14. Оснащение урока:
• музыкальный инструмент (пианино);
• персональный компьютер;
• нотный материал;
• дидактический материал (карточки), справочная литература.
15. Характеристика урока:
№ | Названия этапа, цель. | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. | Мотивация к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) Создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) Устанавливаются тематические рамки урока («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъективный и личностный уровни). | Вводная беседа, сопровождаемая демонстрацией музыкального материала. Объявление темы урока. Краткое знакомство с творчеством П.И. Чайковского. | Рассказ о творчестве композитора. | Слушает, отвечает на вопросы учителя. |
2. | Учебно – познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии На данном этапе организуется подготовка учащегося к открытию нового знания, выполнение им пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) Мотивацию учащегося к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) Фиксирование учащимся индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связанно с организацией выхода учащегося в рефлексию пробного учебного действия. | Работа над разбором пьесы П.И.Чайковского «Старинная французская песенка». Показ практической значимости, изучаемого материала. Постановка перед учащимся проблемы. Актуализация субъектного опыта учащегося. Дать понятие «кантилены», обучить первоначальным навыкам кантиленой игры, мотивировать на творческую работу. | Педагог включает учащегося в определение цели и задачи урока, предлагает найти в музыкальном словарике («Энциклопедия для юного музыканта») определение кантилены, объясняет основные принципы взятия певучего, «кантиленного» звука; задаёт вопросы на понимание теоретического материала; предлагает придумать упражнение для закрепления полученного навыка, организует творческую поисковую работу учащегося. Играет в ансамбле с учащимся второй голос полифонической фактуры. | Учащийся рассказывает сведения о композиторе, собранные самостоятельно. Слушает исполнение учителем «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского с целью пополнения своего слухового багажа. Проводит сравнительный анализ различного исполнения пьесы (в фортепианном, оркестровом и вокальном вариантах). Исполняет фрагмент пьесы по голосам один и в ансамбле с учителем, демонстрирует понимание теоретического материала (определения и объяснения учителя |
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащийся выделяет место и причину затруднения для этого он выполняет следующие учебные действия: 1) Восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) Соотносит свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявляет и фиксирует во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Выявление в тексте эпизодов с особыми трудностями и проблемами в пьесе. | Поработать над сочетанием тембров мелодии и аккомпанемента (в левой); активизировать слуховой контроль от избавления статичности, монотонности исполнения; поучить партию левой руки двумя руками, вслушиваясь в верхний голос на фоне поющего баса «соль»; играть партию левой руки и петь мелодию правой, ощущая в аккомпанементе интонационные изгибы мелодии; поиграть дуэтом с преподавателем на разных инструментах; поиграть мелодии обеих рук без баса; прослушать аккорды в окончании. | Ученик озвучивает свои проблемы после проигрывания. |
4. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащийся самостоятельно выполняет задания нового типа, осуществляет их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляет и корректирует возможные ошибки, определяет способы действий, которые вызывают у него затруднения и ему предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Расширить кругозор, расширить эмоционально – чувственное восприятие, отработать приобретённые на уроке навыки. Обеспечить закрепление учащимся знаний и способов действий, которые ему необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимся изученного материала, глубины его усвоения; создать условие для выявления индивидуальных способов закрепления учебного материала. | Педагог предлагает просмотреть видеозапись и кратко проанализировать выступление, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха. | Учащийся смотрит видео с исполнением пьесы «Старинная французская песенка» П.И. Чайковского, высказывает своё мнение об игре учащейся; исполняет фрагмент данной пьесы каждой рукой, оценивает свою игру, что получилось, что нет, добивается положительных результатов. |
5. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | Создать условия для оценки собственной познавательной деятельности. Обеспечить усвоение учащимся принципов саморегуляции и самоконтроля. | Педагог проводит беседу с учащимся: - Чему мы научились? - Что больше всего по нравилось делать? - Легко ли было? - Доволен ли собой учащийся? Задает домашнее задание | Формулирует домашнее задание, отвечает на вопросы, анализирует работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"
Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"...
Технологическая карта урока по предмету музыка 5 класс"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"
Технологическая карта урока "Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"...
Технологическая карта урока по теме "Работа. Мощность"
Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока физики в 7 классе по теме "Работа. Мощность" в формате ФГОС....
Технологическая карта урока на тему "Работа над исполнительскими трудностями в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки»
Технологическая карта урока по специальности "домра" на тему "Работа над исполнительскими трудностями в произведении В. Городовской «У зари-то, у зореньки» с ученицей ...
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....
Технологическая карта урока по теме "Работа с файлами"
Урок по информатике в 11 классе (углубленный уровень), УМК Полякова К.Ю., Еремина Е.А.Цели урока:Личностные: развитие познавательного интереса обучающихся, ответственности, самостоятельности, ло...
Технологическая карта урока по теме: «Работа и мощность. Энергия».
Урок направлен на применение полученных знаний при решении задач; усвоение, повторение, закрепление основных знаний, понятий, законов, научных фактов по теме «Работа и мощность. Энергия»...