Сетевой образовательный модуль "Живая традиция"
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Тема «Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Сетевой образовательный модуль «Живая традиция»
по теме «Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора».
СОМ проводится вне стен классной комнаты в локациях Воскресенского краеведческого музея (парковая зона усадьбы лесопромышленника Сергея Никаноровича Беляева и территория самого музея) и знакомит учащихся с особенностями традиционной культуры Нижегородской области на уникальном местном материале, собранном в исследовательских экспедициях. Этот модуль является своего рода конструктором и проводится в разное время года, с возможностью посетить разные народные праздники (осенью – осенины и Покров Пресвятой Богородицы, зимой – Рождество и святки, весной – Масленицу, Средокрестие (середина Великого поста) и Пасху, летом – Троицу и др.
Ход мероприятия.
- Вводная часть проводится учителем литературы, где он кратко знакомит обучающихся с понятием «фольклор» - устное народное творчество, об основных фольклорных жанрах и о важности сохранения традиций и распределяет обучающихся по группам. (10 мин)
- ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО КРАЯ». (Общее время – 40 минут: по 20 минут на каждую локацию). Происходит работа в группах, проводимая совместно учителем литературы и сотрудниками Воскресенского краеведческого музея. Обе группы посещают тематическую экскурсию, посвященную традициям Нижегородской области, только первая группа начинает с музейного зала «Крестьянская изба», в рамках которой в атмосфере старинных предметов обучающимся могут представить себе жизнь в ХIХ веке. Поскольку экскурсия проводится в рамках сетевого образовательного модуля, в ней активно применяются элементы музейной педагогики, в т.ч. интерактивные формы: обучающиеся могут крутить домашнюю мельницу («жернова»), и слушать сопровождающую это фольклорное пение. Здесь ребятам рассказывают о том, как жили крестьяне круглый год, какие праздники справляли. В зависимости от того, в какое время года проводится модуль, делается акцент на тот или иной праздник.
Зимой разучивается колядка:
Ходила коляда по святым вечерам,
Подай батюшка, подай матушка,
Не режь, не ломай, подай целый каравай,
У нас семеро ребят,
Все по лавочкам сидят,
Соломку едят,
Не ржаную, яровую,
Прочищенную.
Тетушка, добренька,
Подай кокурку сдобненьку.
Весной – заклички:
Уж вы жаворонки, жаворонушки,
Прилетите вы к нам, принесите вы нам
Лето теплое, унесите от нас
Зимушку холодную,
Нам зима надоела,
Надоскучила,
Все-то пальчики,
Все суставчики
Обморозила.
Соха-борона,
Выезжай на поля,
А ржаная копна,
Становись на тока,
Съездим на небёсы,
Срубим две березы,
Березоньки тоненьки,
Голосочки звоненьки.
Летом – троичные песни
Ой, да Семик и да Троица
да и е, ой и е, ой и е.
Собирайтеся, красные девушки,
Да и е, ой и е, ой и е.
Красные девушки,
Молоды молодушки,
Да и е, ой и е, ой и е.
Снарядите белую березоньку
Да и е, ой и е, ой и е.
Осенью – народные песни, исполняющиеся на праздник Покров.
А святой Покров, а будь ты такой,
Как тая Пречиста.
Снежочек упал, земельку покрыл
Земельку хорошую.
Чего лосенька, чего серенький
Голову повесил?
Или лосенька, или серенький
Лютую зиму чуешь?
А хоть лютую, хоть не лютую,
Не будет, как лето.
Что ты девушка, что ты красная
Головку повесила?
Или девушка, или красная
Лихую свекровь чуешь?
А хоть лихую,
Хоть не лихую, не будет как мама.
- Другая группа в это время посещает тематическую экскурсию по мультимедийной экспозиции «Отголоски», которая сделана на основе фольклора Воскресенского района, сохранившегося в ХХ веке зафиксированного на видео и аудио. Здесь ребята знакомятся с «живой традицией», имея возможность касаться экспонатов в открытом хранении на витринах в форме елочек, а также смотря видео с Воскресенскими старожилами. Потом группы меняются. Благодаря делению на группы у большинства обучающихся появляется возможность как можно больше самостоятельно принять участие в активностях экскурсии, быть не зрителями, а участниками.
Ребята узнают, почему в экспозиции витрины в форме елочек. Потому что елка – важный обрядовый элемент в фольклоре северных районов Нижегородской области. Во-первых, с елкой строили дом: когда складывали 4 венца, наряжали елку, звали детей и кормили их кашей. Это делалось для того, чтобы в доме была счастливая жизнь, звучали детские голоса. Еще с елочкой провожали парня в армию: он шел в лес, срубал у елки верхушку, отдавал своей невесте, она ее наряжала ленточками и розочками из бумаги, а потом эту елку невеста несла впереди провожающей процессии. Когда парень уезжал, эту елку прибивали к наружному углу дома, и она висела до тех пор, пока парень не возвращался из армии. С елкой были связаны многие поговорки. Когда родители приходили из леса, давали ребенку еду со словами: «Это тебе подарок от тетки елки/ от тетки сосны». И даже колыбельные пели про елку:
Чи-качи-качи-качи
Пекла бабка калачи,
Прибежал парнишка,
Схватил калачишко,
Побежал он на базар,
Всем торговцам рассказал:
«Я не мамкин сын,
Я не папкин сын,
Я на елочке рос,
Меня ветер с елки снес,
И упал я на пенек,
Стал кудрявый паренек!»
- МАСТЕР-КЛАСС (20 минут)
После тематической экскурсии, чтобы закрепить полученный материал, ребята принимают участие в мастер-классе: расписывают закладки по мотивам традиционной росписи свадебного Раскатского сундука. (Промысел появился в деревне Раскаты).
- БЛОК «НАРОДНАЯ ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА» (20 минут) знакомит обучающих с народными играми. В рамках введения к этому блоку учитель литературы или сотрудник музея рассказывают о том, в какой ситуации в народе играли в эти игры (зимой – на посиделках, летом – на хороводных гуляньях). Эта часть модуля включает в себя несколько народных игр, направленных на развитие ловкости и командной сплоченности. Игры проводятся в парковой зоне на открытом воздухе около музея, если погода плохая – в помещении.
Вводной является игра «Уж я улком шла», по мере которой все участники заворачиваются в единый «клубок», а потом разворачиваются и становятся хороводом.
Во время игры все повторяют за ведущим песню:
Уж я улком шла,
переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Нитка тянется,
Перетянется.
Клубок катится,
Перекатится.
Нитка доле, доле, доле,
Клубок дале, дале, дале.
Я за ниточку рвалась,
Тонка нитка порвалась.
Игра «Дударь». В центр выстроенного за прошлую игру хоровода назначается вожатый – дударь (Учитель литературы спрашивает, знают ли ребята, кто это? Это человек, играющий на дудке).
Все обучающиеся встают водят хоровод, напевая за сотрудником музея:
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище,
Его под колоду, его под сырую,
Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?
Дударь показывает на «больную» часть тела, и все участники хоровода кладут руки на эти части тела у соседей справа и слева и продолжает хоровод. Если болит «голова» или «рука», хоровод водить легко, если «колени», «пятки» и т.д. уже сложнее и, одновременно с этим, интереснее.
После нескольких раз дударь излечивается.
Игра «Золотые ворота» делит на две команды. Двое поднимают руки – это «ворота», остальные, взявшись за руки проходят под воротами. На последних словах ворота закрываются, поймав 2 человека. Они встают за спины тех, кто был «воротами».
Золотые ворота пропускают не всегда:
Первый раз прощается, второй раз – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Если модуль проводится во время масленичных гуляний, то члены команд принимают участие в молодецких забавах: в перетягивании каната, в игре «Масло давим» (участники команды держат друг друга под локоть и становятся спинами к другой команде. На словах «Масло давим» давят спинами. Какая команда выдавит, та победила.
Игра «Сена клок» развивает скорость.
Назначается ведущий, стоящий в 20 метрах от остальных. Все участники встают в одну линию и кричат: «Сена клок». Ведущий отвечает: «Настю в бок» (Называет кото-то из стоящих в линии). Услышавший свое имя, бежит, остальные пытаются преградить ему путь. Если он добегает до ведущего, сам становится ведущим.
- В завершении модуля происходит рефлексия. Учитель литературы спрашивает, что поняли, запомнили ребята, поняли ли они, что такое фольклор. Ребята получают домашнее задание.
Таким образом, в музейном пространстве, совмещая разные педагогические форматы и технологии, учитель-разработчик модуля и сетевые партнеры (сотрудники музея) знакомят обучающихся с фольклором и традиционной культуре, давая представления и о традиционном быте, и о календарных обрядах, и об семейных обрядах. И главное, это проводится не на общероссийском, а на местном материале, собранном в Нижегородской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»
Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все р...

Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся
Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий уровень преподавания, развить творческий потенциал ребёнка, форми...
Об использовании сетевых образовательных приложений в обучении русскому языку. Методические рекомендации и опыт работы с сайтом ЯКласс
Уважаемые коллеги, как вы решаете проблему повышения уровня мотивации к изучению русского языка? Ни для кого для нас, словесников, не секрет, что современные дети намного меньше проводят времени за чт...
Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль по обществознанию"Открываем путь к почёту и уважению"
Сетевой образовательный модуль по обещствознанию носит активный, деятельностный характер, создает условия для самореализации, обеспечивает возможности общения, взаимодействия, проходит вне стен ...

Методическая учёба для педагогов дополнительного образования детей «Сетевой образовательный модуль или как заменить «учёбу» на «познание»
Методический материал знакомит педагогов дополнительного образования детей с новой формой реализации педагогических стратегий - сетевым образовательным модулем (СОМ). Он может использоваться при разра...

Сетевой образовательный модуль «Школа юного кулинара».Приготовления эко-хлебобулочных изделий в инфографике на английском языке
В ходе СОМа пятиклассники знакомятся с процессом приготовления полезного хлеба с использованием ягеля и кедровых орешков, сибирской шаньги с использованием брусники.Учащиеся знакомятся с лексическим е...

Сетевой образовательный проект "Блистательный Санкт- Петербург
Я давний друг коллектива ОДОД 349 школы и вокального ансамбля «Гармония» лицея 533. До сих пор любила каждый коллектив по отдельности. Но сегодня все соединилось, и такой получился ансамбл...