Урок по произведению А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»
план-конспект урока (8 класс) по теме
Данный конспект разработан для 2-го (заключительного) урока по анализу произведения А.П. Чехова "Лошадиная фамилия" с применением мультмедийной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_a.p._chehov_loshadinaya_familiya.docx | 26.95 КБ |
a.p._chehov_loshadinaya_familiya.pptx | 326.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по произведению А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» (в сокращении)
Задачи:
Коррекционно-обучающая: обеспечить осмысление текста, учить работать с текстом и словом писателя, обеспечить умение читать по ролям, учить анализировать эпизоды; продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
Коррекционно-развивающая: учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, продолжить развитие коммуникативных компетенций обучающихся, лингвистическую зоркость, творческие способности обучающихся
Коррекционно-воспитывающая: привлечь внимание и убедить обучающихся, что доброй смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности
Оборудование: учебник по чтению, компьютер, мультимедийная презентация
Ход урока:
Этап урока | Содержание и деятельность учителя | Деятельность детей | ||||||||||||
Орг.момент (2 минуты) | Здравствуйте, проверьте порядок на партах (дневник, пенал, учебник). Садитесь на свои места, помните о правилах посадки (ноги прямо, кулачок между животиком и партой) | Проверят готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки | ||||||||||||
Повторение пройденного материала (4 минуты) | С творчеством какого писателя мы работаем? | Мы работаем с творчеством А.П. Чехова | ||||||||||||
Каким было детство А.П. Чехова? | Детство А.П. Чехова было тяжёлым, отец разорился, и Антону с братьями пришлось зарабатывать деньги, чтобы прокормить всю семью. Братья не только зарабатывали деньги, но помогали матери по ведению домашнего хозяйства | |||||||||||||
Кем решил стать Антон Чехов? И почему? | Антон решил стать врачом, поступил на медицинский факультет, чтобы помогать людям | |||||||||||||
Когда Антон начал писать рассказы? | Антон начал писать рассказы, когда ещё был студентом-медиком | |||||||||||||
Какие рассказы писал А.П. Чехов? | А.П. Чехов писал юмористические рассказы | |||||||||||||
Что такое «юмор»? Юмор – это какой смех? | Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. Это всегда добрый смех | |||||||||||||
В чем природа комического? Почему возникает смех? Приведите пример | Несоответствие между некоторыми вещами в жизни вызывает смех | |||||||||||||
Объявление темы урока (1 минута) | Сегодня мы закончим работу над рассказом «Лошадиная фамилия» | |||||||||||||
Проверка домашнего задания (2 минуты) | Кто герои рассказа? | Герои рассказа:
| ||||||||||||
Чтение по ролям (13 минут) | Теперь вы будете работать в группах. Задача каждой группы: выбрать из предложенных подходящую характеристику герою рассказа 1 группа: Генерал-майор Булдеев 2 группа: Приказчик Иван Евсеич Что вы должны сделать? | Мы должны выбрать из предложенных характеристик ту, которая подходит герою. Читают: 1 группа 2 группа | ||||||||||||
ОТКРЫВАЕМ УЧЕБНИКИ Ваша задача: прочитать отрывок из произведения, где все герои рассказа пытаются вспомнить фамилию «волшебника», способного вылечить больной зуб по телеграфу, по ролям Но сначала мы должны распределить роли | Распределение ролей Чтение обучающимися отрывка по ролям Герои рассказа:
| |||||||||||||
Анализ прочитанного (15 минут) | Что же произошло в доме генерал-майора Булдеева? | У генерала разболелся зуб, а Булдеев боялся врачей, поэтому согласился на помощь в виде заговора | ||||||||||||
Зачем вспоминали фамилию? | Это фамилия «волшебника»-знахаря | |||||||||||||
Какие фамилии были названы родственниками и прислугой генерала «лошадиными»? По каким признакам искали лошадиную фамилию? | Все ищут фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей и т.п. | |||||||||||||
А по какому признаку надо было искать? | Надо было вспомнить, чем питаются лошади | |||||||||||||
Что делает рассказ смешным, юмористическим? | Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка | |||||||||||||
Теперь вы вновь будете работать в группах. Задание: подобрать к иллюстрации цитату из текста учебника Что вы должны сделать? 1 группа: К 1-ой иллюстрации цитата находится на с 152 в 1-ом абзаце сверху 2 группа: Ко 2ой иллюстрации цитата находится на с 154, в 7-ом абзаце снизу ЗАКРЫВАЕМ УЧЕБНИКИ | Мы должны подобрать к иллюстрациям цитаты из текста учебника Работают по заданию Читают: 1 группа 2 группа: | |||||||||||||
Задача каждой группы: найти фамилии, обозначающие 1 группа: синонимы к слову «лошадь» 2 группа: конское снаряжение (сбруя) Что вы должны сделать?
Кто прочитает получившийся список фамилий? | Мы должны выбрать фамилии по заданию для нашей группы Работают в группах по заданию Читают: 1 группа 2 группа | |||||||||||||
Следующее задание: работа с кроссвордом. Ответом будет являться название следующего рассказа А.П. Чехова, который мы будем изучать.
Итак, как называется рассказ, который мы с вами будем изучать на следующем уроке? | Разгадывают кроссворд Рассказ называется «Пересолил» | |||||||||||||
Обобщение, заключительная работа по тексту. (2 минуты) | Над каким произведением мы закончили работу? Чему нас учит рассказа А.П. Чехова? Что вам понравилось на уроке? Что вызвало трудности? | |||||||||||||
Выставление отметок за урок | ||||||||||||||
Дача домашнего задания (1 минута) | Прочитать отрывок, который не был прочитан на уроке |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Генерал-майор Булдеев Приказчик Иван Евсеич Генеральша Булдеева Все, живущие в доме Доктор Герои рассказа:
Характеристика генерал-майора Булдеева Характеристика приказчика Ивана Евсеича Бывший военный. Зажиточный помещик, живущий с семьёй в собственном имении. Боится врачей и всего, что касается лечения. Он подхалим, ищет лёгкие пути для проживания. Выслуживается перед своим начальником. Предлагает «волшебные» способы лечения.
Генерал-майор Булдеев Приказчик Иван Евсеич Генеральша Булдеева Все, живущие в доме Доктор Автор Распределение ролей:
« Мужду прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришёл к нему и посоветовал полечиться заговором.»
«И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии.»
Фамилии, обозначающие конское снаряжение Фамилии- синонимы к слову «лошадь» Кобылин Жеребчиков Лошадкин Меринов Пристяжкин Уздечкин Чересседельников Засупонин
п с е в д о н и м Ч е х о н т е ю м о р н е с о о т в е т с т в и е О с к о л к и л о ш а д ь Б у л д е е в п р и к к а з ч и К о б ы л и н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)
Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...
Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
1Тема: Эпиграф Цели: Мастер Художник Чехов-мастер……(юморист...
Презентация "Тест по рассказам А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Толстый и тонкий"
Тест проверяет знание учащимися текста рассказов и умение анализировать их содержание....
Самоподготовка по чтению. Рассказ А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"
Самоподготовка проводится в 8классе по чтению по одноименному рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"...
Инсценировка рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"
Инсценировка позволит реализовать творческий потенциал обучающихся 7-8 классов....
Открытый урок. «Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» как юмористическая пьеса (для изучения в 8-м классе)». Евдокимов О.В.
Мягкий юмор, беззлобная ирония, грустная улыбка, а иной раз самокритичная горькая усмешка - все это разновидности психологических переживаний чеховских героев, которые не мо...
Рассказ Чехова "Лошадиная фамилия"
Презентация к уроку по литературе по рассказу Чехова "Лошадиная фамилия"...