Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»
проект по литературе (10 класс) на тему
Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_gorelkina.docx | 35.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1359
Утверждено на заседании
педагогического совета,
протокол № от
Директор школы /Новикова Г.В./
Программа дополнительного образования
Проектно-исследовательская работа по литературе
«Отцы и дети: от русской литературы к современности»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 10 класс
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: Горелкина А. С.,
учитель русского языка и литературы
Москва, 2015 г.
Пояснительная записка
Данная программа направлена:
- во-первых, на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к литературе, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира русской классической литературы, формированию стремления к пониманию эмоционального образа восприятия мира; сфера профессиональной деятельности - «человек-художественный образ»;
- во-вторых, на социальную адаптацию подростков, на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с родителями, на формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование психологических навыков; сфера профессиональной деятельности – «человек-общество», «человек-человек».
Актуальность
- Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам (Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.; приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; «Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
- В программе представлены современные концепции повышения интереса к чтению, актуальные вопросы изучения литературного текста с учетом требований ФГОС по формированию УУД, психологические идеи и актуальные направления развития подростковой и семейной психологии.
Новизна
Программа предусматривает соединение проектной работы по разноаспектному анализу текста и исследовательской психологической деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся. развития творческого подхода и формирования знаний об основных сферах современной социальной жизни, воспитания социальной компетентности. Формой подведения итогов, конечным продуктом работы проекта может стать презентация с использованием мультимедийных технологий , которая отразит результаты как литературоведческой, так и исследовательской работы, а также инсценирование отдельных эпизодов произведений в соответствии с целью и задачами проекта.
Педагогическая целесообразность
О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить домашние задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития, для ответа на актуальные жизненные вопросы, в том числе связанные с семейными взаимоотношениями?
Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом. Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести к психологическим травмам.
Изучение русской классической литературы, разноаспектный анализ литературных произведений:
- развивает мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка;
- приобщает детей к общечеловеческим ценностям;
- создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
- способствует интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка, укреплению психического здоровья.
Цель
Узнать историю такого явления, как взаимоотношения «отцов» и «детей», углубить знания о произведениях русских писателей и их героях, в судьбах которых семейные взаимоотношения сыграли большую роль, пробудить интерес к литературному быту 19 века, научить учащихся более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы, благодаря которому происходит психологическое и социальное становление личности.
Задачи
Участники проекта научатся:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
Отличительные особенности
Программа отличается «новоаспектным» анализом текста:
- принципы отбора содержания – сюжетные линии, герои, эпизоды, отражающие проблему «отцов» и «детей»;
- ключевые понятия – основополагающие понятия литературоведения, начальные сведения о понятиях психологии;
- образовательная задача – интерпретированное чтение;
- построении учебно-тематического плана поэтапное.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 10 класса, т. е. подростков 16-17 лет. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». В этом возрасте подросткам нужны понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается благодаря чтению, совместной работы в группе, «представлению» себя на сцене, на основе чего происходит выбор нравственных ориентиров.
Срок реализации программы
Продолжительность образовательного процесса – 1 год, этапы: исследовательская деятельность по современной психологии, разноаспектный анализ текстов литературных произведений, «театральный» этап, презентация, рефлексия.
Форма занятий
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, индивидуально – групповая (3-5 человек).
Режим занятий
Продолжительность занятия – 1 час в неделю.
Ожидаемые результаты
В соответствии с идеологией ФГОС в программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной парадигме на основе формирования УУД:
- личностных - определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- регулятивных – постановка и формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий;
- познавательных – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, универсальные логические действия;
- коммуникативных – социальная компетентность, владение всеми видами речевой деятельности.
Способы определения результативности
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, защита проекта, решения задач поискового характера;
- театральная постановка.
Мониторинг
Для отслеживания результативности можно использовать:
- диагностику личностного роста и продвижения, ведение журнала учета;
- мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника.
Виды контроля
- начальный - тестирование с выставлением рейтинговых баллов проводится с целью определения уровня домашнего летнего чтения обучающихся;
- текущий контроль – беседы с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала;
- промежуточный контроль – мини-проекты с целью определения результатов обучения;
- итоговый контроль – презентация с инсценированием с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы подведения итогов
Документальные формы подведения итогов реализации: дневники достижений обучающихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся, презентация, видео проекта, сценарии театрализованных постановок, фото- и видеогалереи.
Литература
- Практическое литературоведение: что сказал писатель/Авторы: Лебедева М. Л., Коренькова О. Л., Северинец А. К. - Издательство: Феникс, 2015.
- Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя/Автор: Белянин В. А. - Издательство: Генезис, 2006.
- И. С. Тургенев в жизни и творчестве/Автор: Якушин Н. И. – Издательство: Русское слово, 1998.
- Л. Н. Толстой в жизни и творчестве/Автор: Капитонова Л. А. – Издательство: Русское слово, 2000.
- А. П. Чехов в жизни и творчестве/Автор: Капитонова Л. А. – Издательство: Русское слово, 2000.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Содержание | Виды деятельности | Задачи. Планируемый результат | Цифровые ресурсы | Д/з | ||
теория | практика | по проекту | УУД | ||||||
Введение | |||||||||
1-2 | Художественный мир литературного произведения | Литература как искусство слова и школа жизни | Комментированное чтение. /Практическое литературоведение: что сказал писатель Автор: Лебедева Марина Леонидовна, Коренькова Ольга Леонидовна, Северинец Анна Константиновна Издательство: Феникс, 2015 г. | Групповая | Актуализация знаний и умений, приобретенных в 5-9 классах. | Мотивация к изучению литературы, постановка учебной задачи, смысловое чтение, учет позиции партнера по совместной деятельности. | Презентация | Индивидуально-групповая работа | |
3-4 | Психология и творчество | 3 | Авторский замысел и его воплощение в произведении | Комментированное чтение. /Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя Автор: Белянин Валерий Издательство: Генезис, 2006 г. | Индивидуально-групповая | Определение темы и идеи произведения | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания. | Видеоряд | Индивидуальная работа |
Исследовательская деятельность | |||||||||
5-6 | Что такое конфликт | Признаки, причины, типы конфликтов в семье | Комментированное чтение. /Кризисы детского возраста. Воспитание подростков Автор: Дмитриева Наталья Юрьевна Издательство: Феникс, 2015 г. | Индивидуальная | Усвоение понятия «конфликт», умение определять типы конфликтов. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов, классификация. | Презентация | Групповая работа (социологический опрос) | |
7-8 | Проблемы в общении «отцов» и «детей» | Что мешает общению | Подготовка вопросов для социологического опроса. /Кризисы детского возраста. Воспитание подростков Автор: Дмитриева Наталья Юрьевна Издательство: Феникс, 2015 г. | Групповая | Усвоение понятия «конфликт», умение определять типы конфликтов. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов, классификация. | Презентация | Групповая работа (обработка данных) | |
9-10 | Решение проблем в общении «отцов» и «детей» | Что помогает общению | Подведение итогов социологического опроса. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков Автор: Дмитриева Наталья Юрьевна Издательство: Феникс, 2015 г. | Групповая | Усвоение способов коррекции детско-родительских отношений. | Постановка учебной задачи, выдвижение аргументов, обобщение изученного материала и представление его в графической форме. | Презентация | Индивидуально-групповая работа (презентация) | |
11 | Обобщение материала | Презентация | Редактирование слайдов презентации | Групповая | Обобщение изученного материала и представление его в графической форме. | Презентация | Индивидуально-групповая работа по произведениям | ||
12-13 | «Отцы» и «дети» в русской литературе | Тема, идея произведения | Тест | Индивидуальная | Развитие умения определять тему, идею произведения. | Формулирование цели деятельности, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей. | Презентация | Индивидуально-групповая работа по произведениям | |
14-16 | И. С. Тургенев «Отцы и дети» | Смысл названия произведения | Анализ эпизодов романа по теме проекта | Индивидуально-групповая | Развитие умения анализировать эпизод произведения. | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания. | Видео | Индивидуально-групповая работа по написанию сценария | |
17-19 | Л. Н. Толстой «Война и мир» | Система образов произведения | Анализ эпизодов романа по теме проекта | Индивидуально-групповая | Развитие умения анализировать эпизод произведения. | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания. | Видео | Индивидуально-групповая работа по написанию сценария | |
20-22 | А. П. Чехов «Вишневый сад» | Роды и жанры литературы | Анализ эпизодов комедии по теме проекта | Индивидуально-групповая | Развитие умения анализировать эпизод произведения. | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания. | Аудио | Индивидуально-групповая работа по написанию сценария | |
23-24 | Обобщение материала | Презентация | Редактирование слайдов презентации | Групповая | Умение осуществлять осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей. | Умение отбирать и систематизировать материал с использованием ресурсов Интернета | Презентация | ||
25-26 | «Отцы» и «дети» в эпизодах произведений русской литературы | Образ, характер | Выразительное чтение сценариев | Групповая | Умение воспроизводить текст в устной форме | Восприятие, воображение | Аудио | Индивидуально-групповая работа (репетиция) | |
27-29 | Типичное и индивидуальное в проблеме «отцов» и «детей» | Образ, характер | Репетиция | Групповая | Умение участвовать в речевом общении. | Восприятие, воображение | Видео | Индивидуально-групповая работа (репетиция) | |
30 | Обобщение и систематизация материала | Презентация | Генеральная репетиция | Групповая | Умение осуществлять осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей. | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания. | Презентация | ||
31-32 | Защита проекта | Отцы и дети: от русской литературы к современности | Презентация, инсценирование | Групповая | Умение осуществлять осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей. | Планирование последовательности действий, продуцирование высказывания. | Презентация | ||
33-34 | Рефлексия | Отцы и дети: от русской литературы к современности | Беседа, тест | Индивидуально-групповая | Умение участвовать в речевом общении. | Осуществление оценки и самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Рабочая программа дополнительного образования "Технология эффективной работы на клавиатуре ПК"
Рабочая программа расчитана на 16 академических часов, 14 из которых - практические занятия.Программа включает в себя элементы слепой печати, изучение схемы расположения клавиш на клавиатуре, а также ...
Программа дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности"Выше, сильнее, быстрее"для детей старшего дошкольного возраста
Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма. Развитие двигательных умений при помощи физических упражнений, правильн...
Программа дополнительного образования физкультурно - оздоровительной направленности "Вместе весело играть" для детей младшего возраста совместно с родителями
Прогамма разработана с целью обеспечения эмоционального развития, развития координационных способностей детей младшего дошкольного возраста через организацию активной двигательной...
Рабочая программа дополнительного образования «Основы шведского языка и культуры Швеции» для детей 11-16 лет
Предметно-ориентированный курс «Основы шведского языка и культуры Швеции» представляет собой программу обучения шведскому языку на начальном этапе и параллельное изучение культуры и традиций шве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Волшебный сундучок» (кружок декоративно-прикладного искусства). Возраст детей: 7-10 лет
По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладном...