Урок по произведению Чехова "Ионыч".
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок по произведению Чехова "Ионыч". Урок построен в виде диспута
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-диспут | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Многообразие философско- психологической проблематики в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Цели:
Обучающая: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.
Развивающая: формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь, Выдвигать и отстаивать свою точку зрения; развивать навыки делового партнерского общения.
Воспитательная: вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности; воспитание толерантности в классе.
Примечание
1.Учащиеся заранее распределены по группам, их 3. Распределились, вытаскивая номер своей будущей группы. Группы выбирают лидера.
2. Учитель настраивает ребят на нестандартную форму проведения урока по произведению А.П.Чехова «Ионыч», по итогам которого каждый учащийся получит оценку в зависимости от количества набранных баллов, которые будут заносить в свой маршрутный лист.
№ | Задания | Самооценка | Оценка группы |
Соревнование идет и между группами, для чего каждая из них получает маршрутный лист группы.
№ | Задания | Результат | Ф.И. активных учащихся |
Ход урока
- Организационный момент.
- Слово учителя. Тематический диапазон произведений, написанных А.П.Чеховым в 1890-1900 годы разнообразен. Писателя интересует множества людей в различных ее проявлениях: служба, семья, болезнь, любовь. По-прежнему его привлекает проблема счастья. Писатель ищет ответ на вопрос, почему же у нас жизнь такая «дурацкая»? « Кто виноват?» и «Что делать?» извечные русские вопросы.
- Работа с рассказом «Ионыч».Учитель раздает группам карточки с заданиями, которые нужно выполнить за 20 минут. Группы выступают с краткими ответами на поставленные вопросы, приводя аргументы и выражая свое отношение к данному вопросу. Происходит обсуждение, другие группы могут задавать вопросы, высказывать свое мнение.
Задания по карточкам
Первая группа. История жизни Дмитрия Старцева
1. Можно сказать, что Старцев- жертва влияния обывательской среды? Это главный проблемный вопрос, на который нужно найти ответ.
2 Каков духовный мир героя, каковы идеалы молодого врача? ( На примере взаимоотношений Старцева и семьи Туркиных).
3. Чем Старцев отличается от обывателей города С.?
4. Проследите, как ведет себя молодой Старцев в семье Туркиных, что настораживает в его поведении?
5. Как Старцев относится к обывателям?
6. Каким мы видим героя во 2 и 3 главах?
7. Какое важное событие произошло в жизни Старцева?
8.Прошло еще четыре года.Какие изменения произошли в жизни героя?
9. Каков жизненный итог Старцева?
Вторая группа. Любовь в жизни героев рассказа.
- Чем привлекла Екатерина Ивановна Старцева?
- Как сильно Дмитрий Старцев был влюблен в Котика?
- Как развивались взаимоотношения Старцева и Котика?
- Сравните два свидания героев во 2 и в 4 главах.
- Кто виноват в том, что «не состоялась любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Ивановны?
- Один из исследователей творчества Чехова писал, Екатерина Ивановна « в погоне за иллюзорным счастьем упустила реальное личное счастье». Можно согласиться с этим мнением? Что потеряла Екатерина Ивановна?
Третья группа. Приемы, используемые А.П.Чеховым для передачи внутреннего мира героев.
1.Важное место в структуре чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысли, чувства, переживания объяснены опосредованно- через предметный мир. С помощью художественной детали он создает лаконичную и емкую характеристику персонажа. Какие художественные детали используются в раскрытии образа Старцева?
2. Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно- эстетическую нагрузку и раскрывают основную мысль произведения?
3.Какие приемы Чехов использует для передачи внутреннего мира героя?
4. С помощью каких изобразительных средств создается автором собирательный образ жителей города С.?
4.Слово учителя.
Итак, мы узнали много интересного. Теперь подведем итоги и выставим баллы каждому ученику.
- Рефлексия. Ответьте на вопросы.
-что я чувствовал во время обсуждения…
-что нового я узнал для себя…
- если я почувствовал вовлеченность, то почему…
- если оставила равнодушным, то почему…
5. Домашнее задание. Написать сочинение- миниатюру « Есть ли настоящая жизнь в городе С.?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....