Урок по произведению А.П.Чехова «Маска»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Это технологическая карта урока, построенного по проектной технологии.
Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов, методы сбора информации.
Цели данного урока достигаются с помощью ИКТ-технологии, презентации, проектной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chehovu_maska.zip | 124.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Жукова В.В., учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №1» г. Воркуты
Технологическая карта урока по произведению А.П.Чехова «Маска»
Проектная технология
Тема урока: А.П.Чехов «Маска». Сатира и юмор в рассказе.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: 1) выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать многое; 2) учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию; 3) продолжить знакомство с творчеством Чехова; 4) показать нравственное уродство героев рассказа.
Планируемые результаты:
Предметные: знать сюжет рассказа А.П.Чехова «Маска»; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.
Метапредметные: развивать самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения.
Познавательные: способствовать развитию логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, умения выделять главное, существенное при работе с текстом); продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; определять цель и проблему в деятельности, работать со словарем над понятиями: юмор и сатира, приемы изображения комического
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его цитатами из текста; понимать позицию другого; организовать работу в группе.
Личностные: оценивать свои и чужие поступки, мнения; вырабатывать человеческое достоинство; уметь делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового.
Эпиграфы урока:
О, смех великое дело! Ничего
более не боится человек так,
как смеха…Боясь смеха, человек
удержится от того, от чего бы
не удержала его никакая сила.
Н.В.Гоголь.
Мир уцелел, потому что смеялся.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Орг. момент. Мотивация к деятельности Цель этапа: включение обучающихся в деятельность. | - Начнем урок с детского стиха-перевертыша: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабою в руке И давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик – овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёз. - Вот вы засмеялись, и все ваши страхи исчезли, потому я не замедлю объявить первый эпиграф нашего урока: О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила. Н.В.Гоголь. | Запись даты и темы в тетрадь. |
2. Целеполагание Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Определим цели и задачи нашего урока. Что нам предстоит сегодня решить? (Объявление темы урока) - Конечно, со смешным мы сталкиваемся в жизни часто, будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но юмор – это не только плод авторского воображения, это сердцевина народного творчества. Сколько смешного встречается в народных сказках, небылицах, загадках, поговорках и т.д. - А в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл первого эпиграфа нашего урока? | Ответы: Выяснить приемы, художественные средства создания смешного в рассказах А.П.Чехова; а заодно увидеть меткость чеховского слова, определить отношение автора к героям своих рассказов. Запись темы в тетрадь. Ответ: Человек боится быть осмеянным. Он старается не совершать того, что вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше. |
3. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала для «открытия нового знания»; выявление первичного восприятия. | - Писатели, создавая комические ситуации в своих произведениях, стремятся указать читателям на пороки, и таким образом исправлять людей. Сегодня мы продолжим изучение рассказов Чехова. Этот писатель никогда прямо не высказывал своего отношения к героям, к изображаемым явлениям, но внимательный читатель умеет понять, о чем размышляет автор, на чем он смеется. - Как вы думаете, на чем и над кем смеется Чехов в рассказе «Маска»? - Понравился ли вам рассказ? Что больше всего вам запомнилось из прочитанного рассказа? | Высказывание личных впечатлений о прочитанном рассказе. |
4. Анализ произведения. Изучение нового материала. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления. | - Обратимся к рассказу «Маска». В процессе анализа нам предстоит определить смысл названия рассказа, охарактеризовать героев. Проблемная ситуация: - Итогом нашего анализа должен быть ответ на вопрос «В чём же особенность чеховского юмора?» - Анализ данного произведения построим в группах: 1) рассмотрит образ героя Пятигорова; 2) проанализирует интеллигентов; 3) подумает над смыслом названия рассказа «Маска». В помощь вам предлагаются листочки, на которых написаны вопросы. Они вас сориентируют на правильный ответ. Обсуждение работы в группах. - Таким образом, можно сказать, что Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что деньги, чин, авторитет, поклонение им порождает страх, порабощающий и уничтожающий человека. | Краткий пересказ рассказа «Маска». Работа в группах, записи в тетради: 1) Что мы узнаем о Пятигорове из текста? (Пятигоров был местный миллионер, фабрикант, потомственный почетный гражданин, известный своими скандалами, благотворительностью и любовью к просвещению. Он появляется в маске на балу и ведет себя нагло, грубо, бесцеремонно, всех оскорбляет, а затем снимает маску). 2) С какой целью автор создает ситуацию «Мужчина с павлиньими перьями приподнялся и вырвал газету из рук господина…»? (Автор создает такую ситуацию, чтобы проверить суть окружающих людей). Как ведут себя интеллигенты вначале и после того, как Пятигоров снял маску? (Вначале интеллигенты пытаются всячески противостоять Пятигорову, а когда Пятигоров снимает маску, то интеллигенты подстраиваются под него, во всем с ним соглашаются). Как называют таких людей? (Лицемерами, двуличными, хамелеонами…) В какой момент мы видели их истинное лицо, а в какой маску? (Вначале рассказа – истинное лицо, а в конце – маску). 3) Почему рассказ называется «Маска»? (Потому что люди в определенных ситуациях надевают маски и подстраиваются под эти ситуации). Кто становится предметом обличения и осмеяния в этом рассказе? (Интеллигенты). |
5. Физкультминутка | Ученик проводит разминку: Раз подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | |
6. Обобщение изученного. Цель этапа: выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию, закрепить изученное. | Беседа: - Что высмеивает автор в своих рассказах? - Скажите за какого человека боролся в рассказах Чехов? - Назовите общее в прочитанных вами рассказах Чехова? - Теперь постарайтесь каждый самостоятельно ответить в тетради на проблемный вопрос: «В чём особенность чеховского юмора»? (вспомните понятия юмор и сатира, опираясь на словарь). - Вы считаете Чехова юмористом или сатириком? Докажите. Какие рассказы можно считать юмористическими, а какие – сатирическими? | Ответы: - Ничтожество, домысливание, жалкого человека в смысле отсутствия силы воли, раболепство. - За человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства. -Все они небольшие по объему; во всех художественная деталь играет существенную роль; все в той или иной мере смешны. - В некоторых произведениях юмор бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества. А некоторые произведения наделены удивительно добрым юмором, особым, тёплым. То есть сосуществуют в рассказах Чехова юмор и сатира, порой их невозможно разграничить. -Юмористические: «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.. - Сатирические: «Толстый и тонкий», «Маска», «Смерть чиновника» и др. |
7. Систематизация материала. Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности своей и всего класса. | - Мы сегодня много смеялись. И заканчивая урок, я хочу обратиться ко второму эпиграфу урока: «Мир уцелел, потому что смеялся». - Так почему же смех помог уцелеть миру? - Таким образом, из всего нашего анализа можно сказать следующее, что «маленькие люди» из рассказов Чехова не понимают, не осознают всю глубину своего ничтожества. А причины этого не в том, что они слишком преуспели в своей карьере. Их проблемой является духовная бедность, отсутствие чувства собственного достоинства, готовность к самоуничижению. Они «униженные и оскорбленные», но обычно сами этого не знают, не осознают, потому что принимают жизнь, как спектакль, в котором отведена роль лакеев, выходящих на сцену ради слов: «Кушать подано». Общественное неравенство кажется им закономерным и существующим навсегда. Рефлексия: - По какой теме работали? - Какие задачи ставили? - Решили ли поставленные задачи? - К чему стремился призвать Чехов людей своими произведениями? - Какие трудности испытали? - Что интересного узнали? - Довольны ли своей работой? Оцените свою деятельность. | Ответы: - Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы», и люди становятся добрее, терпимее друг к другу. Ответы: - Чехов своими произведениями попытался призвать людей «выдавливать из себя раба», чтобы, «проснувшись в одно прекрасное утро», почувствовать, «что в жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая»… Самооценка |
8. Домашнее задание | Творческое задание: попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное. Спасибо за урок! | Запись в дневник |
Краткий самоанализ урока.
Темой данного урока являлась тема «А.П.Чехов «Маска». Сатира и юмор в рассказе». Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: 1) выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать многое; 2) учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию; 3) продолжить знакомство с творчеством Чехова; 4) показать нравственное уродство героев рассказа.
Планируемые результаты:
Предметные: знать сюжет рассказа А.П.Чехова «Маска»; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения.
Метапредметные: развивать самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения.
Познавательные: способствовать развитию логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, умения выделять главное, существенное при работе с текстом); продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова.
Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; определять цель и проблему в деятельности, работать со словарем над понятиями: юмор и сатира, приемы изображения комического
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его цитатами из текста; понимать позицию другого; организовать работу в группе.
Личностные: оценивать свои и чужие поступки, мнения; вырабатывать человеческое достоинство; уметь делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей.
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового.
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов, методы сбора информации. Цели данного урока достигнуты с помощью ИКТ-технологии, презентации.
На данном уроке решены все выше поставленные цели и задачи урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по произведению А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»
Данный конспект разработан для 2-го (заключительного) урока по анализу произведения А.П. Чехова "Лошадиная фамилия" с применением мультмедийной презентации...
урок-игра по произведениям А.П.Чехова
. Работая учителем русского языка и литературы, столкнулась с тем, что языковая культура учащихся находится на критическом уровне. Ученики мало читают, эт...
Литературная викторина по произведениям А.П. Чехова (7-9 кл.).
Разработала и провела учитель высшей квалификационной категории Рыжкина Марина ВикторовнаЦели: Образовательные:1) Повторение, обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и...
Урок по произведению Чехова "Ионыч".
Урок по произведению Чехова "Ионыч". Урок построен в виде диспута...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по произведению А.П.ЧЕХОВА «ПАРИ»
Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе с использованием технологии критического мышления. Основной приём - чтение с остановками....
Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему "Разоблачение лицемерия в произведении А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему:"Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"Автор УМК: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлё...
ОСОБЕННОСТИ УЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ. АССОЦИАТИВНЫЙ ФОН ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА.
ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………&hell...