Технологическая карта урока по теме "Местоимения" 6 класс
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Технологическая карта урока:
Предмет: Русский язык Класс: 6 Учебник (УМК): Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Тема урока:Местоимение
Тип урока:Обобщающий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по теме "Местоимения" 6 класс | 27.5 КБ |
Использование метода 6 шляп на уроках русского языка и литературы | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока:
Предмет: Русский язык Класс: 6 Учебник (УМК): Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский/ - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015
Тема урока: Местоимение
Тип урока: Обобщающий
Оборудование: компьютер, мультипроектор
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
- Предметные: 5П
- Метапредметные: 4П
- Личностные: 3П
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: обучающийся находит местоимения в тексте, определяет их разряд, правильно употребляет и пишет местоимения. Выполняет самостоятельно практическую работу, применяя полученные знания, находит недочёты в употреблении местоимений.
Уровень/планируемый результат | СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА |
ЗНАНИЕ: способность перечислить разряды местоимений, рассказать о необходимости местоимений; указать сходство и различие местоимений от других частей речи. | Инициативность в ходе модерации |
Понимание: Способность выразить собственное мнение о разрядах местоимений | самооценка |
Применение: способность применять правило на практике и найти недочёты в употреблении местоимений. | Работа в группах |
Анализ: выделить главное в ходе проделанной работы; делать выводы | Взаимооценка |
Синтез: Обобщить результаты проделанной работы | Групповой проект |
Оценка: Способность выносить заключение, сформулировать правило, убедить своих товарищей о нужности в речи местоимений. | Взаимооценка |
Технологическая карта урока:
Этап урока | Время мин | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивационно-организационный | 2мин | Подвожу учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. | Несколько учеников рассказывают, вспоминают личные местоимения, дают ответы, записывают схему местоимений на доске и в тетрадях. |
Создание проблемной ситуации | 5мин | Понимание: Модерация «Можно ли обойтись без местоимений»? Знание, анализ: расскажи и проанализируй, для чего нам нужны местоимения? | Выскажите своё мнение по поводу, можно ли обойтись без местоимений? Сформулируйте определение местоимений. Найдите определение местоимений в учебнике и сравните его с вашим определением. Сделайте анализ о том, для чего служат местоимения, выскажите свою точку зрения. |
Постановка проблемы | 10мин | Применение: Управление дискуссией: «Что случится, если убрать из нашей речи местоимения»? | Используя понимание значимости местоимений, доказывают «Для чего нужны местоимения в русском языке»? |
Выдвижение предположений и гипотез | 5мин | Синтез: Модерация на тему: «Какая была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений». | Определяют функции местоимений в нашей речи, выдвигают предположения, о значимости местоимений в нашей речи. |
Доказательство гипотезы и решение проблемы | 10мин | Анализ: Найди причину и исправь недочёты, запиши предложения в исправленном виде. Обсуди в группе и заполни таблицу примерами. | Работая в группе, устраняют недочёты в употреблении местоимений, записывают предложения в исправленном виде. Работая в группе, распределяют местоимения по разрядам, обсуждают проблемы, которые возникли в ходе работы и предлагают способы их решения |
Проверка решения | 10мин | Оценивание: Оценка работы товарищей | Оцените работу товарищей, обоснуйте правильность/сомнительность их решений |
Домашнее задание | 3мин | Анализ и синтез: Сделай вывод, о значении местоимений, установите общее местоимений с другими частями речи. Оформите свои выводы в форме проекта. |
- Предметные: 5П выполняют задания на закрепление знаний грамматических признаков местоимения; распознают в тексте местоимения; участвуют в диалогическом и полилогическом общении, создают устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- Метапредметные: 4П грамотно строят устное монологическое высказывание; тесно сотрудничают с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации; выдвигают версии решения проблемы; самостоятельно определяют причины своего успеха или неуспеха и находят способы выхода из ситуации неуспеха;
- Личностные 3П Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки;
Предварительный просмотр:
Тезис
Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» («SixThinkingHats»), де Боно описывает приемы, помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.
Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями. Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.
Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов.
Назначение метода: Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.
Цель метода: Научить учащихся лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.
Суть метода: Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Достоинства метода: Наглядность, простота освоения и применения.Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения. Позволяет отстранить свое эго от мышления.
Недостатки метода: Для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка. Большая психологическая нагрузка.
Ожидаемый результат: Более эффективное использование процесса мышления при решении проблем.
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Как использовать инструмент: Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.
Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь, когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:
Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющиеся в данные. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний. Чёрная шляпа. В ней мы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Нужно стараться в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности. Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Мы должны выделить сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными. Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления). Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода на уроке литературы развивает уобучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. В основе этого метода лежит идея параллельного мышления.
Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...