Главные вкладки
Жукова Валентина Валентиновна
Сайт учителя русского языка
Профессия: учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: Совместное творчество учителя , учеников и родителей
Увлечения: Читаю книги, люблю готовить , участвую в творческих конкурсах - времени больше ни на что нет!
Регион: Республика Коми
Населенный пункт: г. Воркута, п. Воргашор
Место работы: МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zhukova-valentina-valentinovna"Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой!. (Михаил Аркадьевич Светлов)
О себе
Вот мне уже пятьдесят шесть. Пройдена значительная часть жизненного и педагогического пути. Оглядываюсь назад - есть, что вспомнить, чему порадоваться и усомниться...
Учитель… Уникальная профессия… Да это и не профессия вовсе. Это образ жизни. Учитель – тот, кто «делает» жизнь человека полной, осознанной. Кто помогает увидеть глубокий смысл в происходящем вокруг. Кто заставляет заглянуть в себя. Кто поиск истины превращает в увлекательный процесс…
Почему я учитель русского языка и литературы? Ответ прост. Моя мама, Силенкова Александра Кузьминична была учителем русского языка и литературы. В родительском доме всегда царила удивительная атмосфера любви к русскому языку , литературе, школе. У меня две сестры. Одна стала заведующей аптекой, другая - бухгалтером в газпроме. Но именно меня мама посвящала в тайны своей работы, именно мне доверяла проверять сочинения своих учеников. Я видела, что после меня она перепроверяла их, но я всё равно гордилась её доверием. А сёстры бурчали: любимая дочка, младшая - повезло (Это было не совсем так. Любая мать чувствует судьбу своих детей!). А я спрашивала маму, почему она стала учителем. Я же видела, как ей трудно приходилось: дети, домашние дела, а потом до поздней ночи - проверка тетрадей и подготовка к урокам. Она с улыбкой отвечала: "Школа – это жизнь, которая не стоит на месте. Здесь все бурлит, кипит – если, конечно, приложишь определенные усилия.Горящие глаза, удивленно-восхищенный возглас, радостные улыбки, сосредоточенный взгляд – вот что волнует меня. Хочется всё это видеть и слышать как можно чаще и стараешься, ищешь, думаешь, придумываешь… Бывают разочарования, не спорю. Но что это за жизнь без трудностей, без проблем? " Именно она научила меня трудиться, заметила во мне педагогическую жилку, воспитывала и развивала во мне компетентность в учительском труде. Преданная своему делу, она привила любовь к родному языку, научила меня донести волшебную красоту родного языка до ребячьих сердец.
А дальше всё было, как у мамы. Как и она, я поступила и окончила Тамбовский ордена "Знак Почёта" государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Я не выбирала, я знала: буду только учителем русского языка и литературы. Трудно? Учитель не принадлежит своей семье, он растворяется в своих учениках. Я знала: я дочь русского офицера и учительницы - я смогу. И смогла... Так сложилось: одна воспитала двоих детей и не бросила школу, профессию, учеников.
Помню, как мама проверяла выученное мной наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Русский язык":"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!" Именно Иван Сергеевич Тургенев помог мне осознать, что я не просто учитель, я учитель родного языка. Больше двадцати пяти лет преподаю русский язык и литературу в родной школе. Думаю, что это были годы неустанных творческих поисков и оригинальных педагогических решений в преподавании родного языка, годы непрерывного совершенствования в педагогике и методике.
Каждый язык - это целый мир. Язык - не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Наш русский язык - это язык, на котором мы говорим с детства, в нём отражается вся история духовной жизни народа, культура. Мы горды тем, что великий русский язык дан великому народу. Творчество писателей – классиков русской литературы отличается многогранностью, гуманностью, высокой нравственностью, служением добру и подлинному искусству.
Как учитель русского языка и литературы, я мечтаю не только о том, чтобы в нашем обществе не было равнодушных, черствых людей, но и таких, которые не позорили бы своего родного языка. Я считаю, что мои дети любят красивый и певучий, выразительный и образный наш русский язык. Я учу их знать, любить культуру и историю родного края, уважать традиции народов России, гордиться богатством, красотой русского языка.
Первостепенную роль в условиях внедрения в образование ФГОС ООО играет учитель. Время требует учителей, способных работать в условиях быстро обновляющейся научной информации, разбираться в актуальных проблемах в области своей специальности, пополнять знания путём самообразования.
Я не просто учитель, я учитель родного языка и всегда помню об этом. В современной школе невозможно изучение любого предмета без коммуникативной и культуроведческой компетенций. Их формирует, прежде всего, учитель словесности. От меня зависят судьбы стольких людей, учеников и учителей. Именно я должна прийти сегодня к своим ученикам и сказать о том, что… нужно еще раз отработать орфограмму… поработать над речью… Именно я должна объяснить им, что такое причастие и деепричастие… Конечно, «незаменимых нет». Но хочется верить, что мои ученики ждут именно меня. Пусть за глаза зовут просто «Валя» и обсуждают язвительно мой наряд. И все же ждут. Ждут. Я чувствую, вижу, знаю об этом по их добрым улыбкам, когда захожу в класс и здороваюсь с ними, по «горящим» на уроках глазам, когда мы что-то бурно обсуждаем или о чем-то спорим, по их бесконечным вопросам, обращенным ко мне.
Вот поэтому нельзя переживать! Нельзя подавать виду, что опять боюсь очередную проверку или открытый урок. И не показывать тревоги: «как напишут срезовую работу?»
А как трудно порой противостоять усталости, изнемогая над огромным количеством ненужных бумаг... Как нелегко побороть отчаяние, когда полкласса уже в сотый раз пишет одни и те же слова неправильно. Или когда оказывается, что к уроку литературы готовы не все (!).И все же признаюсь: изо всех сил стараюсь не быть «учительницей» - такой, у которой всё всегда правильно, просто, ясно. И костюмчик строгий и прическа…
Почему я до сих пор не ушла из школы? В последнее время все яснее осознаю, что мы, учителя словесности, - последний оплот, позволяющий сохранить «великое русское слово»." Мы последние из могикан." Лишь мы остались у последней черты, за которой – язык безграмотной улицы, примитивные тексты рекламных слоганов, «блатная музыка» и, увы, не всегда грамотная речь телеведущих.
Зачем я иду на урок? Чтобы с «помощью» Пушкина и Тургенева, Гоголя и Достоевского, Чехова и Бунина вместе с учениками искать ответы на вечные вопросы: для чего человек приходит в этот мир? в чем смысл человеческой жизни? как прожить жизнь, чтобы оставить на земле добрую память? Чтобы «творить» из них Личность, способную созидать, а не разрушать, альтернативно и независимо мыслить, сопереживать и сочувствовать людям, Личность, способную с честью выходить из трудной ситуации – все это не просто работа.
Оказывается, что люди, окружающие меня, - не только ученики. Они безусловная ценность и удивительный рецепт того, как не потерять себя в огромном мире, как научиться находить смысл во всем.
И всех учитель научил отличать хорошее от плохого, благородное от низкого, научил понимать, в чём счастье и смысл жизни, в чём долг честного человека. И через много лет после окончания одиннадцатого класса эти люди с волнением говорят о том, какой неизгладимый след оставила в их жизни школа, о том, как дорого им всё связанное с нею, с учителями.
Каким же настоящим, душевно богатым человеком надо быть, чтобы щедро делиться с детьми – год за годом, из поколения в поколение – всем лучшим, что в тебе есть, отдавать им лучшие силы ума и сердца и, отдавая, постоянно, день ото дня становиться богаче!
Да, работа учителя поистине требует всего человека и в то же время делает его счастливым, потому что это большое счастье – видеть, как при твоей помощи растут и складываются новые люди, как зреет их мысль, как формируется характер.
И что удивительно! С каждым годом все больше убеждаюсь, как это трудно – УЧИТЬ. Тебе верят, тебя любят, на тебя надеются, за тобой идут… Как важны каждый взгляд, каждая мысль, каждое твое слово…
Вот открываю дверь в класс… Вижу детские глаза… Добрые, умные, любопытные, пронизывающие насквозь, оценивающие каждый твой шаг. Детские глаза, которые ждут. Ждут - чего? понимания? доброты? тепла? Да, безусловно. Ждут заветного: «Доброе утро! Я очень рада вас видеть!» Ждут, когда я улыбнусь им и начну урок. Урок, длиною в целую жизнь, наполненный общением, ведущий к открытиям. Урок-жизнь, который поможет им познать себя и окружающий мир, поверить в свои силы, возможности, добиться успеха.
Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы и грамоты, не благодарности руководства, а то, что в конце урока на мои слова: «Урок окончен. Спасибо», - вдруг услышу: «Спасибо Вам!». Это значит, моего урока ждали, и он не обманул ожиданий. Я здесь НУЖНА. Я – учитель! И это ДОРОГОГО стоит!
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Мой внутренний мир педагога сформировали книги: В.А.Сухомлинский "Сердце отдаю детям", «Письмо к сыну».
Мой внутренний мир родителя сформировали книги: А.С.Макаренко «Книга для родителей», «Педагогическая поэма».
Мой внутренний мир женщины, человека сформировали интереснейшие книги: Библия, которую я до сих пор изучаю и считаю самой главной книгой для каждого человека, «Театр» Сомерсета Моэма, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Мартин Иден» Джека Лондона, «Искусство быть собой» Леви и все произведения, которые за всю свою педагогическую деятельность я анализировала с детьми на уроках жизни (так я называю уроки литературы).
Мой взгляд на мир
Мир вокруг нас вызывает у меня разные чувства, разные эмоции, но никогда не оставляет равнодушной. Иногда волнует, иногда пугает, но в то же время притягивает. Заставляет радоваться и страдать, удивляет своей красотой и порой разочаровывает жестокостью и неадекватным поведением окружающих. И все-таки он прекрасен! Потому что мы в нем живем! Что бы не происходило, на мир всегда смотрю позитивно! Постоянно учусь, много работаю над повышением своего уровня и стараюсь не изменять своей жизненной позиции: "Вся жизнь - дорога к совершенству, тернистый путь на много лет...". Именно поэтому я не даю своим ученикам готовых знаний, я помогаю им добывать их самостоятельно, внедряя в свою работу современные образовательные технологии. Задуматься о расстановке приоритетов мне помогла история, основанная на реальных событиях: один директор школы посылал письмо каждому учителю, которого брал на работу: "Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как учёные инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев; как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин. Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов. Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ!"
Мои достижения
Мы все разные, и кто-то к важным достижениям относит покупку дорогого автомобиля, а кто-то – свое духовное саморазвитие. Я считаю своим главным достижением, что я состоялась как личность, как учитель русского языка и литературы. Мои профессиональные достижения в грамотах, дипломах. Я их постепенно размещу на сайте. Но не они являются для меня главными достижениями.
Для успешного человека обязательным личным достижением должно быть желание учиться, узнавать новое. И речь идет не только о профессиональной деятельности, учиться можно и «личным» вещам: научиться прощать и вследствие этого стать великодушнее, научиться сдерживать эмоции – и за счет этого умения с честью выходить из самых непростых жизненных ситуаций.
Я сохранила свои жизненные ценности, несмотря на все «ужасы» жизни, через которые пришлось пройти. Моя задача заключается в умении принять свои ценности и построить будущую жизнь в гармонии с ними. Умение соответствовать своим ценностям, жить с ними означает ставить в приоритет опыт и людей, разделяющих эти жизненные приоритеты.
Я достигла того возраста, когда понимаю, что признать свою ошибку — это не стыдно и не «не круто». Это прекрасно. Признать, понять, осознать и больше ее не совершать. Это тоже достижение в моём тесте на зрелость.
Ещё одно достижение — познание мира. Я нахожу и с удовольствием читаю книги, которые меняют моё мировоззрение, философию, жизнь. Я читаю книги осмысленно, а не «по диагонали». Я пытаюсь понять суть вещей, не оставляю процесс получения знаний «на потом», а сразу восполняю пробелы в своем кругозоре. Я стала любознательной.
Самодисциплина и усердие – базовые суперсилы при достижении практически любой цели. С ними обычные люди становятся героями, а не с помощью мамы с папой или денег на старте. Железная внутренняя дисциплина способна практически на всё. Для меня она ценность и достижение.
В школах и университетах не преподаются навыки целеполагания, а зря. Навык постановки и достижения целей значительно повышает шансы на благополучную жизнь. Первая цель на пути начала саморазвития – выработка внутренней суперсилы.
Всему выше сказанному я учу и своих учеников и верю, что все, кого я учила, станут успешными людьми.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты