Программа дополнительного образования детей « Фортепиано. Музыкальная литература»
учебно-методический материал по музыке на тему
В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzliteratura.docx | 43.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа «Содружество»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФОРТЕПИАНО.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Студии музыкального творчества
«Торжество муз»
Возраст детей – 7 -18 лет
Автор – Волдина В.М.
педагог дополнительного образования
Москва
2016
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа дополнительного образования детей « Фортепиано. Музыкальная литература» имеет художественную направленность и базовый уровень освоения.
Новизна и актуальность программы.
Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями.
В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание «музыкальной литературы» обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни.
Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс «музыкальной литературы» ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков и, прежде всего, умение разбирать музыкальные произведения:
-слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи
-ориентироваться в нотном тексте сочинений
-запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки
-грамотно излагать впечатления и мысли о музыке
-рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.
Формирование слухового внимания осуществляется непроизвольно.
На занятиях обучающиеся овладевают большими знаниями об истории страны, знакомятся с творчеством не только композиторов, но и поэтов, писателей.
Цель программы:
-способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся,
расширению их общего музыкального кругозора,
формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков.
Задачи:
-Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
-Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;
-Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;
-Выработка у обучающихся слуховых представлений.
Основная форма контроля на занятиях музыкальной литературы может быть в виде:
-устного индивидуального или фронтального опроса
-письменного опроса
-тестирования.
Организация образовательного процесса
Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения.
В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний в области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами рядя инструментальных ансамблей.
Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. Программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведённое для этого время.
Участие детей в таких занятиях помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Возраст обучающихся 8-18 лет, занятия проводятся 2-3 раза в неделю.
Примерные формы проведения занятий:
- Занятие;
- Беседа;
-Открытые занятия с присутствием родителей учащихся;
-Конкурсы, викторины, познавательные игры.
Требования к уровню освоения программы
Основные задачи: пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания сложности.
Основными формами работы являются:
-прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии
-характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств
-объяснение и усвоение новых понятий и терминов
-рассказ о создании и исполнении музыкальных произведений и их авторах
-самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии
-запоминание и узнавание музыкальных произведений.
Методы работы:
-Метод развивающего обучения;
-Словесный;
-Наглядный (иллюстрации, пособия, хрестоматии);
-Проблемно-поисковый;
-Метод игровой мотивации;
-Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);
-Концентрический метод изучения теоретических сведений.
В работе с детьми необходимо использовать их наблюдения и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут обучающимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.
Учебно-тематический план программы «Музыкальная литература»
№п/п | Тема занятия | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | 2 | 3 |
2 | Музыкальные мифы, легенды, истории. | 3 | 9 | 12 |
3 | Композиторы детям. | 3 | 20 | 23 |
4 | Музыкальные эпохи, стили, жанры. | 4 | 10 | 14 |
5 | Жизнь и творчество композиторов разных времен и народов. | 4 | 36 | 40 |
6 | Шедевры фортепианной музыки. | 4 | 26 | 30 |
7 | Романсиада. | 10 | 30 | 40 |
8 | Симфонические полотна. Духовная музыка. | 3 | 6 | 9 |
9 | Итоговое занятие. Посещение филармонических концертов. | 3 | 6 | 9 |
10 | Общее количество часов | 35 | 145 | 180 |
Содержание программы
Теория | Практика | |
. | ||
Вводное занятие. Техника безопасности | ||
Знакомство с обучающимися, правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности классного пространства, поведение на концертах, культура внешнего вида, правила восприятия музыкального произведения. | Тренинг концертной ситуации. Определение музыкально-слушательской грамотности. Викторина «Введение в мир музыки». | |
Музыкальные мифы, легенды, истории | ||
Знакомство с зарождением музыкальной культуры.
| ||
1. Музыка средневековья: полифония, мотет, месса. 2. Музыка Ренессанса: Искусство менестрелей, рыцарей, трубадуров. |
| |
- | - | |
Композиторы детям | ||
Исторические предпосылки возникновения музыки для детей. Музыкальное воспитание в семье И.С.Баха.
3. Музыка для слушания |
| |
1.Музыка для инструментального исполнения 2. Музыка для слушания | 1. В. Моцарт «Менуэт» d-moll, Л.Моцарт «Фантазия» в-moll, «Менуэты». И.Гайдн «Менуэт» F-dur, Л.Бетховен «Немецкий танец», М.Мусоргский «Акварели», Р.Шуман «Альбом для юношества». 2. Р.Шуман «Детские сцены» | |
1. Музыка для пения, 2. Музыка для инструментального исполнения, 3. Музыка для слушания | 1. И.С.Бах «Песни», В.Моцарт «Песни», П.И.Чайковский «Романсы»; 2. С.Прокофьев «Детская музыка», Д.Шостакович «Музыка для детей», В.Ходаш «Царевна-лебедь»; 3. Р.Шуман «Листки из альбома», «Лесные сцены». | |
1.Музыка для пения; 2.Музыка для инструментального исполнения; 3. Музыка для слушания. |
| |
Музыкальные эпохи, стили, жанры | ||
1. Рождение оперы в Италии, Франции, Англии. 2. Барокко: черты стиля и ярчайшие представители. 3. Рококо. Танцевальные, вокальные, инструментальные жанры. Танцевальная сюита. | 1. Клаудио Монтеверди «Орфей», Я. Перилл «Эвридика», Ж. Люли «Армида», Генри Пёрселл «Дидона и Эней». 2. А. Вивальди «Времена года», А. Корелли, Тартини, А. Марчелло. 3. Ж.Б.Рамо – пьесы для клавесина, Ф.Куперен – сюита «Маски». | |
Венский классицизм – основные черты стиля. Танцевальные, вокальные, инструментальные жанры. | И.Гайдн «Дивертисмент» D-dur, «Прощальная симфония», В.Моцарт «Маленькая ночная серенада», Л.Бетховен «Соната» №1 для фортепиано. | |
Музыка эпохи Романтизма. Черты стиля. Инструментальная миниатюра. Национальные музыкальные школы. | Ф. Шуберт «Немецкий танец» e-moll, Лендлеры и вальсы, «Музыкальный момент» f-moll, «Неоконченная симфония». Р. Шуман «Лесные сцены», «Бабочки», «Карнавал». Ф. Шопен «Полонез»As-dur, «Революционный этюд», Э. Григ «Лирические пьесы», Ф.Лист «Годы странствий», «Венгерская рапсодия», И.Брамс «Венгерские танцы», А.Дворжак «Славянские танцы», И.Альбенис «Иберия», «Испанские напевы». М.Глинка «Камаринская эпоха. | |
1. Импрессионизм в музыке. 2. Музыка ХХ века. Современное музыкальное искусств. Французская шестёрка. Додекафония. Серийная техника. Пуантивизм. Экспрессионизм. Джаз. Рок. Диско. 3. Неоклассицизм. Стилизация. | 1. К.Дебюсси – Ноктюрны, Симфоническая поэма. «Девушка с волосами цвета льна», «Терасса, освященная лунным светом», «Облака». 2. К.Орф «Carmina burana», Веберн – 4 пьесы для фагота, Ф.Пуленк «Призрачный бал», А.Берг «Воццек», К.Вайль «Трёхграшевая опера», Дж.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз», «Порги и бес». 3. С.Прокофьев «Классическая симфония», М.Равель «Павана на смерть Инфанты». | |
Жизнь и творчество композиторов разных времен и народов | ||
Г.Ф.Гендель. Жизнь и творчество. И.С.Бах – жизненный путь, основные сочинения. | Кончерто гроссо. «Музыка на воде». Клавирное творчество Баха: «Нотная тетрадь А.М.Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции», Органная токката и фуга d-moll. | |
Жизнь и творчество композиторов – венских классиков. Характерные черты стиля, общие и отличительные качества. И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. | И.Гайдн – симфония с тремоло литавр №104, В.Моцарт - симфония № 40, g-moll, Л.Бетховен – симфония № 3 «Героическая». | |
Жизнь и творчество композиторов – романтиков. Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, Э.Григ. | Ф.Шуберт – соната для фортепиано A-dur, Р.Шуман – концерт для фортепиано с оркестром, соната для фортепиано g-moll, фантазия «Скиталец» F-dur. Ф.Шопен – концерт для фортепиано с оркестром e-moll, Ф.Лист «Мефисто-вальс», «Венгерская рапсодия», Э.Григ – концерт для фортепиано с оркестром a-moll, «Пер Гюнт». | |
Жизнь и творчество композиторов на рубеже XIX-XX в.в. - К.Дебюсси, М.Равель, композиторов ХХ века – Д.Шостакович, С.Прокофьев, Г.Свиридов, А.Шнитке. | К.Дебюсси «Облака», «Сады под дождём», К.Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных», М.Равель «Благородный вальс», Д.Шостакович - Симфония №7. С.Прокофьев – опера «Война и мир», кантата «Александр Невский», Г.Свиридов – музыкальные иллюстрации к драме А.Пушкина «Метель», музыка к кинофильму «Время вперёд», А.Шнитке «Кончерто гроссо» | |
Шедевры фортепианной музыки | ||
1. Зарождение музыки для клавишных инструментов. 2. Фортепианные рондо. 3. Вариации для фортепиано: классические, романтические. | 1. Дакен «Кукушка», К.Ф.Э.Бах «Сольфеджио», Чимароза, А.Скарлатти. 2.Л.Бетховен «К Элизе», «Рондо по поводу утерянного гроша», В.Моцарт «Турецкое рондо». 3. В.Моцарт - Вариации C-dur, П.И.Чайковский – Вариации F-dur. | |
Фортепианные сонаты. Формирование сонатной формы. Фантазии для фортепиано. | Сонаты и сонатины М.Клементи, Ф. Кулау, Л.Бетховен «Патетическая», «Лунная» сонаты, «Аппассионата». В.Моцарт Фантазия d-moll. | |
Фортепианные миниатюры композиторов-романтиков. Концертные этюды. Ф.Шопен, Ф.Лист – великие композиторы-пианисты. Русская фортепианная школа. | Ф.Шопен Вальс cis-moll, Ноктюрн Des-dur, Баллада g-moll, мазурки, прелюдии. Ф.Лист «Мазепа», «Охота», тарантелла. Р.Шуман «Фантастические пьесы». П.И.Чайковский «Времена года», Концерт №1 для фортепиано с оркестром. М.Мусоргский «Картинки с выставки». | |
Новое в фортепианном исполнительстве и выразительных средствах музыки ХХ века. | С.Прокофьев – Концерт №1 для фортепиано с оркестром, «Наваждение». Д.Шостакович – Концерт для фортепиано с оркестром. С.Рахманинов – Концерты для фортепиано с оркестром, прелюдия cis-moll, музыкальный момент e-moll, этюди-картины. Н.Метнер – «Канцона-серенада», «Сказки» | |
Романсиада | ||
Русский романс XVIII-XIX в.в. Ярчайшие представители этого Жанра. | Гурилев «Домик-крошечка», Алябьев «Соловей», Варламов «Красный сарафан», Глинка «Жаворонок», «Венецианская ночь». «Юноша и дева». | |
Западно-европейская вокальная музыка эпохи классицизма. Самые яркие представители этого жанра. | Векерлен – Пасторали. В.Моцарт «К Хлое», «Маленькая пряхя», песни. Л.Бетховен «Сурок», «Застольная». | |
Вокальная музыка эпохи Романтизма. | Ф.Шуберт «Форель», «Серенада», вокальный циклы «Прекрасная мельничиха», «Любовь и жизнь женщины». Р.Шуман «Я не сержусь», «Лесной царь». Ф.Шопен «Грусть девушки», «Желание». Ф.Мендельсон «Песни без слов. | |
Вокальная музыка в творчестве композиторов ХХ века. Современный вокальный язык. | Г.Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина», Д.Шостакович – вокальный цикл на стихи Марины Цветаевой. Г.Вольф – песни. | |
Симфонические полотна | ||
Зарождение сонатной формы. Формирование сонатно-симфонического цикла. Жанр симфонической увертюры. Инструменты симфонического оркестра. | Сонатины М.Клементи, А.Скарлатти, Ф.Кулау. И.Гайдн – Симфония №48, Дивертисмент. Л.Бетховен – Симфония №№1,6, увертюры «Элеонора». «Эгмонт». С.Прокофьев – симфоническая сказка «Петя и волк». | |
Характерные черты сонатно-симфонического стиля венских классиков. Сонатно-симфонический цикл у Л.Бетховена. | В.Моцарт – симфонии №№ 24, 41 «Юпитер». Л.Бетховен – Симфония №№ 3, 5, 9 «Ода к радости» | |
Симфонические полотна русских композиторов | М.Глинка «Арагонская хота», «Вальс-фантазия». П.Чайковский «Испанское каприччио», «Франческа да Римини», симфонии №1 «Зимние грёзы», №6 «Патетическая. Н.Римский-Корсаков «Шехерезада». | |
Новое в музыкальном языке симфонической музыки ХХ века. Формы и жанры. | С.Прокофьев – Симфония № 7, Д.Шостакович – Симфонии№ 5, 7 «Ленинградская». М.Равель «Болеро». | |
Оперные сокровища | ||
Сказка в опере. Особенности музыкального языка. | М.Глинка «Руслан и Людмила». Н.Римский-Корсаков «Снегурочка», «Садко» | |
Оперная народная драма. | М. Глинка «Иван Сусанин», А. Бородин «Князь Игорь». | |
Лирико-драматическая опера – её характерные черты и особенности музыкального языка. | П Чайковский «Евгений Онегин», Н. Римский-Корсаков «Царская невеста». | |
Народная драма. Оперы ХХ века. Эволюция жанра: Мюзикл, рок-опера. | М. Мусоргский «Борис Годунов», «Хованщина». Д. Шостакович – вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина». Л. Уэберн «Иисус Христос – суперзвезда». | |
Балетные творения | ||
Балеты на сказочные сюжеты. Строение классического номерного балета. Черты стиля. | П. Чайковский «Щелкунчик», «Спящая красавица». | |
Современные композиторы. Их балетное творчество. | К.Хачатурян «Чипполино», Р.Щедрин «Конёк-горбунок». | |
Номерное балет. Его строение и характерные особенности. | А.Адан «Жизель», «Корсар». Л.Делиб «Коппелия». П.Чайковский «Лебединое озеро». Л.Минкус «Дон Кихот», «Баядера». | |
Драматический балет. Новое в современной хореографии. | А.Хачатурян «Спартак». С.Прокофьев «Ромео и Джульетта», И.Стравинский «Петрушка», «Жар птица», «Весна священная». Б.Эйфман – балет на музыку симфонии №6 П.Чайковского «Чайковский» | |
Страницы духовной музыки | ||
Рождественские песни. Ave Maria в творчестве композиторов разных эпох. | И.С.Бах «Магнификат», «Рождественская кантата». Ave Maria Д.Каччини, И.Бах-Ш.Гуно, ф.Шуберт, И.Брамс. Б.Бриттен «Рождественские песни». | |
Западно-европейская духовная музыка. Грегорианские хоралы. Органное творчество И.С.Баха, Ораториальное творчество Г.Ф.Генделя. | А.Вивальди «Gloria», И.С.Бах «Рождественская кантата», Г.Гендель – оратория «Мессия». | |
Ярчайшие представители русской духовной музыки. От знаменного распева до хоровых концертов. | Д.Бортнянский, М.Березовский, А.Архангельский, П.Чайковский. С.Рахманинов «Всенощная». А.Чесноков «Хоровой концерт» | |
Пасхальные богослужения. Музыка страстной недели. | И.С. Бах «Страсти по Матфею», В. Моцарт «Реквием». | |
Посещение филармонических концертов | ||
Посещение концертов музыкального абонемента, концертного зала-музея им. М.Глинки, библиотеки А.П.Боголюбова, БЗК, МЗК. Концертного зала имени Чайковского и Политехнического музея. | ||
Итоговое занятие | ||
Подведение итогов учебного года. Задание на лето. Эссе на тему «Мои летние музыкальные впечатления». Рекомендуемый список литературы: Д. Кабалевский «Про трёх китов и про многое другое», М.Г. Рыцарева «Музыка и я». «В мире музыки», - М., «Музыка», 1996, Е. Гульянц «Детям о музыке», - М., «Аквариум». 1996. |
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для детской музыкальной школы. – М., 2001.
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для детской музыкальной школы. – М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано
Образовательная программа дополнительного образования детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...
Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"...
Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"
Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...
Программа дополнительного образования детей «Кубань музыкальная»
Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения 144 часа (2 часа по 2 раза в неделю во внеурочное время); второй год обучения 216 часов (3 часа по 2 раза в неделю во внеуроч...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»
Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой школы мальчиков и...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Восток")
Программа для обучения учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....