Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему "Разоблачение лицемерия в произведении А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему:
"Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Автор УМК: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
Тип урока- урок "открытия" нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literature_6_klass.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по литературе в 6 классе на тему:
«Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
Предмет литература Класс 6 Автор УМК: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.
Тема урока - « Разоблачение лицемерия в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». ( Слово лицемерие закрыть)
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
1 | 2 |
Цель урока: | Проанализировать систему образов рассказа, раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей. |
Задачи | Образовательные: 1) показать чеховскую художественную деталь как источник юмора. 2) отработать навыки выразительного чтения литературного чтения по ролям (инсценировка). Развивающие: 1)Осуществление системно–деятельностного подхода. 2)Развитие критического мышления. 3)Развитие внимания. 4)Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных.) 5)Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.6)Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. 7)Развивать умение применять новые знания. 8)Развитие творческих, речевых способностей учащихся. 9)Формирование логических умений. 10) Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт. 11) Развитие умения формулировать проблему. Воспитательные: 1) Заставить учащихся глубоко и серьёзно задуматься над тем, что их окружает. 2) Ставить перед собой главные, существенные вопросы жизни. 3) Развитие коммуникативных УУД. |
УУД | Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: Формировать умение работать с юмористическим текстом. Понимать и интегрировать в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач. Извлекать нужную информацию. |
Основные понятия: | Комическое. |
Межпредметные связи | История. |
Ресурсы | |
Форма урока | Урок ознакомления с новым материалом. |
Технология | Развитие критического мышления через чтение, исследовательской деятельности, технология сотрудничества, технология игровой деятельности. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности Технология игровой деятельности. | Эпиграф к уроку: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой». Н. В. Гоголь. Словарная работа. На доске записаны слова: Херес - сорт крепкого виноградного вина. Флёрдоранж - белые цветы. Облобызаться (шутл.) - поцеловаться. Щёголь - любящий наряжаться человек. Лютеранка - женщина, исповедующая лютеранство (вероисповедание, направленное против католичества и римского папы). Колежский асессор - в царской России: гражданский чин 8 класса, мелкий чиновник. Статский (устар.) - в царской России гражданский чин. Тайный советник - в царской России высший гражданский чин, штатский генерал. Департамент - в России: отдел министерства, высшего государственного учреждения. Портсигар - карманная коробка для папирос. - Добрый день! Ребята, наш урок я хотела бы начать с повторения изученного, а для этого предлагаю игру «Найди пару». «Свинья под Дубом» А. С. Пушкин «Дубровский» Н. А. Некрасов «Бежин луг» А. П. Чехов «Дедушка» И. А. Крылов «Левша» И. С. Тургенев «Толстый и тонкий» Н. С. Лесков -Молодцы, пары собрали. Ребята, мы с вами рассматривали все эти произведения? -А какое не проходили? | Ответ уч-ся: «Нет». «Толстый и тонкий» А. П. Чехова. | Л - смыслообразование, П - общеучебные универсальные действия. Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
2. Выход на тему урока | -Значит какая сегодня тема урока? -Попробуем вместе сформулировать цели урока. - Запишите лексическое значение слова лицемерие. | А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Цели: 1.Познакомиться с рассказом А.П. Чехова.2.Проанализировать это произведение.3.Уметь выразительно читать. Лицемерие - это поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. | Р - самостоятельное формулирование познавательных целей, умение принимать и сохранять учебную задачу. |
3.Актуализация и пробное учебное действие. Технология критического мышления через чтение. | Рассказ учителя. -Ребята, обратимся к рассказу «Толстый и тонкий». Он был написан в 1883 году, когда Чехов был ещё студентом-медиком. Особенность рассказа - небольшой объём (чуть больше листа). Но чеховская краткость необычайно содержательна. Короткий рассказик приобрёл у писателя свойство широкого эпического повествования. - Ребята, основной вопрос, я бы даже сказала проблемный, который мы должны разрешить к концу урока: « Могут ли быть человеческие отношения между людьми разных должностей?» - Чтение рассказа с остановками, нахождение деталей. - Работа с термином «художественная деталь». (Деталь-значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения). 1.Почему А. П. Чехов назвал свой рассказ «Толстый и тонкий», а не по именам, хотя в рассказе даны их имена? - Итак, читаем 1-ый абзац. На какие детали обращает наше внимание А. П. Чехов? - Умницы, правильно. Действительно, писатель не описывает подробно внешности того и другого, а даёт всего несколько деталей, и в нашем представлении возникает облик «толстого» и «тонкого». - Начинается первый момент встречи. Перед нами диалог. Ищем детали. | 1..Рассказ начинается так: На вокзале …встретились 2 приятеля? Почему на вокзале? Да потому что вокзал - место встречи людей разных сословий. 2. У толстого…губы… лоснились - вкусно, много и плотно поел. 3.Тонкий…навьючен – нагружен. Здесь уничижительное сравнение с животным. Появляются неприятные ощущения. Герой выглядит жалким. 4.Пахло…кофейной гущей – не кофе, значит, человек среднего достатка. 5….женщина с длинным подбородком - вероятно, завистливая, раздражительная, «сухая», экономная. 6.Тонкий, худенькая, высокий - всё семейство «тонкое». 7. …воскликнул толстый: «Сколько зим, сколько лет!»- встреча неожиданная, люди давно не виделись. 8.В этом отрывке 4 восклицательных знака - эти двое рады друг другу от души. 9.Приятели…облобызались…- здесь скрытый юмор. 10.Оба… ошеломлены - крайне удивлены, обрадованы. | К – развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Технология исследовательской деятетельности. | - Диалог развёртывается. - Исследовательская работа с текстом. По ходу чтения выпишите из текста реплики, в которых проявляются особенности внутреннего облика героев. Какова речь героев? 1 вариант. Толстый. 2 вариант. Тонкий. -Читаем дальше. В гимназии толстого дразнили Геростратом, а тонкого Эфиальтом. Загляните в Большой словарь крылатых слов русского языка и прочтите, кто это такие. - Случайно ли Чехов рассказал нам об этом? - Как характеризуют героев рассказа их прозвища? - Читаем дальше? - Определите художественный приём в предложении: « Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… - Какие 2 выразительные детали дополняют картину? - Дочитываем диалог до конца. - Какое слово находит толстый, чтобы устыдить тонкого? - Почему тонкий так ведёт себя? - Над кем и над чем смеётся автор? - Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? - Понял ли это тонкий? - Проблемный вопрос: « Можно ли назвать дружбой отношения тонкого и толстого? - Как заканчивается рассказ? - Итак, какой человеческий порок разоблачает Чехов? - Откроем в теме слово, которое у нас было закрыто. - В каком герое оно явственно? - Ребята, каково ваше мнение по основному вопросу, поставленному в начале урока? | Приложение №1 Герострат - имя жителя г. Эфеса, который из честолюбия, чтобы сделать своё имя знаменитым и бессмертным, сжёг храм Артемиды Эфесской, считавшийся в древнем мире одним из «чудес света». Суд приговорил Герострата к смерти, а имя его запретили произносить. Эфиальт- грек, предал спартанцев. По одной из версий родился калекой. 11.Тонкий…окаменел…- чувство страха сковало его. 12. …лицо ..искривилось …широчайшей улыбкой…- не хотел улыбаться, выдавил улыбку(кривую). - Олицетворение. - Подбородок жены и сын Нафанаил. - Чинопочитание. - Всякий генерал для него божество, а перед божеством можно только преклоняться. - Над тонким, который, утратив чувство уважения к себе, приобщает к чинопочитанию жену Луизу, урождённую Ванценбах, и сына Нафанаила, ученика 3- его класса гимназии. - Не может понять причин превращения бывшего друга в подхалима. - Нет. - В откровенно сатирическом тоне, так как тонкий пресмыкается перед приятелем. - Лицемерие. - В тонком. Это чувство гадливости не оставляет нас до сих пор. | Л - выделение морального содержания ситуации. П - поиск и выделение необходимой информации. П - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. П - умение объяснять, доказывать результаты. П - умение проводить исследование. К - умение доказывать свою точку зрения |
5. Самостоятельная работа. Технология сотрудничества. | - Инсценируйте диалог 2- х друзей. Постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам. - Итог творчества: « Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.» А. П. Чехов. | Инсценировка. | К- совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание на выбор. Оценивание. | - Продолжите фразу: Я научился… Я хотел бы… Оказывается, что… 1.Чтение юмористических рассказов Чехова и разные виды пересказов. 2.Составление викторины на знание текста рассказов. |
Дополнительная информация | |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Урок будет содействовать реализации новых ФГОС, так как продуманы цели и задачи урока, действия учителя и учащихся. Осуществляется системно-деятельностный подход: учитель ставил перед учениками проблемные вопросы, дети принимали, выявляли проблему, учитель руководил исследовательской работой. |
Ресурсы, оборудование и материалы | На доске - портрет А. П. Чехова. |
Список учебной и дополнительной литературы | 1.Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2009. 2.Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2004. 3. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной 5-9 кл. М. «Просвещение» 2016. 4. Тесты. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. Литература. Классы 5-8. М. Издательский дом «Дрофа» 1998. 5.С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 6. В .П .Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова. Большой словарь крылатых слов русского языка. М. АСТ. 2005. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | - |
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | - |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технологии: игровая технология, исследовательской деятельности, развитие критического мышления через чтение, технология сотрудничества. Метод. приёмы: анализ рассказа, беседа, чтение с остановками, приём одной детали. Методы: метод проблемного обучения, самостоятельная работа |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | Интернет плавающий, поэтому использовать проблематично |
Дополнительная необходимая информация | - |
Приложение №1.
Тонкий | Толстый |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...