Программа дополнительного образования "Музыкальная литература"
элективный курс (8 класс) по теме

Степанова Ирина Викторовна

 

Этот Курс призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами музыкальной культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначение каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. Программа написана для учащихся 8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muz.lit_.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Программа

«Музыкальная литература»

Пояснительная записка

   Данная программа составлена для учащихся 8 классов в целью углубления уже имеющихся знаний в области музыкального искусства и рассчитана на 34 часа. Программа разработана на основе педагогической концепции преподавания искусства в школе, преемственно продолжает и развивает идеи заключенные в программе по музыке. Этот курс призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами музыкальной культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначение каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.

     Дело в том, что реформирование государства во всех сферах привело к скачку в развитии СМИ, компьютеризации, что повлекло за собой не только положительные, но и резко отрицательные последствия: разрушение жизненных идеалов, разгул террора, насилия, наркомании. Кардинальное решение проблемы заключается в убеждении каждого, что «не хлебом единым жив человек». Поэтому курс музыкальной литературы в школе нацелен на то, чтобы будить и развивать человеческое в Человеке.

    Данный курс создает условия для живого общения учащихся с шедеврами мирового музыкального искусства на уроке, обогащает их духовный мир, воспитывает чувства и, вооружает их опытом поколений, а также раскрывает перед учащимися наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой музыкальной культуры; помогает овладеть языком искусства.

   Все это позволит воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; развивать у школьников воображение, творческие способности.

    Цель курса – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

   Задачи:

  1.  Воспитание у школьников интереса и любви к музыке; воспитание эстетических чувств, художественного вкуса, нравственных качеств личности и мировоззрения, идеалов;
  2.  Формирование осознанного отношения к музыке; умения применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения;
  3.  Развитие музыкально – творческих способностей восприятия, внимания, музыкального слуха, мышления, памяти, воображения.
  4.  Ознакомление учащихся с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, с сокровищами народной музыки; освоение определенной системы знаний: о музыке, о композиторах, знаний о средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах и формах.

     Содержание программы базируется на художественно- образном, нравственно – эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков.

    Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов – классиков.

   Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно – нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

   Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности.

   Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно -  педагогической идеи блока уроков. В данной программе 4 раздела: « Музыка- искусство звука», «Народное музыкальное искусство», «Музыкальные формы и жанры», «Творчество великих композиторов».

Содержание программы.

Раздел 1. « Музыка – искусство звука» (10 ч.)

 Краткий экскурс в историю древности. Сказания, мифы, легенда о происхождении искусства музыки. Язык музыки. О чем рассказывает музыка. Влияние музыки на окружающий мир. Музыкальные способности человека: слуховое воображение. Физика звука и звуковые волны. Свойства музыкального звука. Явление резонанса. Гармония звуковых красок. Элементы музыкального языка: мелодия, ритм, темп, тембр, гармония. Содержание музыкальных произведений.

Раздел 2. «Народное музыкальное искусство» (5 ч.)

Эволюция русского музыкального творчества. Признаки русского народного творчества. Музыкальная культура Киевской Руси и Новгорода. Обрядовость как сущность русского фольклора. Календарные земледельческие песни; семейно – бытовые обрядовые песни. Своеобразие героики в народном былинном эпосе: эпические песни. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши, обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов.

Раздел 3. «Музыкальные формы и жанры» (7ч.)

Инструментальная музыка и ее жанры: сольная (этюды, экспромты, рапсодии, ноктюрны) и оркестровая (симфонии, увертюры, сюиты). Вокальная музыка и ее жанры: песня, романс, баллада, ария, вокализ, хор, ансамбль. Хоровая музыка: хорал, оратория, кантата, хоровой концерт. Приемы хорового пения: унисонное пение, подголосочное пение, канон. Программная музыка. Рождение оперы. Оперные певцы. Оперные театры мира. Музыка в драматическом театре. Балет как музыкально- театральное представление.

Раздел 4. «Творчество великих композиторов» (12ч.)

 

И.С.Бах – жизнь и творчество. Ее величество полифония. Прелюдия и фуга c-moll. Органное творчество.

В.А. Моцарт – творческое наследие. Гениальность и бессмертие музыкальной мысли композитора.

Л.В.Бетховен – жизнь и творчество. Героическая тема, образ борьбы в творчестве. Соната №8 «Патетическая». Симфония №5 (структура произведения).

Ф. Шопен. Фортепианное творчество: этюды, полонезы, мазурки, вальсы. Расцвет музыкальной культуры в России XIX века. Влияние на творчество композиторов – классиков.

М.И.Глинка. Патриотическая тема в творчестве. Опера «Иван Сусанин».

Н.А. Римский – Корсаков. Симфоническое творчество. Сюита «Шехерезада».

П.И. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Обзор основных произведений.

С.В. Рахманинов. Тема Родины и Отечества в творчестве. Концерт №2 для фортепиано с оркестром (идейный замысел произведения и структура).

Музыкальное творчество в годы Великой Отечественной войны.

Д.Шостакович «Ленинграду посвящается». Рождение шедевра.

Тематический план программы

«Музыкальная литература»

Содержание учебного материала

К-во часов


Раздел 1. «Музыка- искусство звука» (10ч.)


1.Музыка в нашей жизни и жизни школьника.

2.Сотворение музыки.

3.Жизнь рождает музыку.

4.Возникновение музыкальной науки.

5.Природа музыкального звука.

6.Воздействие музыки на человека.

7. Музыкотерапия.

8.Содержание музыкальных произведений.

9-10.Выразительные средства музыки.


Раздел 2. «Народное музыкальное искусство» (5ч.)


1.Фольклорная и этническая музыка.

2.Народная музыка европейских стран.

3-4.Россия поющая.

5. Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов – классиков.


Раздел 3. «Музыкальные формы и жанры» (7ч.)


1-2. Инструментальная музыка: сольная и оркестровая.

3.Программно- изобразительная музыка.

4.Вокальная музыка и ее жанры.

5. Хоровая музыка.

6.Рождение оперы.

7. Музыка в театре.


Раздел 4. «Творчество великих композиторов» (12ч.)


1.Признанные вершины музыкального искусства XVIII века. И.С. Бах.

2.Жизненное содержание музыки Моцарта.

3.Героические стремления в музыке Бетховена.

4.Романтический пафос в музыке Шопена.

5.Штраус – король вальсов.

6.Русская музыка первой половины XIX века.

7.М.Глинка- основоположник русской классической музыки.

8.Мастер музыкальных картин. Творчество Римского- Корсакова.

9.Творческое наследие Чайковского.

10.Мужественная сила в музыке Рахманинова

11.Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны.

12.Д.Шостакович «Ленинградская».


































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по предметам"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература"

Программа дополнительного образования детей по предметам:"Слушанье музыки" и "Музыкальная литература" предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.  Программа рассчитана на образовательный цикл продолжит...

Планирование занятий образовательной программы дополнительного образования детей «Немецкая поэзия: песни, литература, фольклор»

Образовательная программа дополнительного образования детей«Немецкая поэзия. Песни, литература, фольклор»   Возраст:11-12 летСрок реализации-1 годКоличество часов в неделю-2В год-...

Программа дополнительного образования. Проектно-исследовательская работа по литературе «Отцы и дети: от русской литературы к современности»

Программа позволяет оказывать образовательные услуги в интересах личности ребенка, направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его стат...

Программа дополнительного образования детей « Фортепиано. Музыкальная литература»

В процессе обучения учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку. «Музыкальная литература» способствует успешному...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр и литература»

Программа разработана на основе спецкурса для профильных школ « Театр и литература» Егорова О., доктора филологических наук, г. Москва. За основу взяты критерии отбора театральных по...

Программа дополнительного образования по литературе "Литературный вернисаж"

laquo;Литературный вернисаж» - это открытое представление, выставка, знакомящая подростков с удивительным богатством и разнообразием имен в литературе, живописи, музыке, театре. Не отвратить от...

Программа дополнительного образования "Истоки литературы"

Рабочая программа   дополнительного образования «Истоки литературы» для 9 класса составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения резул...