Технологическая карта урока литературы в 11 классе по пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предмет: Литература
Ф.И.О. учителя: Халбаева Антонина Константиновна
14.03.2017
Тема урока: Тема семьи в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»
Класс: 11
Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; пьеса «Старший сын»;
для учащихся – тетрадь, учебник, пьеса.
Тип урока: актуализация знаний предыдущего урока с дальнейшим формированием новых ууд и их применением в ходе урока.
Технологии: Элементы проблемно-диалогического обучения, технология дебатов, ИКТ.
Цель урока:
- Образовательная: продолжить знакомство с творчеством драматурга А.В.Вампилова, с его семьей, с родителями, с домом Вампиловых.
- Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия, Представить изображение и семейных устоев, традиций в семье Вампиловых
- Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся;
- Воспитательная: рассмотреть проблему развития личности в семье с сохранением родового отцовского начала и сбережением родительского дома, побудить у учащихся чувства уважения и любви к родителям, уважения к ценностям семьи.
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (статья)
Формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная
Основные понятия: дом, семья, род, родители, родовой дом
Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;
Прогнозируемые результаты:
Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости родителей в жизни человека;
Метапредметные: формирование умения понимать проблему, Уметь аргументировать свою позицию, Суметь вовлечь новых собеседников в дискуссию,формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе; Уметь моделировать монологическое высказывание
Предметные: Научиться интерпретировать прочитанное, просмотренное. формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, научиться работать с разными источниками (газетная статья, пьеса, фильм, письма); уметь выделять и формулировать нужные отрезки прорабатываемого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока литературы в 11 классе | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литература
Ф.И.О. учителя: Халбаева Антонина Константиновна
14.03.2017
Тема урока: Тема семьи в пьесе А.В.Вампилова «Старший сын»
Класс: 11
Оборудование: для учителя – учебник, поурочные разработки; пьеса «Старший сын»;
для учащихся – тетрадь, учебник, пьеса.
Тип урока: актуализация знаний предыдущего урока с дальнейшим формированием новых ууд и их применением в ходе урока.
Технологии: Элементы проблемно-диалогического обучения, технология дебатов, ИКТ.
Цель урока:
- Образовательная: продолжить знакомство с творчеством драматурга А.В.Вампилова, с его семьей, с родителями, с домом Вампиловых.
- Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия, Представить изображение и семейных устоев, традиций в семье Вампиловых
- Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся;
- Воспитательная: рассмотреть проблему развития личности в семье с сохранением родового отцовского начала и сбережением родительского дома, побудить у учащихся чувства уважения и любви к родителям, уважения к ценностям семьи.
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал (статья)
Формы работы с учащимися: групповая, индивидуальная
Основные понятия: дом, семья, род, родители, родовой дом
Методы работы с учащимися: словесные; проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы;
Прогнозируемые результаты:
Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости родителей в жизни человека;
Метапредметные: формирование умения понимать проблему, Уметь аргументировать свою позицию, Суметь вовлечь новых собеседников в дискуссию,формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе; Уметь моделировать монологическое высказывание
Предметные: Научиться интерпретировать прочитанное, просмотренное. формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, научиться работать с разными источниками (газетная статья, пьеса, фильм, письма); уметь выделять и формулировать нужные отрезки прорабатываемого материала
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Психологический настрой учащихся на урок, включение в деятельность | Приветствие. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. Мотивация деятельности способствует психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятие новых знаний. | В начале урока я предлагаю презентацию, просмотрев которую вы определите ключевые слова темы нашего урока, обоснуете цели и задачи урока. – Какие слова будут ключевыми? Демонстрирует слайды из презентации (Отрывки из х/ф «Старший сын») приложение 1 Задает вопрос о возможной теме урока - Как бы вы обозначили тему сегодняшнего урока? - Сегодня наш урок будет выстраиваться как урок-контраст или линия сопоставления. Вы уже знакомы с пьесой «Старший сын», а также просмотрели экранизацию. Каким общим словом можно объединить тему урока? (СЕМЬЯ) | Просматривают слайды, слушают вопросы учителя, отвечают. Высказывают свои предположения о теме урока Слушают учителя, отвечают на вопросы, выдвигают предположения. | Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; Регулятивные: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование |
Актуализация. Определение темы Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока. Подводит итог беседы и ставит цель урока Учитель задает вопросы, используя следующие слайды из презентации (фото семьи драматурга) Приложение 1 | Осуществляют самоконтроль понимания темы урока Просматривают иллюстративный материал, определяют тему урока | Познавательные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Коммуникативные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
постановка целей и задач. | - В центре пьесы «Старший сын» - Сарафановы, а Как Вы думаете, о какой семье мы будем говорить сегодня? (Вампиловы) Учитель предлагает учащимся с опорой на имеющейся опыт в изучении творчества драматурга, выделить основные задачи учебного занятия Деление класса на 2 группы Вампиловы-Сарафановы Задача: выдвинуть основные ценности этих двух семей: Вампиловых и Сарафановых | Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал. Вовлечение в групповую работу Сопоставление: Вампиловы - Сарафановы | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: выполнение пробного учебного действия принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Работа с текстом. Статья и письмо | Раздаточный материал. Статья В.Жемайко «Мальчики ищут отца» из Литературной газеты, а также письмо А.Вампилова к отцу. Организует работу по определению проблем текста (статьи и письма) Приложение 2 и 3 - Перед вами материал, выделите те абзацы, которые вы хотите добавить к вашим рассуждениям. Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы. Создание проблемной ситуации Предлагает проанализировать текст статьи, организует фронтальную беседу. | Чтение статьи В.Жемайко «Мальчики ищут отца» и письма сына к отцу. Изучение и анализ текстового и иллюстративного материала, Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы: Выделяют необходимые абзацы | Познавательные: понимание и осмысление прочитанной информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, Личностные: выработка личностных смыслов, нравственно-этическое оценивание, Коммуникативные: строить монологическое высказывание, грамотно формулировать свои мысли Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; уточнять, высказывать мнение по проблеме |
Групповая работа | побуждает школьников к сравнению фактов, к самостоятельной оценке событий, объяснению явлений, интерпретированию сведений - Вампилов не видел отца. Почему он не пошел по тому «легкому» пути, о котором писал в письме? -Если бы был жив его отец, каким путем он бы ему посоветовал начать свой путь драматурга? - С кем из пьесы Вы могли бы его сравнить? (Бусыгин) - Бусыгин – не может солгать «отцу» и Вампилов не решается «предать» отца. (из письма) | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство Личностные: интерес к игровым видам учебной деятельности Регулятивные: выполнять действия в устной форме Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Закрепление материала в ходе представления результатов собственной деятельности. | продолжает работу в группах, определяет круг вопросов для наглядной проектной работы - Был ли выбор у каждой из семей? Какой был выбор у каждой семьи? -У семьи Сарафановых? - У семьи Вампиловых? Обе группы создают макет домика из картона. (заготовки) | Обсуждают и ищут общее решение в своей группе, представляют рез-т работы в виде изобретения макета дома Пишут на макете основные идеалы семьи | Познавательные: осуществлять анализ предложенного материала, умение структурировать, выделять существенную информацию, Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: договариваться, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, приходить к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания |
Обобщение | Подводит урочную деятельность к итогу Задает вопросы. Фронтальный опрос. - Какой из домиков получился наиболее прочным? - Чья семья разрушается? - Почему? - Дорогие гости нашего урока и ребята, мы пришли к общему мнению, что большую роль в нашей жизни играет дом, родители - СЕМЬЯ | Отвечают на вопросы. Сами задают вопросы. Как я понял драматурга А.В.Вампилова? Используя макет, наглядно показывают разрушение дома, семьи САрафановых. - Дом распадается. Мать ушла. - Семья Вампилова остается, благодаря матери, воспитавшей детей в уважении к отцу. Вопрос от одной из групп учащихся (Вампиловых, Сарафановых) к гостям открытого урока: «Какую роль в вашей судьбе сыграл ваш дом и родители»? Отвечают гости урока. | Личностные: выработка личностных смыслов |
Итоги урока. Рефлексия, инструкция к домашнему заданию. Цель: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания; сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание. | Предлагает учащимся соотнести цель и результат, оценить свою деятельность на уроке. – Что сегодня делали на уроке? - Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее? - Чему вы сегодня научились? - Что вызвало затруднение в процессе работы? Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению? - | Подводят итоги своей работы, Отвечают на вопросы: - что я узнал? - чему научился? - как мне это поможет в будущем? - продолжу работать над… - оценивают друг друга. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: контроль, коррекция, оценка осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание: Сочинение по письму А.В.Вампилова отцу. | Запись домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...