Программа дополнительного образования "Истоки литературы"
учебно-методический материал по литературе (9 класс)
Рабочая программа дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также содержит дополнительный материал для освоения курса литературы. Занятия рассчитаны не на дублирование базовых курсов, а на дополнение и углубление их. Актуальность рабочей программы дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, приобщая учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, способствует развитию аналитических навыков обучающихся и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что соответствует современным образовательным тенденциям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopoln._programma_no1_biryukovoy.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казачья кадетская школа-интернат имени графа
И.И. Воронцова-Дашкова»
РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА Кафедрой учителей русского языка и литературы Заведующая кафедрой / /Бирюкова Л.С./ Протокол от 28.08.2021 № 1
| УТВЕРЖДЕНА Директор казачьей кадетской школы /Е.Н.Шарова/ Приказ от «30» августа 2021 № 127 |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИСТОКИ ЛИТЕРАТУРЫ»
для обучающихся 9 классов
на 2021 -2022 учебный год
Автор-составитель: Бирюкова Л.С.,
учитель русского языка и литературы
Тамбов
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Истоки литературы»
для обучающихся 9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);
- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от «29» августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- основной образовательной программы основного общего образования;
- учебного плана работы ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И.Воронцова-Дашкова»;
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление в рамках ФГОС ООО и является дополнительной программой к основной программе по литературе.
Рабочая программа дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также содержит дополнительный материал для освоения курса литературы. Занятия рассчитаны не на дублирование базовых курсов, а на дополнение и углубление их.
Актуальность рабочей программы дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, приобщая учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, способствует развитию аналитических навыков обучающихся и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что соответствует современным образовательным тенденциям. Содержание курса дополнительной программы «Истоки литературы», предлагаемого для изучения в 9 классе, направлено на расширение познавательных интересов обучающихся в области литературы, совершенствование навыков самостоятельной познавательной деятельности, а также развитие творческих способностей учащихся.
Новизна программы:
одной из главных целей ФГОС является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Занятия для обучающихся проводятся в увлекательной форме, с интересным подбором материала.
Цель курса:
- расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста;
- развитие навыков самостоятельной работы с художественным текстом.
Задачи курса:
- формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;
- развивать навыки аргументированного анализа художественно текста;
- совершенствовать умения работы с теоретико-литературными понятиями художественного текста.
Формы изучения курса:
групповая и индивидуальная; работа с текстами художественных произведений, с учебными пособиями по подготовке к ОГЭ, тренажёр, а также семинар, конференция, комплексный анализ текста, реферат, исследования, отражающие содержания языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ОГЭ, создание презентаций, использование различных каналов поиска информации.
Общая характеристика учебного курса
Содержание программы дополнительного образования «Истоки литературы» предлагаемого для изучения в 9 классе направлено на расширение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Программа состоит из пяти модулей.
Первый модуль «Стилистический анализ художественного текста» предусматривает систематизацию знаний по теории литературы и стилистического анализа художественного текста.
Второй модуль «Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры художественного текста» поможет учащимся овладеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять тропы и стилистические фигуры текста, звуковые средства художественной изобразительности.
Третий модуль «Пути анализа прозаического текста» поможет учащимся понять единство содержания и формы произведения, сюжет и композицию как важнейшие структурные принципы организации произведения, овладеть навыками анализа прозаического текста.
Четвёртый модуль «Основные направления анализа поэтического текста» раскроет перед учащимися фонетические и изобразительные средства поэзии и лексические средства выразительности, умение самостоятельно осуществлять и анализировать поэтический текст.
В пятом модуле «Исследовательская работа анализа художественного текста» школьники представят исследовательские работы стилистического анализа художественного произведения с применением презентаций, покажут умение перед сверстниками свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
Изучение каждого модуля завершаются тестом или зачетом, к которому ученик должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Формой контроля обучения являются тесты, самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты) исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного текста к итоговой исследовательской работе. В ходе заключительного занятия обучающиеся должны продемонстрировать знания и умения анализа прозаического и поэтического текстов.
Место курса в учебном плане
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление деятельности в рамках ФГОС ООО и является дополнительной программой к основной программе литературы.
Дополнительная программа «Истоки литературы» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Курс рассчитан на 1 год обучения: 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Ожидаемые результаты
Прохождение дополнительной программы «Истоки литературы» предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. В результате обучения в течение полного учебного года по дополнительной программе планируется, что обучающиеся получат основные знания, применяя различные способы деятельности, для решения поставленных перед ними задач. Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного дополнительного образования. В процессе обучения обучающиеся получат возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе занятий по дополнительной программе «Истоки литературы» совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В этой связи в планируемые результаты обучения включены личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты освоения дополнительной программы по литературе должны отражать:
1) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
2) навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
3) понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
4) достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметные результаты освоения дополнительной программы по литературе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;
3) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;
5) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
6) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Предметные результаты освоения дополнительной программы по литературе должны отражать:
1)представлять свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать произведения других учащихся, тактично высказывать свои предложения другим участникам;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдении за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров,
5) владение навыками анализа художественного произведения;
6) формирование представления о системе стилевой особенности литературы;
Планируемые результаты изучения учебного курса:
в результате изучения курса литературы обучающиеся должны:
-знать пути анализа художественного текста;
-выполнять информационную, лингвистическую обработку текста;
-изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за рамки программы;
-овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;
-уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;
-уметь выбирать необходимый литературоведческий инструментарий для анализа художественного текста;
-уметь самостоятельно формулировать собственное мнение по поставленной проблеме;
-понимать специфику развития, проблематику и поэтику литературы.
Содержание курса программы дополнительного образования
«Истоки литературы»
Вводное занятие (1 час). Беседа о целях и задачах программы «Истоки литературы». Диагностическая работа (входной контроль).
Модуль 1. Стилистический анализ художественного текста. (1 час). Анализ прозаического и поэтического текста: тема, идея, сюжет и композиция, хронотип (художественное время и художественное место). Система образов, характеристика героев (портретные зарисовки, поступки, речь, отношения между героями, авторское отношение к героям).
Структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения.
Модуль 2. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры художественного текста. (8 час.)
Стилистический анализ.
Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.).
Определение стилистических фигур (анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм и др.).
Определение звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись).
Определение стихосложения (стопы, размер, рифма, строфа).
Модуль 3. Пути анализа прозаического текста (15 ч.)
3.1. Единство содержания и формы. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа С. Махотина «Шестиклассник Серафим» и рассказа К.Паустовского «Ручьи, где плещется форель». Семинар по рассказу Ю.Буйды «Продавец добра».
3.2. Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством по книге рассказов С.Острового «Зелёная обезьяна». Художественное время и пространство в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Семинар. Л.Андреев «Ангелочек».
3.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив моральных устоев и нравственных убеждений в рассказе Е.Замятина «Пещера». Разнообразие мотивов в повести В.Распутина «Живи и помни»: мотив верности воинскому долгу, мотив нравственных законов, которые нельзя преступить, мотив дома. Роль художественной детали в повести Ф.Достоевского. «Белые ночи». Семинар И.Бунин «Господин из Сан-Франциско».
3.4. Субъектная организация литературного произведения. Роман В.Набокова «Дар» и рассказ В. Распутина «Людочка».
3.5. Приемы создания художественного образа. О.Бальзак «Гобсек». А.П.Чехов «Человек в футляре».
3.6. Зачет. Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник».
Модуль 4. Основные направления анализа поэтического текста (7 ч.)
4.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. И.Бунин «Листопад». В.Брюсов «Мир».
4.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. И.Северянин «Фантазия восхода».
4.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. Б.Окуджава «Молитва». А.Дементьев «Мир держится на добрых людях».
4.4. Фонетические и изобразительные средства поэзии. Ф.Тютчев «Фонтан». Передача образа в стихах на фонетическом уровне. А.Вознесенский «Сага».
4.5. Лексические средства выразительности художественной речи. А.Ахматова «Реквием».
4.6.Анализ стихотворного текста. Зачёт.
Модуль 5. Итоговое занятие. Исследовательская работа (2 ч.)
5.1. Неразрывная связь человека и природы. Исследовательская работа художественного произведения (презентация). Зачёт по анализу текста с последующим обсуждением.
Содержание учебно-тематического плана
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во час. | Теория | Практика | Дата 2021г. |
1 | Вводное занятие. Диагностическая работа | 1 | |||
2 | Модуль 1. Стилистический анализ художественного текста. Анализ прозаического и поэтического текста. Система образов, характеристика героев. | 1 | 1 | ||
3 4 | Модуль 2. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры художественного текста. Стилистический анализ. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.). | 2 2 | 1 1 | 1 1 | |
5 | Стилистический анализ. Определение стилистических фигур. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Определение стихосложения (стопы, размер, рифма, строфа). | 1 | 1 | ||
7 | Определение звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись). | 1 | 1 | ||
8 | Модуль 3. Пути анализа прозаического текста Единство содержания и формы. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа С. Махотина «Шестиклассник Серафим». | 2 | 1 | 1 | |
9 | Анализ прозаического текста. Рассказ К.Паустовского «Ручьи, где плещется форель». Зачёт. | 1 | 1 | ||
10 | Семинар по произведению Ю.Буйды «Продавец добра». | 1 | 1 | ||
11 | Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством по книге рассказов С.Острового «Зелёная обезьяна». | 1 | 1 | ||
12 | Художественное время и пространство в повести Н.С.Лескова «На краю света» | 1 | 1 | ||
13 | Семинар по произведению Л.Андреева «Ангелочек». | 1 | 1 | ||
14 | Структурные мотивы художественного произведения. Мотив моральных устоев и нравственных убеждений в рассказе Е.Замятина «Пещера». | 1 | 1 | ||
15 | Разнообразие мотивов в повести В.Распутина «Живи и помни»: мотив верности воинскому долгу, мотив нравственных законов, которые нельзя преступить, мотив дома… | 1 | 1 | ||
16 | Роль художественной детали в повести Ф.Достоевского. «Белые ночи». | 1 | 1 | ||
17 | Семинар по произведению И.Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | 1 | 1 | |
18 | Субъектная организация литературного произведения. В.Набоков «Дар». В. Распутин «Людочка». | 1 | 1 | ||
19 | Приемы создания художественного образа. О.Бальзак «Гобсек». А.П.Чехов «Человек в футляре». | 1 | 1 | ||
20 | Приемы создания художественного образа. О.Бальзак «Гобсек». А.П.Чехов «Человек в футляре». | 1 | 1 | ||
21 | Зачет. Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник». | 1 | 1 | ||
22 | Модуль 4. Основные направления анализа поэтического текста. | 1 | 1 | ||
23 | Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. И.Бунин «Листопад». В.Брюсов «Мир». | 1 | 1 | ||
24 | Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. И.Северянин «Фантазия восхода». | 1 | 1 | ||
25 | Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. Б.Окуджава «Молитва». А.Дементьев «Мир держится на добрых людях». | 1 | 1 | 1 | |
26 | Фонетические и изобразительные средства поэзии. Ф.Тютчев «Фонтан». Передача образа в стихах на фонетическом уровне. А.Вознесенский «Сага». | 1 1 | 1 1 | ||
27 | Лексические средства выразительности художественной речи. А.Ахматова «Реквием». | 1 | 1 | 1 | |
28 | Анализ стихотворного текста. Зачёт. | 1 | 1 | 1 | |
29 | Модуль 5. Итоговое занятие. Исследовательская работа по теме «Неразрывная связь человека и природы». (Стилистический анализ художественного текста). Презентация. Зачёт по анализу текста с последующим обсуждением. | 2 | 2 | ||
Итого | 34 | 24 | 13 |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2007.
2.Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
3.Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях. Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004.
4. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997.
5. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, СПМ. – азбука, 2001.
6. Гончарова Е.А. Теория и практика стилистического анализа. – М.,Академия, 2010. 7. Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]: Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006.
8. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
9. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн. – М., 1994.
10. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М., «Академия», 2004.
11. Тексты художественной литературы
12. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб. 2000.
13. Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И. Федотов. – М., 1997.
УМК:
1.Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение, 2004.
2.Н.В. Беляева, О.Е. Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М., Просвещение, 2009.
3.Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А. Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
4.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А. Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
5.Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С. Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
6.Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С. Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
7.Русская литература. Справочные материалы. Л.А. Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
8.CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"
Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...
Программа дополнительного образования "Музыкальная литература"
Этот Курс призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами музыкальной культуры помогает выраб...
Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»
Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор» Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...
Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»
Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...
Программа дополнительного образования детей « Фортепиано. Музыкальная литература»
В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и литература»
Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных по...
Программа дополнительного образования по литературе "Литературный вернисаж"
laquo;Литературный вернисаж» - это открытое представление, выставка, знакомящая подростков с удивительным богатством и разнообразием имен в литературе, живописи, музыке, театре. Не отвратить от...