Методическая учёба для педагогов дополнительного образования детей «Сетевой образовательный модуль или как заменить «учёбу» на «познание»
методическая разработка по теме
Методический материал знакомит педагогов дополнительного образования детей с новой формой реализации педагогических стратегий - сетевым образовательным модулем (СОМ). Он может использоваться при разработке краткосрочных программ познавательного характера. Проектирование модуля осуществляется на основе сетевого взаимодействия, которое являет собой систему связей, обеспечивающих качество и вариативность образования, открытость образовательных и иных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_metod._ucheby.docx | 36.76 КБ |
prezentatsiya_k_metod.uchebe_som.pptx | 535.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексеева Л.В., методист,
МАУДО «Центр детского творчества»,
г. Нижневартовск, ЯНАО
Методическая учёба
«Сетевой образовательный модуль или как заменить «учёбу» на «познание»
Развитие современного общества выдвигает запросы на новые форматы получения образования, которые позволяют ребенку приобретать ключевые компетенции человека 21 века: критическое мышление, умение работать в команде, выстраивание собственной образовательной траектории, системное мышление, взаимодействие в межкультурной среде. Предметные знания и навыки в настоящее время являются одной из составляющих широкого спектра образовательных результатов, сформулированных во ФГОС.
Традиционный классно-урочный контекст образовательного процесса во многом утрачивает соответствие инновационным запросам, что заставляет обращаться к поиску новых форм реализации педагогических стратегий.
Технология сетевой образовательный модуль (СОМ), впервые разработанная и реализованная в апреле 2016 года в международном детском центре Артек[1], может использоваться в учреждениях дополнительного образования для реализации краткосрочных программ познавательного характера. Проектирование и разработка модуля осуществляются на основе сетевого взаимодействия, которое являет собой систему связей, обеспечивающих качество и вариативность образования, открытость образовательных и иных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных технологий. Образовательный процесс с использованием технологии СОМ может реализоваться для обучающихся школьного возраста всех возрастных групп.
Уникальность новой технологии в том, что она призвана заменить для ребенка “учебу” на “познание”. Благодаря ей прикладной ресурс полученных знаний, умений и навыков многократно увеличивается:
- обучающиеся – активные субъекты педагогического процесса;
- за счет расширения рамок образовательного процесса (ставшей привычной связки “педагог-ученик”), внедрения других участников образовательного процесса;
- путем переноса процесса обучения из привычного “формального” кабинета в естественный контекст, уже насыщенный необходимым содержанием;
- расширение источников, площадок и методов обучения создает для обучающихся необходимую ситуацию выбора, формирует благоприятные условия для самостоятельной поисковой деятельности обучающихся;
- а определяющими мотивационными ресурсами для ребенка становятся интерес и радость.
В рамках СОМ со-партнерами педагога могут стать как субъекты системы образования, так и находящихся вне ее (учреждения науки, культуры, инфраструктурные, производственные объекты и пр. – в зависимости от содержания образовательного модуля, потребностей и возможностей образовательного учреждения).
При этом образовательными площадками могут выступать как бюджетные организации города, так и краеведческий музей, музей истории русского быта, НВГУ, НИПИ, ДК «Октябрь», природный парк «Сибирские Увалы»; коммерческие и частные фирмы: декораторские мастерские, ателье, парикмахерские, студии танца, все для праздника, хобби и др.
Использование данной технологии позволит:
- четко обозначить межпредметные связи;
- ученик приобретёт новый опыт самостоятельной поисковой работы;
- полученные знания в виде творческой составляющей вплетаются во внеучебную, досуговую жизнь детского объединения. Отсюда многообразие конкурсов, фестивалей и игр.
Сетевые образовательные модули ставят перед собой масштабную задачу формирования целостного образовательного пространства, в котором воспитание потребности в познании не ограничивается стенами учреждения, где эти услуги предоставляются, а выносится за их пределы – сначала в жизнь детского объединения, Центра, а затем в дальнейшую “большую” жизнь.
Организация сетевой формы реализации образовательных программ в формате сетевых образовательных модулей (СОМ) рекомендована Правительством РФ для внедрения в субъектах Российской Федерации.
Функция сетевого модуля[2]: Выработать новую связь – продуцирование становления других связей, новых сетей. «От сосредоточенности на себе – к умению педагогически грамотно увидеть то, что вокруг».
Цель создания сетевых образовательных модулей – реализация компетентностного подхода на основе использования средств электронного обучения и сетевой формы реализации программ образования и воспитания школьников.
Технология СОМ методологически представляет собой результат интеграции идей и установок системно-деятельностного подхода, идеологии метапредметной и проектно-исследовательской деятельности, развивающего обучения.
Технология СОМ предполагает, что содержание (монопредметное или межпредметное) осваивается обучающимися:
- в процессе игровых ситуаций (геймифицированных активностей),
- погружения в тему или проблему,
- коллективных способов деятельности – проектной, исследовательской, поисковой.
При отборе содержания СОМ учитывайте практическую реализацию результатов в разнообразных форматах, которые диктуются возможностями программ дополнительного образования. Например, освоение экологического содержания воплощается в ходе фестиваля экологических роликов и плакатов, конкурса экологических проектов. При этом в критериях оценки плакатов и роликов закладываются содержательные подход.
Структура и содержание СОМ. Структурно модуль с использованием технологии СОМ включает 3 блока:
- предметный (познавательный),
- практический (продуктивный)
- презентационный.
Предметный блок содержательно соотносится с определенным учебным курсом (курсами – если модуль имеет межпредметное содержание). В предметном блоке осуществляется организация как групповой, так и индивидуальной познавательной деятельности детей, направленной на решение задачи, которая определена исходя из учебного содержания модуля. Предметный блок реализуется через следующие форматы: экскурсия, • квест, • игра, • проект, • исследование, • наблюдение, • информационный поиск. • отбор, обработка и структурирование информации.
Важным инструментом, организующим деятельность обучающихся в познавательном блоке модуля, является маршрутный лист. Он оформляется как перечень вопросов и заданий, которые необходимо проработать в ходе самостоятельной образовательной деятельности и предусматривает в рекомендательном ключе формы выполнения заданий (“составь схему”, “сравни и выдели общее и особенное”, “предположи причину”, “предложи пути решения” и т.п.).
Предметный блок ведется специалистами-предметниками и иными педагогическими работниками (методист, педагог-психолог, педагог-библиотекарь), тематическими партнерами.
Практический (продуктивный) блок решает задачи, связанные с практической апробацией или воплощением образовательных результатов в конкретных творческих продуктах (театрализация, флешмоб, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, инсталляции, макеты, модели, цифровые и полиграфические продукты и пр.). Рекомендуется ориентировать обучающихся на создание коллективных продуктов.
Практический блок реализуется через следующие форматы: • индивидуальное или групповое проектирование продуктов, • создание продуктов – в соответствии с выбранными форматами их представления.
Содержательно практический блок включает в себя следующие этапы: • выбор способов представления образовательных результатов модуля, • подготовка результирующего продукта в соответствии с выбранным форматом, • подготовка презентации продукта.
Презентационный блок связан с представлением образовательных результатов обучающихся: • презентация результатов, • проведение оценочных мероприятий – в соответствии с особенностями планируемых результатов, • рефлексия.
ШАГИ технологии:
1.СОМ
2.Игровой сюжет или проблемная ситуация
3. Информационный дефицит
4. способы преодоления
5. цель, задачи (понятные, личностно значимые)
6. сбор информации (коллективно/индивидуально)
7. презентация результата
8. рефлексия
Для полноценной реализации модуля актуальны педагогические технологии, обеспечивающие возможности самостоятельной познавательной деятельности:
- метод проектов,
- технология обучения вне стен классной комнаты,
- модель перевернутого обучения,
- игровое обучение,
- проблемное обучение и пр.
ПРАКТИКУМ
Задание для педагогов ДОД: Возникновение новых подходов и методов обучения идет с существенным опережением организационных условий реализации их содержания. Я предлагаю вам сегодня немного помечтать и составить краткосрочную образовательную дополнительную программу с использованием технологии СОМ.
Центр детского творчества – учреждение многопрофильное, реализующее дополнительные общеобразовательные программы по 5 направленностям:
- естественнонаучная
- физкультурно-спортивная,
- художественная,
- туристско-краеведческая,
- социально-педагогическая
Предлагаю вам разделиться на 5 групп по направлениям деятельности нашего образовательного учреждения. Разработайте СОМ (см. таблицу 1) для определенного детского объединения, с целью реализации конкретного образовательного или воспитательного мероприятия.
Таблица 1
Сетевой образовательный модуль | ||||
Детское объединение | ||||
Направление деятельности | ||||
Цель | ||||
Задачи |
| |||
Сетевое взаимодействие | ||||
Прогнозируемый результат (предметный, метапредметный, личностный) | ||||
Форма презентации | ||||
Сценарий замысла | ||||
Продукт | ||||
План-сетка мероприятий разработка календарного графика и расписания реализации модулей с использованием технологии СОМ, согласование его с учебным графиком детского объединения, участвующей в образовательной деятельности в технологии СОМ. | ||||
1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день |
[1] Организация образовательного процесса с использованием технологии сетевого образовательного модуля: информационно-методические материалы. ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», Республика Крым, Ялта, пгт Гурзуф, 2016 г.
[2] Модуль – логически завершенная единица учебного содержания, имеющая цели, дидактический и методический аппарат и предполагающая получение определенных образовательных результатов предметного, метапредметного и личностного характера.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уникальность СОМ: замена “учёбы” на “ познание”; внедрения других участников образовательного процесса; перенос процесса обучения в естественный контекст, уже насыщенный необходимым содержанием; интерес и радость – определяющие мотивационные ресурсы для ребенка.
Со-партнеры педагога – специалисты системы образования, а также учреждения науки, культуры, инфраструктурные, производственные объекты и пр.
Плюсы: межпредметные связи; новый опыт самостоятельной поисковой работы; знания в виде творческой составляющей вплетаются во внеучебную деятельность детского объединения.
Организация сетевой формы реализации образовательных программ в формате сетевых образовательных модулей (СОМ) рекомендована Правительством РФ для внедрения в субъектах Российской Федерации.
Структура СОМ: Предметный блок ( экскурсия, квест , игра , проект, исследование, наблюдение , информационный поиск; отбор , обработка и структурирование информации). Практический блок (создание продуктов) ( театрализация, флешмоб , сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, инсталляции, макеты, модели, цифровые и полиграфические продукты). Презентационный блок ( конференции, фестивали, конкурсы, выставки, шоу-программы)
СОМ I/ 1.Игровой сюжет 1.1.Проб. ситуация 2.Информационный дефицит 3.Способ преодоления 4.Цель, задачи II/ 5.Сбор информации III/ 6.Презентация результата 7. Р ефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации начинающему педагогу дополнительного образования детей по обработке диагностических материалов
Для начинающего педагога наиболее простым и информативным вариантом педагогической диагностики может стать ведение сводной таблицы наблюдений, которая является одной из форм текущего и итогового контр...
Методические рекомендации начинающему педагогу дополнительного образования детей по обработке диагностических материалов
Для начинающего педагога наиболее простым и информативным вариантом педагогической диагностики может стать ведение сводной таблицы наблюдений, которая является одной из форм текущего и итогового контр...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ
Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...
Методические рекомендации по введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность
Методические рекомендациипо введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».
При всем разнообразие программ, методы, формы, средства должны быть разнообразными и должны учитывать особенности программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...