Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»
методическая разработка на тему
Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все решения трудностей взрослой жизни невозможно, но научить преодолевать их, дать общие способы разрешения проблем можно. Одним из таких способов считается кейс – метод. При организации сетевого взаимодействия мы опираемся на основные положения и идея данного метода, который является оптимальным методом работы в воспитательном направлении, при решении практических жизненных ситуаций. Кейс – метод успешно апробирован при проведении КТД «Белый месяц – вечный месяц», с участием 6 школ сети северного округа МР «Агинский район». Кейс – это результат отражательной деятельности педагога. В каждой школе найдется материал для составления кейса по разным направлениям, что и доказали школы сети. Накопленный опыт эффективного воспитательного воздействия в гражданско-патриотическом воспитании, валеологическом, здоровьесберегающем, культурно-эстетическом, спортивном, этнокультурном направлении показали проведенные мероприятия в каждой школе по очереди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevoy_proekt.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»
Жамбалова С.Ж,
зам. директора по воспитательной работе
Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все решения трудностей взрослой жизни невозможно, но научить преодолевать их, дать общие способы разрешения проблем можно. Одним из таких способов считается кейс – метод. При организации сетевого взаимодействия мы опираемся на основные положения и идея данного метода, который является оптимальным методом работы в воспитательном направлении, при решении практических жизненных ситуаций. Кейс – метод успешно апробирован при проведении КТД «Белый месяц – вечный месяц», с участием 6 школ сети северного округа МР «Агинский район». Кейс – это результат отражательной деятельности педагога. В каждой школе найдется материал для составления кейса по разным направлениям, что и доказали школы сети. Накопленный опыт эффективного воспитательного воздействия в гражданско-патриотическом воспитании, валеологическом, здоровьесберегающем, культурно-эстетическом, спортивном, этнокультурном направлении показали проведенные мероприятия в каждой школе по очереди. Назовем их «Гэсэр и Дангина», «Зарница», «День здоровья» и КВН «Здоровый образ жизни», «Мастер-класс» по вольной борьбе, «Миг удачи». По форме и содержанию все мероприятия разные, но их объединяет то, что они стали традиционными в своих школах, накоплен богатый опыт работы в данных направлениях, с которым педагоги делятся с большим удовольствием. В результате мероприятия нравятся всем участникам, оказывают эффективное воспитательное воздействие уже на уровне образовательного округа.
Выше упоминалось о том, что кейс – метод успешно применили ходе подготовки и проведении праздника «Белый месяц – вечный месяц» для учащихся средних и старших классов средних школ. Попытаюсь доказать, что данное мероприятие применило именно кейс – метод. В решении задач кейс методом выделяют три основных стадий работы: организации работы над кейсом, рабочая, завершающая.
С начала составляется кейс. Основное внимание уделяется содержанию. На стадии организации работы нужно обратиться к опыту. Так, в нашей школе традиционно проводится бурятский национальный праздник «Сагаалган», где активное участие принимают все: учащиеся, учителя, родители, население села. В последние годы педагоги школы стали активно применять новые формы проведения, реализовывать проектные технологии. Так в 2004 году реализован проект «Праздник моей родословной», объединяющая идея заключалась в деятельности по изучению истории своего рода, исследованию своей родословной, как разгадки кода семьи. Найденная форма интенсивного использования педагогических ресурсов социального окружения с успехом применялась в школе и последующие года. Таким образом, накопленный опыт планирования, организации и проведения Сагаалган позволил нам реализовать подобный проект в масштабах близлежащих сел, в сети «Сириус». Для повышения эффективности воспитательного воздействия данного мероприятия педагогическим коллективом школы был выбрана форма проведения: разрешение жизненных ситуаций.
Основная цель воспитательного воздействия заключалась в трансформации традиции народа; в привитии учащимся компетентности радушного гостя, гостеприимного хозяина; погружение в культуру бурятского народа.
Новизна проводимого мероприятия в том, что апробировались механизмы сетевого взаимодействия:
- обмена информации с помощью электронной почты Е-mail;
- привлечения материально-технических и кадровых ресурсов школ;
- применения кейс- метода в создании культурно-образовательной среды (данный праздник был первым мероприятием в календарном плане на этот год).
Осуществлению данного проекта предшествовал подготовительный период: включающий в себя следующие этапы:
- этап: Сбор и уточнение данных о количестве учащихся в 6-10 классах школ, резюме учителей-участников проекта, на основе которого создаются творческие группы, утверждаются подпроекты.
- этап: Заседание инициативной группы по утверждению программы
- этап: Презентация проекта. Утверждение руководителей творческих групп, куда включены учителя, родители, учителя-ветераны.
- этап: Отправка писем в школу. Определение модераторов на данный момент.
- этап: Обмен мнениями по почте, в чате.
- этап: Организация обсуждения в форуме (по необходимости).
- этап. Заседание по группам. Составление программы работы творческой группы
- этап: Промежуточная рефлексия деятельности.
- этап: Заседание инициативной группы и руководителей творческих групп
- этап: Объявление точной программы праздника.
В ходе подготовительной работы необходимо особое внимание уделить первому и четвертому и пятому этапам для плодотворной работы на следующей стадии работы. С учетом всего вышеперечисленного отобрано содержание и методы работы. Будем говорить, что кейс составлен и представлен учащимся. Первая стадия плавно переходит во вторую – рабочую. Рабочая стадия решения кейса включает в себя
- изучение соответствующего теоретического материала, материала представленного в кейсе, учебных пособий и периодических изданий и других источников;
- разработку плана решения ситуационной задачи;
- техническую работу над кейсом;
- оформление результатов.
План решения задач по реализации проекта по ответственным
В Сахюртинской средней школе – принимающей гостей | В остальных школах – приглашенных | |
Учителя бурятского языка | Работают над содержанием на этапах, моделируют ситуации, консультируют классы по культуре народов Востока | Проводят консультации по уточнению и изучению по теме: «Традиции празднования Сагаалган» |
Классные руководители | Проводят со своими классами этические беседы по темам «Как встречать гостей», «Как принимать гостей», «Основы сервировки стола в стиле…», разучивают игры, готовят концертные номера, конкурсы | Проводят со своим классом этические беседы по темам «Как встречать гостей», «Как принимать гостей», «Как следует вести себя в гостях» |
Педагоги воспитатели | Моделируют ситуации, оформляют залы, рекреации | Готовят концертные номера |
Родители | Оказывают помощь в сервировке столов. Занимаются пиар-компанией и т.д. | Занимаются пиар-компанией, оказывают финансовую помощь и т.д. |
Заместители директора по воспитательной работе | Руководят реализацией проекта, постоянно находятся в контакте со всеми участниками праздника, оказывают методическую помощь. Готовит сценарий | Координируют, работают модераторами |
В данный период нужно попытаться задействовать каждого учителя. Использовать воспитательный потенциал общественных организаций и движений.
Завершающая стадия работы над кейсом включает в себя решения жизненных ситуаций:
Моделируемая ситуация | Решаемая задача | Место проведения | Ответственные |
«Угталга» - «Встреча» | По обычаю гость должен подать намек о своем прибытии, хозяин должен не говоря о делах, встретить, разместить коней (транспорт) и пригласить всех дом. | Школьный двор | Жамсаранова ЛЦ |
«Урилга» - «приглашение в дом» | Как должны вести себя у входа в дом? Хозяин приглашает, а гости должны вежливо предложить зайти первым хозяину, тем самым проходит обмен вежливостями. Настойчивость хозяина приглашающего в дом, показывает о его радушии | У входа в школу. | Анандаев А.Л |
«Золголго»-приветствен-ный жест Сагаалгана | За столом сидят молодой учитель мужчина, юноши старшеклассники и учителя- ветераны женщины. Кого первым приветствовать, в каком порядке (вручать хадаки) | Фойе школы | Жамсаранжапова ЛА, Аюшиева ДА |
«Угаа мэдэлгэ» - «Знание родословной» | Наизусть перечислить своих предков. У бурят принято спрашивать «Уг алид бэ»-с какого рода, племени. «Нагасанад хэд бэ?» - назови предков до 7 колена по материнской линии. | Зал бурятского языка | Болотова ББ |
«Мэргэжэлэй мэндэшэлэлгэ»- пожелания умельцам | В зале размещена выставка декоративно – прикладного и изобразительного искусства (НРК). Пожелать процветания, успехов в творчестве. Приветствие для умельцев звучит «Урантнай уран болог!» -Пусть умение ваше становится еще лучше» или «Бог в помощь». Суметь выразить словами свои чувства от увиденного. | Зал искусств | Аюшиева МБ, Учителя труда и рисования Хойто-Агинской средней школы |
«Yреэл табилга» - Благопожела-ние | Гостей встречают поэтесса Батоболотова Д. Б, учитель русского языка Дондокова Ц. Ц, учитель английского языка Цымпилова Ц. Ц, выразительно произносят благопожелания. Задача гостей обменяться с хозяевами пожеланиями | Зал природы | Батоболотова ДБ Дондокова ЦЦ Цымпилова ЦЦ |
«Хүндэлэлгэ» -«госте-приимство», угощение | Каждый класс организует праздничный обед. В ходе, которого ровесники знакомятся, с пользой проводят время | В кабинетах | Классные руководители, актив класса, родители |
«Сагаалганай нааданууд»- Игры праздника | Зал оформлен в стиле игровой. За игровые зоны отвечают выпускники Задача гостей выиграть у хозяев, продемонстрировав умение играть в бабки, «һээр шаалган» и т.п. | Зал науки | Воспитатели пришкольного интерната Лха-мацыренова ЦМ Жамсоева БЖ |
«Найр наадан» Праздник- | Показать домашнее задание – 2-3 концертных номера поздравить гостей | В Доме культуры | Баирова РВ |
Таким образом, тщательно продуманная, основанная на деятельностном, компетентностном подходе, четко организованная культурно – воспитательная среда дает учащимся большой жизненный опыт, способствует формированию мировоззрения, приобретению всех ключевых компетенций. На завершающей стадии решения кейса одна группа представляет результат, а остальные оппонируют. Нашими оппонентами стали не только учителя школ северного округа, но и все население сел Сахюрта, Урдо-Ага, Хойто-Ага, Челутай, Аргалей, Амитхаша. Цитирую: «Отрадно отметить, что школы северного куста Агинского района объединяют свои усилия, достигают высоких результатов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения» (газета «Агинская правда» № 32 , 2008 года)
О результатах всей работы за прошлый учебный год по кейсово – сетевому методу взаимодействия в воспитательном направлении можем судить по запросам в сети воспитательных мероприятий по направлениям, так в плане работы сетевого взаимодействия на нынешний учебный год включены: «Сагаалган» в Сахюртинской средней школе; «Зарница» в Хойто-Агинской средней школе; по положительным отзывам участников, в публикациях в средствах массовой информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.
Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В ГБОУ СОШ № 262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание современное образовательной среды в начальной школе подразумевает плавный переход для учителей учеников в современные рамки владения информацией, когда ученик наход...
Выступление на районном семинаре завучей "Развитие личности ребенка через формирование многоаспектной образовательной среды"
Выступление исновано на опыте работы по формированию многоаспектной образовательной среды в МБОУ Видновской СОШ № 2...
Проект перспективного развития муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан на основе национальной образовательной инициативы "ННШ"
Проект перспективного развитиямуниципального общеобразовательного бюджетногоучреждения средняя общеобразовательная школа с. Камеево муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостанна осн...
Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД
Данная презентация содержит материализ опыта работы по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...
Семинар 27.02.18 Адаптированная образовательная среда в жизни ребенка с ОВЗ
Рекомендации для педагогов...
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...