Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"
рабочая программа по музыке (5,6,7,8 класс) по теме
Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. Программа рассчитана на образовательный цикл продолжительностью 8 лет, возраст обучаемых: от 6 до 15 лет. Программа создана на основе 35- летнего педагогического опыта автора и опробована на протяжении15 лет работы в ГБОУ ДШИ "Аккорд".Настоящая -вторая-редакция утверждена на заседании методического совета ГОУ ДШИ Аккорд". Она отличается от первой включением ряда дополнений, в основном касающихся Пояснительной записки, тогда как само содержание значительным изменениям не пподверглось.
Первая частьпрограммы "Слушанье музыки"Рассчитана на детей младшего школьного возраста , отсюда главный методический принцип - "соучастие" детей в музыкальном процессе: исполнение песен с движениями, работа с шумовым оркестром, анализмузыкальных произведений не только прослушанных на аудиодиске, но и исполненных самими детьми, уичастие в фольклорных праздниках народов мира и т. д.
Вторая часть программы "Музыкальная литература" делает уклон на монографический принцип изложения материала, при этом разнообразя формы самостоятельной деятельности учеников, вводя разного рода читательские конференции, кончерты из произведений изучаемых композиторов, тематические конкурсы, викторины, конкурсы, статьи учеников в классный и школьный журналы, стенгазеты и т. д.
Программа прошла испытание временем, вызывает живой интерес у учащихся, многие из которых ежегодно участвуют в Олимпиаде по Музыкально- теоретическим дисциплиам в ГМПИ ИМ. М. М. Ипполитова-Иванова и являются её дипломантами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-яaya_redakciya_programmy.docx | 280.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЙ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЙ Г.МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «АККОРД»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРЕДМЕТАМ:
«СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» и «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Редакция 2-ая, исправленная и дополненная
Возраст обучаемых: от 6 до 15лет
Продолжительность образовательного цикла: 8 лет
Составитель: педагог дополнительного образования, заведующая музыкально-теоретическим структурным подразделением Мусатова Т.Д.
Москва
2011
Пояснительная записка.
Жизнь коротка, а искусство вечно.
(Древняя Греция)
Стремительно ворвавшийся 21век вносит в жизнь свои коррективы. В новых условиях АКТУАЛЬНОСТЬ данной программы дополнительного образования не только и не столько в том, чтобы передать учащимся сумму знаний, а
- в подготовке активных творческих слушателей-любителей музыки;
- в обеспечении условий для творческого самоопределения личности и творческой самореализации: чтобы учащийся желал слушать и исполнять;
- в формировании у обучающегося адекватной современному уровню знаний и своей ступени обучения КАРТИНЫ МИРА;
- в интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирование художественного вкуса в условиях загрязненности эфира и нашествия псевдо-музыки;
- в нацеленности на совершенствование личности и общества в целом;
- в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала общества, нашем случае это подготовка преемников- специалистов.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Практическая значимость и универсальность
данной программы состоит в том, что:
1. ей можно пользоваться как целиком, в курсе «Слушания музыки» и «Музыкальной литературы» для восьмилетнего обучения в ДМШ и ДШИ, для подготовки специалистов-музыкантов, так и для общего развития учащихся, а старшие классы 6-8 имеют 2 варианта учебного плана.
2. можно использовать отдельные части: «Слушание музыки» или «Музыкальная литература».
3. можно использовать отдельные темы: «Праздники народов мира»: «Рождество», «Святки», «Масленица» и другие.
Частично программа перекликается с традиционной программой по «Музыкальной литературе» для ДМШ и ДШИ для 4-7 классов, принадлежащей В.Лагутину. Однако даже эта часть дополнена широким кругом тем.
Программа является авторской, так как большая часть тем, а также определённые приёмы и методы впервые предлагаются для работы с учащимися ДМШ и ДШИ.
Новизна программы в изучении и проведении праздников народов мира, изучении таких тем, как Г.Ф.Гендель и другие, расширение тем:
1) Романтизм в Европе: Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Медельсон, Р.Вагнер, Д.Россини, Н.Паганини, Д.Верди, Ш.Гуно, Ж.Бизе, И.Штраус.
2) Расширение круга изучаемых произведений в творчестве русских композиторов: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского, «Пиковая дама» П.Чайковского и других.
3) Изучение музыки ХХ века: К.Дебюсси, М.Равеля, К.Орфа, Д.Гершвина, А.Шнитке, Э.Денисова, а также направлений современной классической и эстрадной музыки: джаз, блюз, рок….
Цель настоящей программы – воспитание грамотного слушателя на примерах лучших народных, классических и современных музыкальных образцов.
Она включает в себя 3 задачи:
1. Воспитательные задачи:
- воспитать у учащихся потребность к восприятию художественно-эстетических и музыкальных ценностей;
- сформировать позитивное отношение к жизни и искусству, в частности – музыкальному;
- воспитать у учащихся стремление к творчеству, в частности - музыкальному. Воспитательно-образовательный алгоритм обучающего процесса можно схематически представить в следующем виде:
- Слушаю ( воспринимаю) прекрасное (музыку);
- Размышляю (рассказываю) о прекрасном (о музыке);
- Пытаюсь исполнить прекрасное (музыку);
- Пытаюсь самостоятельно создать прекрасное (музыку).
При этом прекрасное (позитивное) в жизни и искусстве должно постепенно становиться для ребёнка образцом для подражания, своеобразной моделью поведения. Такова например жизнь Г.Генделя, который несмотря на все трудности и препятствия снова и снова возрождался из пепла как птица феникс и упорно создавал новый тип оперного театра. Такова жизнь Л.Бетховена, который несмотря на прогрессирующую глухоту создавал оптимистические произведения и не раз говорил друзьям: «Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся сломить меня». Такова жизнь И.Баха, который, будучи протестантом, в эпоху религиозных войн защищал детей – католиков.
К сожалению, сейчас у наших детей мало позитивных примеров, поэтому рассказы о великих музыкантах, их нелёгких судьбах и гениальных произведениях сами по себе дают большой воспитательный эффект.
К воспитательным задачам относятся способность к сопереживанию, сочувствию и соучастию, воспитание у учащихся не просто потребности в общении с музыкой, а потребности в духовном совершенствовании через общение с искусством, а также развитие коммуникативных способностей детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
- восполнение дефицита общения с родителями (взрослыми) как предпосылки для формирования заниженной самооценки и ущербной социальной позиции многих «брошенных» детей;
- снижение зачастую негативного влияние улицы;
- формирования у детей адекватной шкалы ценностей в современных условиях информационной перегрузки, когда музыка зачастую превращается в фоновый поток;
- посредством изучения народных традиций, жизненных и творческих путей композиторов, содержания музыкальных произведений, таких как «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Александр Невский» и другие формировать гражданскую позицию, патриотизм, воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности, нравственные качества, такие как доброжелательность, стремление помочь другу, а также приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;
- воспитание пропагандистов музыкальной культуры.
2. Обучающие задачи включают:
- усвоение учащимися предлагаемого материала во всех его видах и формах;
- учащиеся должны уметь различать и рассказать о музыкальных стилях, жанрах, композиторах, узнавать темы изученных произведений и, по возможности, их исполнять.
3. Развивающие задачи:
- побуждать у учащихся интерес к музыке, культуре;
- развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
Отличительные особенности программы
– через все темы красной нитью проходит идея гуманизма, добра, справедливости, упорства в преодолении трудностей – от Г.Генделя, И.Баха, Л.Бетховена – до С.Прокофьева, Д.Шестаковича, А.Шнитке.
- Ключевые понятия – эпоха, музыкальный стиль, характер музыкального произведения, включающий средства музыкальной выразительности, которые создают данный образ; музыкальные формы. Структурные элементы, жанровые особенности.
Данная программа является второй редакцией программы-лауреата конкурса авторских программ в 2002 году. В 2006 году она была представлена на конкурс «Учитель года». В редакции расширено и дополнено введение и тематическое планирование в соответствии с современными требованиями.
Программа реализуется в 2 этапа:
I Слушание музыки 1-3 классы.
II Музыкальная литература 4-8 классы.
Исходя из особенностей возрастной психологии музыкального восприятия детей выявленных автором в процессе более чем тридцатилетней работы и нередко встречающихся в музыкально-педагогической литературы (Назайкинский «Психология музыкальных способностей»), автор пришла к выводу, что дети младшего школьного возраста, обладая более конкретным мышлением, легче и лучше воспринимают музыку участвуя в процессе её исполнения: песни с движениями, оркестра К.Орфа, обряды с пенями.
Дети более старшего возраста 4-8 классов легче воспринимают уроки-лекции, уроки-концерты и уроки-творческие конференции. Этим обусловлено методическое различие 1-ой и 2-ой частей программы и в то же время их преемственность.
Особенности возрастных групп детей.
Программа рассчитана для детей с 7(6) до 15(14) лет. Для младшей возрастной группы
7-9(6-8)лет предназначена часть «Слушания музыки», делающая упор на непосредственное исполнение песен с движениями, песен с оркестром, обрядов и игр. Собственно слушанию отводится лишь часть времени. Старшая возрастная группа 9-15(8-14) лет, исходя из возрастных особенностей, таких как большая усидчивость, способность к обобщениям, владение навыками игры на фортепиано и пение, может больше и дольше слушать музыку, участвовать в уроках-концертах, уроках - читательских конференциях, делать письменные творческие работы.
Вид групп – профильный, художественно-эстетическое направление
Состав групп – постоянный
Набор детей происходит практически без конкурса, количество обучающихся в группе от 5 человек. В младших классах больше, в старших – меньше, так как необходимость профильной подготовки поступающих в средние специальные учебные заведения требует дифференцируемого подхода к учащимся.
Режим занятий.
Количество часов и занятий в неделю варьируется в зависимости от класса:1-5 классы 1 час в неделю, 6-8 классы 1,5 часа в неделю.
В младших классах рекомендуется заниматься 2 раза в неделю по 0,5 часа, в старших желательно также заниматься 2 раза в неделю 0,5 +1 час. Отсюда в год получается 38 или 57 часа соответственно.
Программа соответствует санитарным нормам, между занятиями есть перерывы установленные СанПиНами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
I класс
В процессе усвоения темы «Средства содержательной выразительности музыкального языка» и сущности образно-интонационного строя музыки, учащиеся будут знать в контексте специфику средств эмоционально-содержательной выразительности музыкального языка. Преобладают задания игрового типа (например, «угадайка»), составленные на основе изученных произведений: «Детский альбом» П. И.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Детская музыка» С. Прокофьева, «В пещере горного короля» Э.Грига и т. п. Ученики будут уметь определять лад, размер, жанр произведения. Ученики будут уметь описывать характер (эмоционально-образное содержание) произведения, создавать словесный портрет музыкального персонажа (персонажей), нарисовать рисунок, изображающий эмоционально-образное содержание произведения, а так же принимать активное участие в исполнении песен-сценок.
II класс
Тема:
В процессе усвоения темы «Музыкальные традиции в нашей жизни» изучается период от мифов Древней Греции до праздников народов мира. Учащиеся будут знать и уметь пересказывать легенды и мифы о зарождении искусства, создании музыкальных инструментов, определять на слух произведения по звучанию ряда отдельных фрагментов («Волшебная флейта» В.Моцарта, «Вольный стрелок» К. Вебера, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова).
Учащиеся будут:
знать, что такое | уметь |
тембр | определять тембры отдельных инструментов |
жанр, лад, размер | определять в изучаемых произведениях |
музыкальная тема | узнавать темы изученных произведений |
музыкальный образ | изученными средствами музыкальной выразительности устно или письменно дать характеристику музыкального образа |
звукоизобразительность, звукоподражание | определить в изучаемых произведениях |
III класс
В процессе усвоения темы «Музыкальные инструменты», ученики будут знать состав симфонического и камерного оркестров, оркестра русских народных инструментов, уметь отличать отдельные инструменты по звучанию (тембру), а также уметь определять на слух (по звучащим фрагментам) произведения, изучаемые в классе: «Петя и Волк» С. Прокофьева, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Картинки с выставки» М. Мусоргского.
Учащиеся будут:
знать, что такое | уметь |
тема | пройденные темы |
жанр, лад, размер, мелодия, аккомпанемент, | изученными средствами музыкальной |
музыкальный образ | выразительности устно или письменно дать характеристику музыкального образа |
кульминация | определить кульминацию в изучаемом произведении |
оркестр народных инструментов | знать состав, определять тембры отдельных |
партитура и группы симфонического оркестра | инструментов и групп |
программность | привести соответствующие примеры |
вариации, сюита | отличить вариации от сюиты |
простые формы | определять в изучаемых произведениях |
IV класс
В процессе усвоения темы «Зарубежная музыка: композиторы эпохи Барокко, Венская классическая школа» учащиеся будут знать жизнь и творчество таких колоссов мировой классической музыки как Г. Ф. Гендель, И. С. Бах, Л. Бетховен, В. Моцарт. Дети должны прочитать рекомендуемые книги, посвященные названным композиторам и уметь изложить содержание прочитанного в письменной форме. В то же время, в классе проходит и устное обсуждение содержания прочитанных книг. Возрастает количество времени, отведенное на самостоятельные формы работы и опрос учащихся. Учащиеся будут уметь выполнять письменные задания-«угадайки», контрольные работы, посвященные жизненному и творческому пути композиторов, находить в письменном тексте изучаемых произведений отдельные темы, уметь определять образно-эмоциональные особенности, используя известные средства музыкальной выразительности, а также форму (структуру) и границы этих тем.
Учащиеся будут:
знать, что такое | уметь |
старинная музыка, барокко, классицизм, венский классицизм | дать характеристику стиля |
строение фуги: тема, ответ, противосложение, интермедия, экспозиция, развивающий раздел, реприза, виды развития темы, контрапункт, имитация, канон, остинато, полифония, хорал | показать всё это в изучаемых произведениях, а также в произведениях исполняемых учеником на инструменте (фортепиано) |
сонатная форма: экспозиция, разработка, реприза, кода, Главная, Связующая, Побочная, Заключительная партии | показать всё это в изучаемых произведениях, а также в произведениях исполняемых учеником на инструменте (фортепиано) |
простая и сложная трёхчастная форма, рондо, вариации, концерт, сонатно-симфонический цикл | определять значение частей |
программная увертюра | определять содержание, строение и тематизм |
опера: ария, каватина, ансамбль, хор, речитатив, кантилена | дать характеристику |
увертюра | определить форму |
оратория, месса, реквием | дать характеристику |
певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, состав смешанного хора | определит по звучанию |
монотематизм | проследить в музыкальных примерах |
фактура, аккомпанемент, развитие тематизма, разработочность | проследить в музыкальных примерах |
контраст, конфликт | проследить в музыкальных примерах |
V класс
В процессе усвоения темы «Романтизм в музыкальном искусстве Европы» учащиеся будут знать творческие пути и важнейшие произведения композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Листа, Н.Паганини, Ф.Мендельсона, Р.Вагнера, Д.Россини, Д.Верди, Ш.Гуно, Ж.Бизе, И.Штрауса.
Количество часов в неделю и формы работы такие же, как в IV классе. Желательно посещение музыкальных театров, прослушивание опер «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, «Аида» и «Риголетто» Дж. Верди и т. д.
Учащиеся будут уметь определять черты стиля изученных произведений, а также рассказать или написать об этих произведениях и их авторах.
Учащиеся будут:
знать, что такое | уметь |
лейт-тематизм | проследить в изучаемых произведениях |
жанровость | определить |
вокальный цикл | дать характеристику |
песня, романс, баллада, прелюдия, этюд, скерцо, ноктюрн, вальс, мазурка, полонез, менуэт | дать характеристику, указать жанровые признаки |
романтизм | жать характеристику стиля |
VI – VII классы
В процессе усвоения темы «Русская музыка 19 века» учащиеся будут знать истории жизни, творческие пути и основные произведения русских классиков: А.Алябьева, А.Варламова, А.Гурилёва, М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского, А. и Н.Рубинштейнов, П. Чайковского, С.Рахманинова, А.Скрябина, И.Стравинского.
На данном этапе обучения преобладает монографический принцип. При этом наибольшее внимание уделяется самостоятельным творческим работам 3-х видов: уроки-концерты из произведений изучаемых композиторов, вечера романсов, читательские конференции о композиторах, сочинения об исполняемых произведениях. Формы проверки знаний остаются, в основном, такими же, как и в предыдущих классах, но усложняются требования к художественному оформлению работ. Учащиеся будут уметь определять жанр, стиль, характер, форму произведения, уметь исполнить отрывок из выученного произведения на инструменте. Рекомендуется посещение театров, концертов.
6 класс. Учащиеся будут:
знать, что такое | уметь |
эпос, лирика, драма | дать характеристику |
великие дилетанты | дать характеристику явления |
«Могучая кучка» | дать характеристику направления, перечислить участников |
оперная драматургия | назвать особенности драматургии изучаемых опер |
номерная и сквозная композиция | привести примеры |
7 класс. Учащиеся будут:
знать, что такое | уметь |
балет | объяснить особенности жанра |
вариация(балетная), дивертисмент, классический и характерный танец | объяснить значение и особенности |
номерная и сквозная композиция | привести примеры из балетов |
VIII класс
Тема:.
В процессе усвоения темы «Музыка 20 века: разнообразие стилей, традиции и новаторство» в первом полугодии учащиеся будут знать лучшие примеры отечественного музыкального искусства (дореволюционный период, советский период, музыкальное искусство России); во втором полугодии - музыкальное искусство зарубежных стран (включая ближнее зарубежье). С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян, Р.Глиэр, Г.Свиридов, А.Шнитке, Э.Денисов. К.Дебюсси, М.Равель, К.Орф, Д.Гершвин, С.Джоплин, Э.Эленгтон, Л.Армстронг, Г.Миллер, Э.Пресли, А.Вебер, Н.Рыбников, отечественные и зарубежные музыкальные ансамбли. Этот этап обучения всегда вызывает большой интерес среди учащихся, они приносят свои записи, книги, исполняют произведения различных авторов, так что нередко, уроки превращаются в фестивали современной музыки.
Учащиеся будут:
знать, что такое | уметь |
кантата | назвать особенности |
неоклассицизм | назвать особенности |
гармония С.Прокофьева | определить на слух и в нотах |
гармония Д.Шостаковича | определить на слух и в нотах |
алеаторика, серийная музыка, джаз, рок, современные эстрадные направления и ансамбли | иметь общее представление |
По окончании VIII класса проводится выпускной экзамен по итогам всего обучающего цикла, предусматривающий ответы на вопросы по всем важнейшим темам пройденного материала и защиту 2-х сочинений по темам: «Произведения, которые я играю по специальности», «Музыкальный спектакль (опера, балет), которые я видел в театре». Здесь ученик должен самостоятельно проанализировать образно-интонационный строй, жизненное и художественное содержание произведения, его жанр и форму, средства эмоционально-содержательной выразительности музыкального языка. Желательно уметь провести сравнительный образно-стилистический анализ творчества композиторов разных эпох. Сочинение красочно оформляется и является своего рода «дипломной работой» ученика.
В результате по окончании курсов «Слушанья музыки» и «Музыкальной литературе» учащиеся будут знать следующие явления, закономерности, категории, и уметь ими оперировать:
- тематизм, тема, лейт-тематизм, монотематизм;
- жанровость;
- звукоизобразительность, звукоподражание;
- программность, программная музыка;
- развитие тематизма, вариационность, разработочность;
- мелодия, гармония, фактура, бас, аккомпанемент, аккордовая фигурация, полифония, контрапункт, имитация, канон, остинато;
- тембр, виды оркестров: народный , камерный, симфонический, инструменты, партитура и группы симфонического оркестра;
- певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, состав смешанного хора;
- музыкальная форма, драматургия, композиция, форма фуги, сонатная форма, простые формы, экспозиция, разработка, реприза, вступление, кода, кульминация;
- контраст, конфликт;
- период, двухчастная и трёхчастная репризная форма;
- вариации, рондо;
- циклические формы: сюита, сонатно-симфонический цикл, полифонический цикл (прелюдия и фуга, фантазия и фуга, токката и фуга), вокальный цикл;
- строение фуги (инвенции): тема, ответ, противосложение, интермедия, экспозиция, развивающий раздел, реприза;
- синтез искусств: опера, балет;
ария, ариозо, каватина, монолог, ансамбль, хор, речитатив, кантилена, увертюра, антракт, интродукция, финал, сцена;
вариация (балетная), дивертисмент, классический и характерный танец;
номерная и сквозная композиция;
- хорал, песня, романс, баллада;
- кантата, оратория, месса, реквием;
- прелюдия, этюд, скерцо, ноктюрн, вальс, мазурка, полонез, менуэт, соната,
сюита, симфония. Концерт;
- старинная музыка, барокко, классицизм, романтизм, музыка 20-го века, неоклассицизм, венская классическая школа, Могучая кучка;
- прекрасное, возвышенное, безобразное, трагическое, комическое;
- художественный образ, эпос, лирика, драма;
- исторические эпохи;
- творческие пути выдающихся композиторов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная форма работы с детьми – урок. Группы детей от 5 до 8 человек. Урок предполагает использование разнообразных форм проведения:
- Прослушивание музыкального произведения и его осмысление:
А) в младших классах – разучивание песен с движениями, песен с оркестром К.Орфа, рисунки к песням и прослушанным произведениям, составление рассказов по этим произведениям; уроки-концерты для родителей; уроки – праздники (обряды); контрольные уроки; викторины, кроссворды.
Б) в старших классах – прослушивание произведений с нотами в руках, последующий анализ этих произведений (коллективный и индивидуальный) в устной и письменной форме; урок – лекции педагога, урок – беседа педагога с детьми, урок – концерт из произведений изучаемых композиторов, урок – читательская конференция.
Текущие формы проверки - письменный контрольный урок – «угадайка» по музыкальным примерам, устный контрольный урок, работа с тестами по рабочей тетради, викторины, кроссворды, олимпиады, итоговые формы проверки – экзамены письменные и устные в конце года.
- Уроки, проведённые в музее музыкальной культуры имени М.И.Глинки
- Во всех классах рекомендуется посещение с педагогом и без педагога оперных спектаклей в театрах имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большом, Новой опере, Геликоне, а также концертов в МГК зале им. Чайковского, и других.
- Педагог рекомендует просмотр по телевидению и по интернету передач по музыки и культуре.
- Проектно-исследовательская деятельность учащихся (при курировании педагогом) в индивидуальной и коллективной формах.
К дидактическим материалам относятся:
1. Приложение к программе – календарно-тематическое (поурочное) планирование
2. Учебные пособия и рабочие тетради(см.список литературы)
3. Фонохрестоматия по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и школ искусств ГП «Фирма Мелодия» ЗАО «Твик-Лирек».1999г. 1-4 годы обучения
4. Антология русской и западноевропейской музыки 12-20 веков комплект из 50 аудиодисков А.и Ю.Зверевы Москва 1997
5. Видеофильмы изучаемых опер
6. Проигрывающая аппаратура для кассет, пластинок и аудио дисков
7. Телевизор с DVD плеером
8. Тематические таблицы
9. Портреты композиторов
10. Библиотека с учебной и художественной литературой по музыке
11. Фортепиано или синтезатор
Условия реализации программы.
1. Организационно-методические:
- Связь с методическими центрами района и города для успешной координации работы;
- Постоянная связь с другими учреждениями данного профиля обмена методическими находками, проведения творческих встреч, фестивалей, олимпиад;
- Непосредственная связь с МИОО и с музыкальными колледжами им. Ипполитова-Иванова, им.Гнесиных, им.Шнитке, колледжем при Московской Государственной Консерватории: консультации, курсы повышения квалификации, участие детей в олимпиадах.
2. Все педагоги отдела имеют высшее музыкально-теоретическое образование, обладают высоким профессионализмом, работают с большой творческой отдачей.
3. Материально-технические:
- просторные, хорошо освещённые и проветриваемые помещения;
- удобные парты и стулья;
4. Организационно-педагогические средства:
- Образовательные программы;
- Методические разработки и рекомендации;
5.Работа с родителями:
- организация открытых уроков и уроков-концертов для родителей, совместное проведение праздников и народных обрядов, совместное посещение концертов, музеев, лекций, театров;
- педагогическое просвещение: родительские собрания, индивидуальные беседы, пропаганда научно-популярной и педагогической литературы
Учебно-тематический план по слушанию музыки и музыкальной литературе.
8 лет обучения.
Класс | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | |||||
В неделю | В год | |||||||
1 вар | 2 вар | 1 вар | 2 вар | 1 вар | 2 вар | 1 вар | 2 вар | |
1 | 1 | 1 | 38 | 38 | 21 | 27 | 17 | 9 |
2 | 1 | 1 | 38 | 38 | 19 | 25 | 19 | 11 |
3 | 1 | 1 | 38 | 38 | 22 | 25 | 16 | 11 |
4 | 1 | 1 | 38 | 38 | 21 | 26 | 17 | 10 |
5 | 1 | 1 | 38 | 38 | 20 | 26 | 18 | 10 |
6 | 1 | 1,5 | 38 | 57 | 27 | 28 | 11 | 29 |
7 | 1 | 1,5 | 38 | 57 | 26 | 30 | 12 | 27 |
8 | 1 | 1,5 | 38 | 57 | 21 | 33 | 17 | 24 |
Учебно-тематический план по годам обучения.
№ n/n | Тема | Количество часов | ||||||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||||||
I класс Слушанье музыки | ||||||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | ||||
2 | О чём говорит музыка | 1 | 1 | - | ||||
3 | Средства музыкальной выразительности | 3 | 2 | 1 | ||||
4 | Программная музыка | 6 | 4 | 2 | ||||
5 | Изучение и освоение материала при помощи оркестра К. Орфа | 8 | 3 | 5 | ||||
6 | Ритмико-двигательное освоение материала | 8 | 2 | 6 | ||||
7 | Сказка в музыке | 8 | 6 | 2 | ||||
8 | Жанры в музыке | 3 | 2 | 1 | ||||
9 | Итого часов | 38 | 21 | 17 | ||||
II класс Слушанье музыки | ||||||||
2.1 | Повторение пройденного | 2 | 1 | 1 | ||||
2.2 | Легенды и мифы о музыке | 6 | 4 | 2 | ||||
2.3 | Легенды в операх композиторов-классиков | 6 | 3 | 3 | ||||
2.4 | Музыкальные традиции в нашей жизни. Праздники и обряды народов мира | 8 | 4 | 4 | ||||
2.5 | Праздники и обряды в произведениях русских композиторов | 8 | 6 | 2 | ||||
2.6 | Ритмико-двигательное освоение материала | 8 | 1 | 7 | ||||
2.7 | Итого часов | 38 | 19 | 19 | ||||
III класс Слушание музыки | ||||||||
3.1 | Повторение пройденного | 2 | 1 | 1 | ||||
3.2 | Жанры в музыке | 2 | 1 | 1 | ||||
3.3 | Средства музыкальной выразительности | 5 | 2 | 3 | ||||
3.4 | Инструменты симфонического оркестра; орган; клавесин | 4 | 3 | 1 | ||||
3.5 | Оркестр народных инструментов | 3 | 2 | 1 | ||||
3.6 | Подражание другим инструментам средствами оркестра и фортепиано | 3 | 2 | 1 | ||||
3.7 | Программная музыка | 10 | 6 | 4 | ||||
3.8 | Простые музыкальные формы | 4 | 2 | 2 | ||||
3.9 | Сказка в музыке | 5 | 3 | 2 | ||||
3.10 | Итого часов | 38 | 22 | 16 | ||||
IV класс Музыкальная литература | ||||||||
4.1 | Повторение пройденного | 2 | 1 | 1 | ||||
4.2 | Музыкальная культура 16-18 веков | 2 | 1 | 1 | ||||
4.3 | Французские клавесинисты | 2 | 1 | 1 | ||||
4.4 | Барокко в музыке | 2 | 1 | 1 | ||||
4.5 | Г.Ф.Гендель | 4 | 2 | 2 | ||||
4.6 | И.С.Бах | 6 | 3 | 3 | ||||
4.7 | Венский классицизм | 2 | 1 | 1 | ||||
4.8 | И.Гайдн | 4 | 3 | 1 | ||||
4.9 | В.А.Моцарт | 7 | 4 | 3 | ||||
4.10 | Л. ван Бетховен | 7 | 4 | 3 | ||||
4.11 | Итого часов | 38 | 21 | 17 | ||||
V класс Музыкальная литература | ||||||||
5.1 | Повторение пройденного | 2 | 1 | 1 | ||||
5.2 | Романтизм в музыке | 2 | 1 | 1 | ||||
5.3 | Ф. Шуберт | 6 | 3 | 3 | ||||
5.4 | Р.Шуман | 2 | 1 | 1 | ||||
5.5 | Н.Паганини | 2 | 1 | 1 | ||||
5.6 | Ф.Лист | 2 | 1 | 1 | ||||
5.7 | Ф.Шопен | 8 | 5 | 3 | ||||
5.8 | Ф.Мендельсон | 2 | 1 | 1 | ||||
5.9 | Д.Россини | 2 | 1 | 1 | ||||
5.10 | Р.Вагнер | 4 | 2 | 2 | ||||
5.11 | Д.Верди | 2 | 1 | 1 | ||||
5.12 | Ш.Гуно | 2 | 1 | 1 | ||||
5.13 | Ж.Бизе | 2 | 1 | 1 | ||||
5.14 | Итого часов | 38 | 20 | 18 | ||||
VI класс Музыкальная литература | ||||||||
1 вар | 2вар | 1вар | 2вар | 1вар | 2вар | |||
6.1 | Повторение пройденного | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | |
6.2 | Развитие русской музыки до 19 века | 4 | 8 | 3 | 3 | 1 | 5 | |
6.3 | Великие дилетанты | 4 | 8 | 3 | 3 | 1 | 5 | |
6.4 | М.И.Глинка | 10 | 14 | 7 | 7 | 3 | 7 | |
6.5 | А.С. Даргомыжский | 4 | 6 | 3 | 4 | 1 | 2 | |
6.6 | Русская музыка 50-х-60-х гг. ХХ века | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
6.7 | А.П.Бородин | 4 | 6 | 3 | 3 | 1 | 3 | |
6.8 | Н.А.Римский -Корсаков | 8 | 9 | 6 | 6 | 2 | 3 | |
6.9 | Итого часов | 38 | 57 | 27 | 28 | 11 | 29 | |
VII класс Музыкальная литература | ||||||||
1вар | 2вар | 1вар | 2вар | 1вар | 2вар | |||
7.1 | Повторение пройденного | 2 | 6 | 1 | 2 | 1 | 4 | |
7.2 | М.П.Мусоргский | 8 | 12 | 6 | 8 | 2 | 4 | |
7.3 | Музыкальная жизнь Москвы 2-ой половины 19 века. МГК, Рубинштейн Н.Г. | 4 | 6 | 3 | 3 | 1 | 3 | |
7.4 | П.И.Чайковский | 10 | 14 | 8 | 8 | 2 | 6 | |
7.5 | Беляевский кружок. А.Лядов | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
7.6 | С.В.Рахманинов | 5 | 6 | 3 | 3 | 2 | 3 | |
7.7 | А.Н.Скрябин | 5 | 6 | 3 | 3 | 2 | 3 | |
7.8 | И.Ф.Стравинский | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
7.9 | Итого часов | 38 | 57 | 26 | 30 | 12 | 27 | |
VIII класс Музыкальная литература | ||||||||
1вар | 2вар | 1вар | 2вар | 1вар | 2вар | |||
8.1 | Повторение пройденного | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8.2 | Музыка ХХ века. Разнообразие стилей | 4 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | |
8.3 | С.С.Прокофьев | 4 | 6 | 3 | 3 | 1 | 3 | |
8.4 | Д.Д.Шостакович | 2 | 6 | 3 | 3 | 1 | 3 | |
8.5 | А.И.Хачатурян | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | |
8.6 | Г.В.Свиридов | 2 | 4 | 1 | 3 | 1 | 1 | |
8.7 | А.Г. Шнитке | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8.8 | Э.Н.Денисов | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8.9 | К.Дебюсси | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
8.10 | М.Равель | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
8.11 | К.Орф | 1 | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1 | |
8.12 | Гершвин | 2 | 2 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1 | |
8.13 | Истоки и развитие джаза | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8.14 | Рок-н-ролл | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8.15 | “the Beatles”, “Deep Purple” Heavy metal, “Led Zeppelin” | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
8.16 | Вебер «Иисус Христос – суперзвезда» | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8.17 | А.Рыбников «Юнона и Авось» | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
8.18 | Современные отечественные ансамбли | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
8.19 | Итого часов: | 38 | 57 | 21 | 33 | 17 | 24 |
Содержание программы
1 класс 1 полугодие
О чем говорит музыка .Все обдасти жизни:образы природы, игры, игрушки, разговор ожизни , чувства, сопереживания, истории о людях обыкновенных и неоьыкновенных, о животных, о других мирах, мечты, мелодия – как «герой »музыкального произведения: он с кем-то встречается, происходят событя и чем-то все заканчивается. Все это сделано средствами музыкальной выразительности. Диалог с учащимися, о каких событиях рассказала им знакомая музыка. Разминка "Стук-стук-стук по крыше", сл. Ю.Николаева, обр. Т.Мусатовой
Средст ва музыкальной выразительности. Жанр. Песня, танец, марш, смешанные жанры, а также инструментальная пьеса, музыка к театральной постановке, опера, балет и другие жанры. «Детский альбом» П.Чайковского: "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла" "Летучие мыши мне спать не дают" cл. Волковой обр. Т. Мусатовой
Мелодия, ритм. Мелодия – вокальная, инструментальная, вокально – инструментальная. Ритм – маршевый, танцевальный, , повторяющийся, редкий- запоминающийся, единообразный.. П. Чайковский "Вальс", "Старинная французская песенка", "Немецкая пе сенка", "Неаполитан ская песенка" "Телега" сл. Ю. Николаева обр . Т. Мусатовой
Темп, фактура. "Темп-быстрый. ,средний., медленный изменения темпа. Фактура- аккордовая. Полифоническая, гомофонно-гармоническая(мелодия и аккомпанемент), подголосочная; плотная и разреженная. П. И. Чайковский : Марш деревянных солдатиков", "Кама ринская", "Игра в лошадки" , "Сладкая греза" ; "Телега" сл. Николаева обр . Мусатовой
Динамика forte, Piano, их разновидности : "Времена года" П.Чай ковского: "Осенняя песня", "На тройке" "Сенокос" муз. А.Щекалева сл. В. Сорокина "Колосок" вып . 2
Оркестр С.Прокофьев «Фея Осе ни» из балета "Золушка", А.Вивальди "Вре мена года" концерт №3 «Осень», ч. II
Программная музыка – это музыка. Имеющая литературное название,, вполне определённое содержание: все песни, оперы, балеты,пьесы с названием: «Гном « и т. д. Р.Шуман :"Веселый кре стьянин", "Смелый наездник", "Первая утрата" П.Чайковский :"Детский альбом", "Зимнее утро", "Баба Яга" П.Чайковский "У ка мелька", "На трой ке" "Щелкунчик": Вальс, Танец феи Драже, Марш, Танец пастушков С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета "Золушка" Вивальди "Времена года", Концерт №4 "Зима",ч. III .Д.Кабалевский "Лесная сказка"
1 класс 2 полугодие
Сказка в музыке : образность персонажей, обрисованных средствами музыкальной выразительности, портреты и «чудеса», необычные оркестровые эффекты : А.Лядов "Кикимора", Э.Григ "В пещере горного короля", "Шествие гномов" РНП "Баба-Яга" с движениями Н.Римский-Корсаков "Полёт шмеля""Колыбельная медведицы" из м/ф "Умка" муз. Крылатова сл. Яковлева С.Прокофьев "Сказочка" из цикла "Детская музыка" С.Прокофьев "Фея Весны" из балета "Золушка"; "Дождь и радуга", "Прогулка" из цикла "Детская музыка" В.Моцарт "Тоска по весне" Моцарт "Тоска по весне", "Вот весна, весна к нам пришла" П.Чайковский "Подснежник", "Песня жаворонка" "Дин-дон" "На окне сосульки" муз. и сл. А.Морозовой, М.Глинка "Жаворонок", Вивальди "Времена года" Концерт №1 «Весна», ч. I "Утренняя песенка" муз. и сл. А.Морозовой
Н.Римский-Корсаков "Снегурочка", "Песни и пляски птиц" "Детская песенка" Э.Григ, Марши: Р.Шуман "Марш" П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков" С.Прокофьев – Марш из цикла "Детская музыка" "Солнышко вставало" литовская н. п. обр. С.Шикмуса Д.Верди, Марш из оперы "Аида"; Ф.Мендельсон, "Свадебный марш"; С.Прокофьев, Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам"
Жанры Танцы: характерные особенности ритмов разных танцев, танец для движения и для слушанья: П.Чайковский "Мазурка", "Камаринская"; Э.Григ "Халлинг", "Вальс", "Танец эльфов";Ф. Шопен «Прелюдия» А-dur, «Мазурка» Си бемоль мажор И.Брамс "Венгерский танец №1"; М.Равель "Болеро"; М.Глинка "Вальс-фантазия"; Г.Свиридов – Вальс из Метели"
2 класс 1 полугодие
Легенды и мифы о мзыке. Древняя Греция, образовательный стандарт: математика, гимнастика, олимпийские игры, музыка. Гермес и лираГермес сделал лиру из панцыря черепахи и подарил её Аполлону – покровителю искусств. "Старый, добрый клавесин" Гайдн русский текст Т. Синявского
Флейта Пана (паника).Пан настигал нимфу Сирингс, и она превратилась в тростник, на котором Пан стал играть. Состязание Пана и Апполона: Боги не могли решить кто же лучше играет, и по «знакомства»выиграл бог Аполлон Мораь : не вступай в соревнование с сильнейшим по чину Марсий и Апполон .Та же история.
Геракл и Трещетка.: по совету Афины гефест выковал трещетку, ей Геракл разогнал птиц с железными перьями. Раковина Тритона :Улитка подарила Тритону раковину для Посейдона чтобы громко трубить.
Орфей и аргонавты. : своей игрой и пением Орфей заглушил пение Сирен и аргонавты миновали их остров. Орфей и Апполон Не соревнуйся с сильнейшим! Орфей погиб за дерзость. "Наш Мартин" немецкая народная песня В.Глюк "Орфей" (т. фурий, мелодия "потерял я Эвридику)
Оперы – легенды – сказки Европейских стран. В.Моцарт "Волшебная флейта" – борьба добра и зла-Феи Ночи и Заратустро принц Тамино, принцесса Памина, Папагоно и Папагена.. К.Вебер "Вольный стрелок" – австрийская легенда о любви, дьяволе и серебряных пулях, о честных средствах борьбы. Снежная метелица" А.Морозова, В.Алексеева "Вольный стрелок" "Рождественская песенка" А.Морозова, М.Грязева
2 класс 2 полугодие
Музыкальные традиции в нашей жизни. Россия Святки (19 января). Земледельческий календарь. Игры зимой – подготовка к весенним полевым работам., смысл «передвижных праздников»- обойти все дворы, выявитьи помочь больным. Это «медицинский »подтекст. Символика песен и игр. Щедрин – Петрик – р. н. п. "Баба-яга", "Свинья ходит по бору, "Дед Ермак"
Праздник "Святки" Н.Римский-Корсаков "Снегурочка"; содержание, песни и пляски птиц "Масленица" из оперы "Снегурочка" Подготовка к "Масленице". Символика песен и игр. Стравинский "Масленица" из балета "Петрушка" "А мы масленицу дожидаем", "Масленица - полизуха", "Идет матушка - весна", "Гори, гори ясно" – 2 варианта
Распределение ролей, костюмы "Запрягу я воробья", "Никано-риха", "Прощай, Масленица"
О природе, о посте "Лучина" р.н.п. "Вечерний звон", "Среди доли-ны ровные", "Вот мчится тройка", "Эй, ухнем", "Вдоль по Питерской" - воспоминания о Масленице
Легенды о Вербном воскресенье. Сон и пробуждение природы. П.Чайковский "Легенда"
Пасха – двойной праздник. Праздничные и пасхальные звоны колоколов и песнопения. "Воробей" р.н.п.
Язычество и христианство. Традиции и современность. А. Березовский концерт для 4х г. хора "Не отвержи меня во время старости" Чесноков "Херувимская песнь" Царь И. Грозный "Стихирь в честь сретенья №2" – 16 Бортнянский концерт для хора "Живые в помощи" "Повсюду благовест" А.Гречанинов
3 класс 1 полугодие
Средства музыкальной выразительности Жанры Инструменты симфонического оркестра Партитура С.Прокофьев "Петя и Волк" Бриттен "Путеводитель по оркестру" П.Чайковский "Мелодия" – скрипка; А.Хандошкин Чувствительная ария" – скрипка А.Бородин, квартет №2 для 2-х скрипок, альта и виолончели Ре мажор соч. 1881 г., ч. 3 "Ноктюрн"
П.Чайковский Вариации на тему Рококо (виолончель) Б.Марчелло Концерт для гобоя и камерного оркестра И.Бах "Шутка" из Сюиты №2 для оркестра
И.Бах, Токката и фуга ре минор для органа Ж.Рамо "Курица" (клавесин) А.Хачатурян, «Танец розовых девушек» из балета "Гаянэ"
Оркестр народных инструментов ;отличие состава от симфонического, сходство групп "Коробейники" – вариации на тему русск. нар. песни, баян "На горе-то калина" р.н.п. Гусли Полька М.Сироткин
Двойная жалейка "Три хороводных наигрыша" Домра Сцена на Ярмарке из к/ма "Овод" Д.Шостакович Баян Веснянка И.Шамо Гармоники. Русские гармоники. Балалайка "Заиграй, моя волынка" Р.Н.П. Гитара "Цыганская венгерка". Трио гитаристов
Свирель "Полянка" Р.Н.П. Духовые инструменты Смоленский "Гусачек" Р.Н.танец Гитара "Красный сарафан" А.Варламов Русский народный оркестр "Светит месяц" – вариации на тему Р.Н.П.
Подражание музыкальным инструментам С.Слонимский "Колокола" С.Рахманинов Концерт для ф-но №2, 1-ая ч.
Прелюдия до минор Н.Паганини – Ф.Лист, "Кампанелла" А.Лядов, "Музыкальная табакерка"; С.Рахманинов «Элегия»
П.Чайковский "Итальянское каприччио"
3 класс 2 полугодие
Программная музыка Простые формы. М.Мусоргский "Картинки с выставки" необычная фортепианная форма, соединение вариаций и рондо, яркие музыкальные образы:портреты, акртинки, сценки.
К.Сен-Санс "Карнавал животных"Музыкальные портреты , анализ пьес по средствам музыкальной выразительности.
П..Дюка, "Ученик чародея"Образы ученика, Чародея, ведер, сценка.
Э.Григ, "Пер Гюнт"о Григе, Сюжет, пьесы – портреты и сценки.
Сказка в музыке. Балет П.Чайковский "Лебединое озеро" Сюжет, танцына балу, образ лебедя Опера-сказка М.Глинка "Руслан и Людмила"Сюжет, 2 сферы, музыкальная характеристика персонажей, песни Баяна – о Пушкине.
Н.Римский-Корсаков "Садко"Сюжет, песни Садко , гостей, сцена с сетью, сцена на морском дне ."Сказка о царе Салтане" сюжет, 3 чуда "Золотой Петушок"Сюжет, марш, возгласы петушка.
4 класс 1 полугодие
Музыкальная культура Италии. Голос – национальная гордость, bel canto.
Инструментальная музыка. Урок-концерт из произведений А. Корелли, А.Вивальди, Д.Тартини, А.Скарлатти
"Поваренок – Люли", Люлли «Гавот», французские клавесинисты. Тамбурин Ж.Рамо, Ф.Куперен "Жницы"
Эпоха Барокко особенности стиля в музыке и жанры прелюдии, фуги, фантазии . Пассионы. Мессы .И.Бах. Жизненный и творческий путь :протестант в католических соборах, общечеловеческие ценности, виртуоз, капнльмейстер, гений- забытый композитор.
Произведения для клавира "Маленькие прелюдии и фуги" Инвенции (выборочно, желательно из репертуара учащихся) строение фуги.
"ХТК" 1 том, прелюдия и фуга c-mo11 французская сюита c-mo11
Органное творчество. Фантазия и фуга d-moll Хоральная прелюдия фа минор
"Месса" h-moll "Cyrie eleison", "Gloria" Страсти по Матфею" – сюжет, традиция ария альта fis-moll №10 ария альта fis-moll № 47 "Сжалься надо мной" хор № 78 "Спокойно спи"
Г. Гендель. Биография: немец Гендель приглашен в Англию писать итальянские оперы, 2 поражения, 3 подьёма к вершине славы ,Национальный композитор Англии. Творческий путь .Оратория "Самсон" – сюжет, ария Самсона, Сцена разрушения храма
Венский музыкальный классицизм. Истоки, итальянские консерватории, история, многонациональность, атмосфера соревнования, доступность и популярность музыки. Жанры – соната,симфония Жанры опер: опера - seria, buffa. В.Глюк "Орфей". Оперная реформа Жизненный и творческий путь И.Гайдна. Оркестр И.Гайдна.Парный состав. Партитура симфонического оркестр Сонатная форма. Классическая соната. Фортепианное творчество И. Гайдна. Соната e-moll Классическая симфония. И.Гайдна Симфония Es-dur
4 класс 2 полугодие
В. Моцарт. Жизненный и творческий путь.Чудо-ребенок, гений, 4 путешествия, венский период. "Реквием" Фортепианное творчество. Соната A-dur. Фантазия d-moll Симфоническое творчество. Симфония g-moll Оперное творчество "Свадьба Фигаро":сюжет, комедия характеров, характеристики героев, увертюра. "Дон Жуан", сюжет. Увертюра, характеристики героев, сцена с Командором.
Л.Бетховен. Великая Французская буржуазная революция. Энциклопедисты, идеи, лозунги «Свобода, равенство, братство»Жизненный и творческий путь, виртуоз, дирижер. Сила духа, гордость за талант, глухота, забота о братьях Фортепианное творчество. Соната №8 "Патетическая" Сонаты "Лунная" №14 и "Аппассионата" №23 Симфоническое творчество. Обзор. Симфония №5 Увертюра"Эгмонт". Верность идеям и духу революции.
5 класс 1 полугодие
Романтизм в музыке, истоки, особенности содержания, внимание к каждому «маленькому человеку», сострадание, «детище наполеоновскихвойн»,когда в каждую семью вошло горе и разорение; камерные жанры, , песни, циклы миниатюр, тематизм. Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь. Шуберт и Бетховен.
Вокальное творчество. "Лесной царь", "Форель", "Серенада", вокальные циклы "Прекрасная мельничиха", "Лебединая песня" - Шарманщик. “Ave Maria” Фортепианное творчество: Музыкальный момент, экспромт, вальс си минор. Симфоническое творчество: "Неоконченная симфония"
Р.Шуман. "Музыкант и литератор". "Фантастические пьесы","Карнавал", "Порыв"
Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Трудная судьба Польши, революция, затянувшиеся на всю жизнь гастроли в Париже. Мазурки, Полонез As- dur Прелюдии,Ноктюрны Этюды, Вальс cis-moll
Жизненный и творческий путь Ф.Лист Венгерская рапсодия №2 "Кампанелла", "Кантабиле", "Грезы любви", "Серенада"
Н. Паганини. Творческий путь. Концерт № 2 Ш ч., "Кампанелла" "Кантабиле", Каприс Es-dur, "Пляска ведьм"
5 класс 2 полугодие
Ф.Мендельсон. Творческий путь. Песни без слов: №12, № 30, № 40 Программная увертюра "Сон в летнюю ночь"
Итальянская опера Д. Россини "Севильский цирюльник"
Г. Доницетти "Дон Паскуале" - прослушивание в учебном театре РАМ им. Гнесиных
Немецкая романтическая опера. Р.Вагнер. – жизненный и творческий путь, "Тангейзер" - содержание, увертюра "Лоэнгрин" Тетралогия "Кольцо Нибелунгов" - сюжет, история создания, общее строение, система лейтмотивов. "Полет Валькирий" из оперы «Валькирия» "Траурная марш" из оперы «Гибель богов»
Оперный реализм . Итальянская опера.
Д.Верди Творческий путь. "Аида" "Риголетто"
Французская лирическая опера. Ш.Гуно "Фауст".
Ж. Бизе. "Кармен"
Музыкальная Вена. Музыка И.Штрауса. Вальс. "На прекрасном голубом Дунае". "Марш Радецкого".
6 класс 1 полугодие
Русская музыка до 19 в. Особенности развития народного и профессионального искусства в связи с введением Христианства. Роль церкви. Запреты, иго, Петровские реформы.
19-й век – расцвет искусства России. Великие дилетанты. А.Грибоедов, А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилев
П.Булахов "Гори, гори, моя звезда…", "Колокольчики мои";
Е.Шашина "Выхожу один я на дорогу"
М.Глинка– жизненный и творческий путь."Иван Сусанин" (Жизнь за царя) "Камаринская", "Вальс-фантазия" Романсы
А.Даргомыжский Фантазия-шутка "Баба-яга" или обзор оперы "Каменный гость" Романсы Опера "Русалка"
6 класс 2 полугодие
2-ая половина 19 в. Музыкальная жизнь Петербурга. Петербургская и Московская Консерватории. М.Балакирев "Исламей"
А.Бородин. Романсы "Богатырская симфония" "Князь Игорь"
Н.Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. "Шехерезада" Романсы. "Снегурочка" "Царская невеста" "Сказание о невидимом граде Китеже и Деве Февронии"
7 класс 1 полугодие
М.Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни "Борис Годунов". "Хованщина" (обзор) "Рассвет на Москве-реке" (вступление к опере), "Гадание Марфы" "Сорочинская ярмарка" (обзор)
Музыкальная жизнь Москвы II половины XIX века. МГК. Н. Рубинштейн
П. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Фортепианная музыка. "Детский альбом", "Времена года", "Сентиментальный вальс" Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Романсы, детские песни, "Евгений Онегин"
7 класс 2 полугодие
П.Чайковский. "Пиковая дама" Симфонии № I, № IV
Беляевский кружок. Русская музыка конца XIX века. А. Лядов. "Баба-Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро"
С.Рахманинов. Жизненный и творческий путь. Прелюдии cis-moll, g-moll "Этюды-картины" концерт для фортепиано с оркестром № 3 c-moll Романсы. А.Скрябин. Жизненный творческий путь, философия, стиль, гармония. "Поэма экстаза" Фортепианное творчество. Прелюдии, этюды. И. Стравинский. "Петрушка"
8 класс 1 полугодие
Музыка ХХ века. Разнообразие стилей. Преемственность и новаторство. Россия.
С.Прокофьев. Жизненный и творческий путь. Новаторство стиля. "Александр Невский" "Ромео и Джульетта" – балетное творчество Симфоническое творчество. Симфония №7 Симфония I. Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам", фортепианные миниатюры
Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь. Черты стиля. "Танцы кукол", прелюдии, прелюдии и фуги. Романс из к/ф "Овод" Симфония №7
А.Хачатурян. Вальс из муз. к драме "Маскарад", Танец с саблями из балета "Гаянэ" или балет «Спартак» (фрагменты), Р. Глиэр Гимн великому городу" из балета "Медный всадник", Г. Свиридов «Вальс», «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель", песни А. Шнитке "Поток", Э.Денисов "Пение птиц"
Зарубежная музыка ХХ века
К. Дебюсси. «24 прелюдии» для ф-но, «Эстампы» ("Сады под дождем"), "Кукольный кэк-уок" из цикла «Детский уголок», Образы ("Движение") "Послеполуденный отдых Фавна". "Море"
М.Равель. Болеро. Черты стиля. "Игра воды"
К.Орф "Умница", Мессиан "Рождество господне" – сюита для органа
Д.Гершвин Опера "Порги и Бесс", "Рапсодия в стиле блюз" для ф-но с оркестром
8 класс 2 полугодие
Истоки джаза. На стыке трех культур. Блюз, регтайм. Новаторство и традиция. Импровизация. "Доброе утро мистер блюз" – Срэнн, Регтайм-бой Джоплин "Рег клинового листа", "Артист эстрады"
Д.Эллингтон "Я вижу свет", Л.Армстронг "Мекки-нож", Г.Миллер "Серенада солнечной долины", "В настроении", Э. Фитцджеральд, Ч. Паркер, О. Питерсон
Рок-н-ролл. Э. Пресли. Рок – фестивали. "Rolling Stones" – лучший рок-н-ролл "The Beatles", "Deep Purple" Heavy metall "Led Zeppelin", "Pink Floyd" – сплав всех стилей Э,Уэббер "Иисус Христос – суперзвезда" – первая рок-опера
А.Рыбников "Юнона и Авось" – отечественная рок-опера
Отечественные ансамбли: "Машина времени", "Цветы", "Аквариум", "ДДТ", "Арсенал", "Трио Ганелин" и т.д.
Рекомендуемая литература для педагогов:
Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Романтизм. Ф.Шуберт. Р.Шуман. Ф.Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Русская музыка второй половины XIX века. А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.:Росмэн-пресс,2003
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004
Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века: П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004
Ильичева А.В., Иофис Б.Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести», Новая венская школа. Б.Барток. П.Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Иофис Б. Р. Музыкальная литература. Примерная программа и методические рекомендации для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ Москва, 2004
Калинина Г.Ф. Рабочие тетради (тесты)по музыкальной литературе 1-4 годы обучения. М.:2007
Кирнарская Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.: Росмэн,2002
Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка,2004
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997
Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2006
Островская Я., Фролова Л., Цесс Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1 года обучения ; учебное пособие для ДМШ «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Островская Я.,Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» учебное пособие для детей музыкальной школы 1 года обучения «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2005
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004
Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009
Тихонова А.И. Возрождение и барокко. К.Монтеверди, Г.Пёрселл, Ф.Куперен, А.Вивальди, И.-С. Бах, Г.-Ф.Гендель. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2003
Царёва Н.А. «Уроки госпожи мелодии» «Престо» М.,2007 с аудиодисками 1кл, 2кл,3кл.
Царёва Н.А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и ДШИ. Программа, Методические рекомендации. Поурочный план. М.: ПРЕСС-СОЛО, 1998
Рекомендуемая литература для учащихся:
Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвёртый год обучения. М.: Музыка, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э.Денисов, А.Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Аверьянова О.И. Русская музыка до середины XIX века. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Романтизм. Ф.Шуберт. Р.Шуман. Ф.Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003
Белоусова С.С. Русская музыка второй половины XIX века. А.П.Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.:Росмэн-пресс,2003
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения. М.: Музыка, 2004
Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX – начала ХХ века: П.Чайковский, А.Скрябин, С.Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004
Ильичева А.В., Иосиф Б.Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести», Новая венская школа. Б.Барток. П.Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004
Калинина Г.Ф. Рабочие тетради (тесты)по музыкальной литературе 1-4 годы обучения. М.:2007
Кирнарская Д.К. Классицизм. Й. Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.М.: Росмэн,2002
Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения. М.: Музыка,2004
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта Санкт-Петербург «Диамант» «Золотой век» 1997
Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004
Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения. М.: Музыка, 2006
Островская Я., Фролова Л., Цесс Н. «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1 года обучения ; учебное пособие для ДМШ «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Островская Я.,Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» учебное пособие для детей музыкальной школы 1 года обучения «Композитор. Санкт-Петербург» 2008
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2005
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004
Сорокотягин Д. «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения». Ростов-на-Дону «Феникс» 2009
Царёва Н.А. «Уроки госпожи мелодии» «Престо» М.,2007 с аудиодисками 1кл, 2кл,3кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»
Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор» Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...
Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"
В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...