Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс) как средство формирования информационной компетенции учащихся
статья по информатике и икт (5 класс) по теме
Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий уровень преподавания, развить творческий потенциал ребёнка, формировать у детей навыки работы с информацией. Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. Чтобы уровень информационной компетенции ученика был достаточно высоким, необходимо предоставить информационное пространство в распоряжение ребёнка для реализации его творческих способностей. В моей педагогической практике таким информационным пространством стал сетевой образовательный ресурс, организацией и пополнением которого занялись учащиеся 5 - 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Науку часто смешивают со знанием.
Это грубое недоразумение.
Наука есть не только знание,
но и сознание, то есть –
умение пользоваться знанием как следует.
В. Ключевский.
Детский СОБР (Детский Сетевой Образовательный Ресурс)
как средство формирования информационной компетенции учащихся
Прокопьева Татьяна Александровна, учитель информатики и ИКТ МАОУ «Гимназия «Новоскул», Великий Новгород
Широкий выбор программного обеспечения и новых информационных технологий даёт возможность учителю обеспечить высокий уровень преподавания, развить творческий потенциал ребёнка, формировать у детей навыки работы с информацией. Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. Чтобы уровень информационной компетенции ученика был достаточно высоким, необходимо предоставить информационное пространство в распоряжение ребёнка для реализации его творческих способностей. В моей педагогической практике таким информационным пространством стал сетевой образовательный ресурс, организацией и пополнением которого занялись учащиеся 5 - 11 классов.
Предпосылками создания Детского СОБРа явились:
необходимость формирования информационных компетенций учащихся;
расширенное внедрение сетевых информационных технологий области образования;
внедрение новых форм работы, предусматривающих новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.
Целями создания стали:
Формирование информационных компетенций учащихся посредством широкого внедрения современных информационных технологий в образовательную деятельность.
Создание инновационного пространства по обмену образовательными ресурсами в сети гимназии, объединяющего учащихся 5-11 классов и учителей-предметников.
Становление и развитие идей толерантности, взаимопомощи для всех участников в ходе совместной деятельности процесса образования с применением ресурса.
Направления использования сети в образовательном процессе:
поиск и сбор информации;
выполнение тестов, практических и контрольных заданий;
просмотр учебных презентаций;
обмен опытом;
публикации в сети лучших материалов.
Принципы создания детского СОБРа :
Принцип целенаправленности. Создание и развитие детского сетевого образовательного сообщества направлено на обеспечение достижения поставленных целей.
Принцип добровольности. Авторы добровольно соглашается на публикацию материалов и их использование в образовательном процессе.
Принцип открытости информации. Информация, размещенная в сетевом образовательного ресурсе, открыта и доступна всем участникам образовательного процесса.
Принцип доступности. Любой заинтересованный человек может свободно пользоваться сетевым образовательным ресурсом.
Содержание сетевого ресурса:
Все материалы ресурса выполнены учащимися 5-11 классов в программах MS Paint, MS Word, MS Excel, MS PowerPoint и др., классифицируются и сохраняются в папки «Конструктор», «Занимательные факты», «Учебные презентации», «Тесты», «Полезные советы», «Теоретический материал», «Контрольные и практические задания».
Наиболее распространенная форма информационных технологий в сфере образования – создание презентаций. В папке «Учебные презентации представлены работы, выполненные учащимися к различным учебным предметам в качестве иллюстрации к теоретическому материалу или контрольные задания, оформленные в виде интерактивных презентаций.
Еще одна распространенная форма работы с использованием информационных технологий – создание тестов. Мы имеем возможность представить различные варианты, выполненные с использованием программ MS EXCEL и VisualBasic. Тесты пользуются успехом у учащихся и учителей, т.к. база данных вопросов обширна и может легко обновляться.
Результаты диагностики
В ноябре 2010 года проведена диагностика уровня сформированности информационной компетенции учащихся 5 и 6 классов по следующим компонентам:
Практическое умение переноса информации с носителя (телефона, фотоаппарата) или устройства ввода (сканера, микрофона, WEB- камеры) на компьютер;
Навык выбора информации по заданной теме;
Навык оценки степени достоверности информации.
Уровень сформированности информационной компетенции
На основе анализа результатов диагностики сформированности уровня информационных компетенций я пришла к следующим выводам:
От 20 до 50 % заданий выполнено учащимися самостоятельно. Внедрение в ход урока работы с учебными материалами, созданными детьми и размещенными в сетевом пространстве, способствует созданию условий для формирования информационной компетенции;
Практическая направленность заданий позволяет научить детей грамотно пользоваться справочными, тестовыми и контрольными материалами;
Использование локальной сети на уроках предотвращает потери времени и обеспечивает непрерывное общение не только учителя с каждым учеником, но и учащихся друг с другом.
Перспективным направлением повышения уровня информационной компетенции является вовлечение учащихся 5 и 6 классов в создание собственных материалов, размещаемых в сетевом ресурсе. Поскольку правильная организация поиска материалов для работы на уроке с использованием сетевого образовательного ресурса является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации, применять полученную информацию для создания творческой работы и размещения её в детском СОБРе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся
Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Модульная технология как средство формирования информационных компетенций
Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень сформированности информационных компетенций у обучающихся. Работая в школе, я пришла к выводу, что процесс обучения является однос...
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Презентация "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетенции учащихся"
Презентация к выступлению на мунииципальной научно-практической конференции педагогов в марте 2017г....

МАСТЕР - КЛАСС( презентация) НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА -2018" на тему: "I- КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ "
МАСТЕР -КЛАСС НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА -2018"...