Программа дополнительного образования "Истоки литературы"
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

 Рабочая программа   дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также  содержит  дополнительный материал для освоения курса литературы. Занятия рассчитаны не на дублирование базовых курсов, а на дополнение и углубление их. Актуальность рабочей программы дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, приобщая учащихся к богатст­вам отечественной и мировой художественной литературы, способствует развитию аналитических навыков обучающихся и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что соответствует современным образовательным тенденциям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopoln._programma_no1_biryukovoy.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казачья кадетская школа-интернат имени графа

И.И. Воронцова-Дашкова»

           

   

     РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА

     Кафедрой учителей

     русского языка и       литературы

     Заведующая   кафедрой                                                                                                                                                       /                               /Бирюкова  Л.С./

         Протокол от 28.08.2021 № 1

        

УТВЕРЖДЕНА

      Директор казачьей кадетской школы

                                              /Е.Н.Шарова/

 Приказ от «30» августа 2021 № 127

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                         «ИСТОКИ ЛИТЕРАТУРЫ»

  для обучающихся  9 классов

           на 2021 -2022 учебный год

        

Автор-составитель: Бирюкова Л.С.,  

учитель русского языка и литературы

Тамбов

                                             Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Истоки литературы»

для обучающихся 9 классов составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);  

- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред.  Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);

- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897  17.12.2010 г.  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от «29» августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- основной  образовательной программы основного общего образования;

- учебного плана работы ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа И.И.Воронцова-Дашкова»; 

Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление в рамках ФГОС ООО и является дополнительной программой к основной программе  по литературе.

 Рабочая программа   дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также  содержит  дополнительный материал для освоения курса литературы. Занятия рассчитаны не на дублирование базовых курсов, а на дополнение и углубление их.

Актуальность рабочей программы дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, приобщая учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, способствует развитию аналитических навыков обучающихся и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что соответствует современным образовательным тенденциям. Содержание курса  дополнительной программы «Истоки литературы», предлагаемого для изучения в 9 классе, направлено на расширение познавательных интересов обучающихся в области литературы, совершенствование навыков самостоятельной познавательной деятельности, а также развитие творческих способностей учащихся.

Новизна программы:

одной из главных целей ФГОС является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Занятия для обучающихся проводятся в увлекательной форме, с интересным подбором материала.  

Цель курса:

- расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста;

- развитие навыков самостоятельной  работы с художественным текстом.

Задачи курса:

- формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;

- развивать навыки аргументированного анализа художественно текста;

- совершенствовать умения работы  с теоретико-литературными понятиями художественного текста.

Формы изучения курса: 

групповая и индивидуальная; работа с текстами художественных произведений, с учебными пособиями по подготовке к ОГЭ, тренажёр, а также семинар, конференция, комплексный анализ текста,  реферат, исследования, отражающие содержания языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ОГЭ, создание презентаций, использование различных каналов поиска информации.

Общая характеристика учебного курса

Содержание программы дополнительного образования «Истоки литературы» предлагаемого для изучения в 9 классе направлено на расширение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Программа состоит из пяти модулей.

Первый модуль «Стилистический анализ художественного текста» предусматривает систематизацию знаний по теории литературы и стилистического анализа художественного текста.

Второй модуль «Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры художественного текста» поможет учащимся  овладеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять тропы и стилистические фигуры текста, звуковые средства художественной изобразительности.

Третий модуль «Пути анализа прозаического текста» поможет учащимся понять единство содержания и формы произведения, сюжет и композицию как важнейшие структурные принципы организации произведения, овладеть навыками анализа прозаического текста.  

Четвёртый модуль «Основные направления анализа поэтического текста» раскроет  перед учащимися фонетические  и изобразительные средства поэзии и лексические средства выразительности, умение самостоятельно осуществлять и анализировать  поэтический текст.

          В пятом  модуле «Исследовательская работа анализа художественного текста» школьники представят исследовательские работы стилистического анализа художественного произведения с применением презентаций,  покажут умение перед сверстниками свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

Изучение каждого модуля завершаются тестом или зачетом, к которому ученик должен представить самостоятельно выполненный анализ художественного текста. Формой контроля обучения являются тесты, самостоятельно подготовленные сообщения (рефераты) исследовательского характера по анализу выбранного обучающимся художественного текста к итоговой исследовательской работе.  В ходе заключительного занятия обучающиеся должны продемонстрировать знания и умения анализа прозаического и поэтического текстов.

Место  курса в учебном плане

Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление деятельности в рамках ФГОС ООО и является дополнительной программой к основной программе  литературы.

Дополнительная программа  «Истоки литературы»  предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Курс  рассчитан на 1 год обучения: 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Ожидаемые  результаты

 Прохождение дополнительной программы «Истоки литературы» предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. В результате обучения в течение полного учебного года по дополнительной программе планируется, что обучающиеся получат основные знания, применяя различные способы деятельности, для решения поставленных перед ними задач. Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного дополнительного образования. В процессе обучения обучающиеся получат возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе занятий по дополнительной программе «Истоки литературы» совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В этой связи в планируемые результаты обучения включены личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты освоения дополнительной программы по литературе должны отражать:

1) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;

2) навыки сотрудничества со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;  

3) понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;

4) достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.

Метапредметные результаты освоения дополнительной программы по литературе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,  ресурсы Интернета;

3) овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

5) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

6) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Предметные результаты освоения дополнительной программы по литературе должны отражать:

1)представлять свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать произведения  других учащихся, тактично высказывать свои предложения другим участникам;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдении за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров,

5) владение навыками анализа художественного произведения;

6) формирование представления о системе стилевой особенности литературы;

               Планируемые результаты изучения учебного курса:

в результате изучения курса литературы обучающиеся должны:

-знать пути анализа художественного текста;

-выполнять информационную, лингвистическую обработку текста;

-изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за рамки программы;

-овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;

-уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;

-уметь выбирать необходимый литературоведческий инструментарий для    анализа художественного текста;

-уметь самостоятельно формулировать собственное мнение по поставленной проблеме;

-понимать специфику развития, проблематику и поэтику литературы.

        

Содержание курса программы дополнительного образования

 «Истоки литературы»

Вводное занятие (1 час). Беседа о целях и задачах программы «Истоки литературы». Диагностическая работа (входной контроль).

Модуль 1. Стилистический анализ художественного текста. (1 час).  Анализ  прозаического и поэтического текста:  тема, идея, сюжет и композиция, хронотип (художественное время и художественное место). Система образов, характеристика героев (портретные зарисовки, поступки, речь, отношения между героями, авторское отношение к героям).

Структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения.

Модуль 2. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры художественного текста.  (8 час.)

Стилистический анализ.

 Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.).

 Определение стилистических фигур (анафора, эпифора, антитеза, градация, параллелизм и др.).

 Определение звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись).

Определение стихосложения (стопы, размер, рифма, строфа).

Модуль 3. Пути анализа прозаического текста (15 ч.)

3.1. Единство содержания и формы. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа С. Махотина «Шестиклассник  Серафим» и рассказа К.Паустовского «Ручьи, где плещется форель». Семинар по рассказу Ю.Буйды «Продавец добра».

3.2. Пространство и время  литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством по книге рассказов С.Острового «Зелёная обезьяна». Художественное время и пространство в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Семинар. Л.Андреев «Ангелочек».

3.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив моральных устоев и нравственных убеждений в рассказе Е.Замятина «Пещера». Разнообразие мотивов в повести В.Распутина «Живи и помни»: мотив верности воинскому долгу, мотив нравственных законов, которые нельзя преступить,  мотив дома. Роль художественной детали в повести  Ф.Достоевского. «Белые ночи». Семинар И.Бунин  «Господин из Сан-Франциско».

3.4. Субъектная организация литературного произведения. Роман В.Набокова «Дар» и рассказ В. Распутина «Людочка».

3.5. Приемы создания художественного образа. О.Бальзак «Гобсек». А.П.Чехов «Человек в футляре».

3.6. Зачет. Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник».

Модуль 4. Основные направления анализа поэтического текста (7 ч.)

4.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. И.Бунин «Листопад». В.Брюсов «Мир».

4.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. И.Северянин «Фантазия восхода».

4.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. Б.Окуджава «Молитва». А.Дементьев «Мир держится на добрых людях».

4.4. Фонетические  и изобразительные средства поэзии. Ф.Тютчев «Фонтан». Передача образа в стихах на фонетическом уровне. А.Вознесенский «Сага».

4.5. Лексические средства выразительности художественной речи. А.Ахматова «Реквием».

4.6.Анализ стихотворного текста. Зачёт. 

Модуль 5. Итоговое занятие. Исследовательская работа (2 ч.)

5.1. Неразрывная связь человека и природы. Исследовательская работа художественного произведения (презентация). Зачёт по анализу текста с последующим обсуждением.

Содержание учебно-тематического плана

 

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во час.

Теория

Практика

Дата

2021г.

1

Вводное занятие. Диагностическая работа

1

2

Модуль 1. Стилистический анализ художественного текста. Анализ  прозаического и поэтического текста. Система образов, характеристика героев.

1

1

3

4

Модуль 2. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры художественного текста. Стилистический анализ.

Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.).

2

2

1

1

1

1

5

Стилистический анализ. Определение стилистических фигур.

2

1

1

6

Определение стихосложения (стопы, размер, рифма, строфа).

1

1

7

Определение звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись).

1

1

8

 Модуль 3.  Пути анализа прозаического текста  Единство содержания и формы. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа С. Махотина «Шестиклассник  Серафим».

2

1

1

9

Анализ прозаического текста. Рассказ К.Паустовского «Ручьи, где плещется форель». Зачёт.

1

1

10

Семинар по произведению Ю.Буйды «Продавец добра».

1

1

11

Пространство и время  литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством по книге рассказов С.Острового «Зелёная обезьяна».

1

1

12

Художественное время и пространство в повести Н.С.Лескова «На краю света»

1

1

13

 Семинар по произведению Л.Андреева «Ангелочек».

1

1

14

Структурные мотивы художественного произведения. Мотив моральных устоев и нравственных убеждений в рассказе Е.Замятина «Пещера».

1

1

15

Разнообразие мотивов в повести В.Распутина «Живи и помни»: мотив верности воинскому долгу, мотив нравственных законов, которые нельзя преступить,  мотив дома…

1

1

16

Роль художественной детали в повести  Ф.Достоевского. «Белые ночи».

1

1

17

Семинар по произведению И.Бунина  «Господин из Сан-Франциско».

1

1

1

18

Субъектная организация литературного произведения. В.Набоков «Дар». В. Распутин «Людочка».

1

1

19

Приемы создания художественного образа. О.Бальзак «Гобсек». А.П.Чехов «Человек в футляре».

1

1

20

Приемы создания художественного образа. О.Бальзак «Гобсек». А.П.Чехов «Человек в футляре».

1

1

21

Зачет. Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник».

1

1

22

Модуль 4. Основные направления анализа поэтического текста.

1

1

23

Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. И.Бунин «Листопад». В.Брюсов «Мир».

1

1

24

Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. И.Северянин «Фантазия восхода».

1

1

25

Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. Б.Окуджава «Молитва». А.Дементьев «Мир держится на добрых людях».

1

1

1

26

Фонетические  и изобразительные средства поэзии. Ф.Тютчев «Фонтан». Передача образа в стихах на фонетическом уровне. А.Вознесенский «Сага».

1

1

1

1

27

Лексические средства выразительности художественной речи. А.Ахматова «Реквием».

1

1

1

28

Анализ стихотворного текста. Зачёт. 

1

1

1

29

Модуль 5.  Итоговое занятие. Исследовательская работа по теме

«Неразрывная связь человека и природы». (Стилистический анализ художественного текста). Презентация. Зачёт по анализу текста с последующим обсуждением.

2

2

Итого

34

24

13

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2007.

2.Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975

3.Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях. Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004.

4. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997.    

5. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, СПМ. – азбука, 2001.

6. Гончарова Е.А. Теория и практика стилистического анализа. – М.,Академия, 2010. 7. Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]:  Методическое пособие для     учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006.

8. Корман, Б.О. Практикум    по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая   система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.

9. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн. – М., 1994.

10. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М., «Академия», 2004.

11. Тексты художественной литературы

12. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб. 2000.

13. Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И. Федотов. – М., 1997.

УМК:

               

1.Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение, 2004.

2.Н.В. Беляева, О.Е. Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М., Просвещение, 2009.

3.Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А. Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.

4.Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А. Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.

5.Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С. Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.

6.Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С. Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

7.Русская литература. Справочные материалы. Л.А. Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

8.CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"

Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.  Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...

Программа дополнительного образования "Музыкальная литература"

Этот Курс призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами музыкальной культуры помогает выраб...

Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»

Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор»   Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

Программа дополнительного образования детей « Фортепиано. Музыкальная литература»

В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и литература»

Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных по...

Программа дополнительного образования по литературе "Литературный вернисаж"

laquo;Литературный вернисаж» - это открытое представление, выставка, знакомящая подростков с удивительным богатством и разнообразием имен в литературе, живописи, музыке, театре. Не отвратить от...