Технологическая карта урока в 5 классе, Андреев "Петька на даче": сопоставление мира города и дачи
план-конспект урока по литературе (5 класс)

В рамках урока проводится анализ мироощущения героя в зависимости от пространства (на даче, в поезде, в городе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petka_na_dache_5kl.docx55.89 КБ
Файл презентация к уроку1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе.

Класс: 5

УМК: под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (5-9 класс)

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: план-конспект, презентация, раздаточный материал, учебник

Цель урока: познакомить учащихся с творческой биографией Л.Н. Андреева и проанализировать рассказ «Петька на даче»

Задачи:

познавательные: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Андреева, формировать умение выявлять в художественном тексте значимые детали (на примере рассказа Андреева «Петька на даче»), сформировать понимание «пространства» как важной категории художественного мира произведения.

развивающие: развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся; развивать умение адекватно воспринимать художественный текст, обобщать сведения, делать выводы.

воспитательные: воспитать чувство личной ответственности за результативность урока.

Планируемые результаты:

Личностные:

обладают устойчивой мотивацией к самостоятельной и коллективной творческой деятельности;

имеют познавательный интерес к изучению творчества Л.Н. Андреева;

умеют аргументированно отстаивать собственную точку зрению.

Предметные:

 знают биографию Л.Н. Андреева, знают содержание рассказа «Петька на даче»;

 умеют определять тему произведения; выделяют проблематику рассказа.

Метапредметные:

владеют всеми видами речевой деятельности в зависимости от ситуации

Основные понятия: пространство, образ, внутренние переживания, прототип

Название, содержание и цель этапа урока; длительность этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методы и приёмы, формы обучения

Результаты

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Учитель приветствует

учащихся.

— Добрый день! Ребята, сегодня нас ждёт необычный урок, он будет связан с каждым из вас. Запишите число, классная работа. Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма. Слайд 1. 

— Ребята, как вы думаете, что за пора представлена в мультфильме?

— Верно. А давайте подумаем, с чем у каждого из вас ассоциируется детство? Слайд 2.

— Какие замечательные ассоциации. Детство – это беззаботный период, однако далеко не у всех детство может быть связано с положительными воспоминаниями. Каким ещё может быть детство мы узнаем сегодня на уроке.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя.

Учащиеся слушают

учителя, смотрят отрывок из мультфильма.

(В мультфильме изображён период детства)

(Радость, детский сад, школа, друзья, игры)

Словесный метод, фронтальная работа, создание благоприятной атмосферы.

Самостоятельно

организовывают свое

рабочее место;

обладают волевой саморегуляцией;

анализируют информацию и делают выводы.

Объяснение нового материала (7 мин.)

Учитель обращает внимание учащихся на доску:

— Дома вам было необходимо познакомиться с рассказом Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче», но перед тем, как приступить к анализу произведения, нам стоит узнать некоторые сведения о писателе. Слайд 3.

— Андреев Леонид Николаевич родился 9 августа в Орле в 1871 году. От отца, Николая Ивановича Андреева, Леонид унаследовал безудержность натуры. От матери, Анастасии Николаевны, художественный и милосердный склад души.

Детство Леонид помнил «ясным, беззаботным». В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку».

В 1892 году будущий писатель оканчивает Орловскую гимназию. По завершении обучения в гимназии Андреев поступает в Петербургский университет на юридический факультет, затем переводится в Московский университет.

Слайд 4. Слово о раннем творчестве. Став помощником присяжного поверенного, он занимался адвокатской практикой, но в итоге оставил её и посвятил себя целиком литературному труду. Леонид Андреев вошел в литературу в самом конце XIX в. (5 апреля 1898 г. в газете «Курьер» впервые за его полной подписью был помещен пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська»). И его ранние рассказы — «Петька на даче», «Гостинец»,

Талант Андреева в самые ранние годы отмечали и Л.Н.Толстой, и А.П.Чехов, и В.Г. Короленко, и многие другие писатели.

Учащиеся слушают учителя. Записывают важные биографические сведения.

Словесный метод, наглядный, фронтальная работа.

Ориентируются в системе имеющихся знаний;

строят устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

принимают и сохраняют учебную задачу.

Включение нового знания (5 мин.)

— Дома вы познакомились с рассказом Леонида Николаевича «Петька на даче». В основу рассказа легли воспоминания о детстве однофамильца писателя – парикмахера Ивана Андреева, который и стал прототипом Петьки. А что же такое прототип? Давайте обратимся к учебнику, стр. 35. 

— Отлично, давайте запишем данное определение в тетрадь. Слайд 5.

— Ребята, мы уже упомянули с вами, что детство может быть разным. А какое детство было у Петьки? Был ли он счастлив?

— Совершенно верно, но ведь состояние мальчика меняется, кто внимательно читал, когда именно мальчик становится счастливым?

—Верно. Дача и город – это два противоположных пространства, а пространство является очень важной категорией литературы, в этом мы сейчас убедимся.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, работают с учебником.

(Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа)

(Детство Петьки было лишено счастья, он занимался тяжелым трудом, чтобы выйти в люди. На работе забитый и равнодушный ко всему вокруг, постоянно хочет спать, да и сам живет как во сне)

(Петька обретает счастье на даче)

Словесный метод, фронтальная работа, работа с учебником.

Умеют прогнозировать свою деятельность; приобщаются

к ценностям русской

культуры,

выдвигают

предположения на

основе имеющихся

знаний; умеют работать с учебником.

Применение знаний и умений в новой ситуации (15 мин.)

— Ребята, обратите внимание на доску. На доске изображено 3 столбика: Петька в городе, Петька в поезде, Петька на даче.

Открываем учебник на странице 27-30, давайте попытаемся предположить, каким образом меняется состояние героя. У меня на столе лежат листочки, которые необходимо будет прикрепить к каждому столбику. Фиксируйте все изменения на доске в тетради.

— Читаем вслух фрагмент из текста со слов «Петькины дни тянулись удивительно однообразно». Ребята, что какие выводы мы можем сделать? Как чувствует себя Петька? Какова атмосфера в городе?

Крепим листы «тоска», «отчаяние», «грязь»

— Читаем вслух фрагмент из текста со слов «Когда поезд со звонким металлическим лязгом, внезапно усилившимся». Ребята, что какие выводы мы можем сделать? Что чувствует Петька в поезде?

Крепим листы «живой интерес», «воодушевление»

— Читаем вслух фрагмент из текста со слов «Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю», что происходит с Петькой?

Крепим листы «интерес к природе», «счастье», «наслаждение жизнью»

— Верно, Петька был воодушевлен, когда прибыл в Царицыно, давайте посмотрим, что мог увидеть Петька на даче, обратите внимание на доску.

Мини-экскурсия. Слайды 6, 7, 8

Учащиеся внимательно слушают суть задания, задают вопросы в случае возникновения затруднений, работают с учебником.

(Петька несчастен, он погружён в собственные мысли, его окружают низкие люди, вокруг несчастье: побитая женщина, ощущение себя неживым, отсутствие радостей детства, кругом драки и пьянство)

(Петька удивлён, испуган новыми видами, увлекательно следит за всем происходящим, боится, что что-то может ускользнуть от него)

(Петька счастлив, он перестал быть сонным, он наслаждался каждым моментом, не хотел тратить время на еду, его увлекала природа, купался, выкапывал червей)

Словесный метод, групповая работа, исследовательский метод (анализ фрагмента рассказа)

Словесный метод, устное представление результатов анализа.

Умеют оформлять свои мысли в устной речи;

обладают навыками совместной работы.

Умеют логично выстраивать устное высказывание, аргументированно излагать собственную позицию, делать выводы на основе проделанной работы.

Подведение итогов (6 мин.)

Учитель подводит учащихся к формулированию выводов:

— Как мы смогли заметить, внутреннее состояние Петьки изменилось. Анализ пространства помог нам определить, какие чувства были у героя. Как вы думаете, а почему рассказ называется «Петька на даче?» Слайд 9.

 

Учащиеся слушают учителя, выдвигают предположения.

(Рассказ так называется, потому что его пребывание на даче было главным событием в жизни. Только на даче Петька смог почувствовать, что такое настоящее счастье)

Словесный метод, фронтальная работа.

Умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

совместно работают с учебным материалом; умеют обобщать изученный материал.

Рефлексия (5 мин.)

Учитель подводит учащихся к рефлексии:

— Ребята, вы отлично справились со всеми поставленными задачами, сейчас я дам кубик, на каждой грани написал вопрос, сейчас каждый в передаст кубик друг другу и устно ответит на вопросы.

Учащиеся слушают учителя. Передают кубик друг другу, отвечают на вопросы.

(На кого из героев рассказа ты хотел бы быть похож?

Как закончился рассказ?

Что тебе понравилось больше всего на уроке?

Подумай, что могло бы быть, если бы Петька так и не уехал на дачу?

Какое название ты мог бы дать этому рассказу?

Чему тебя научил рассказ?

и др.)

Словесный метод, фронтальная работа, «Кубик Блума»

Оценивают

свою деятельность на уроке,

излагают мысли в устной речи;

выделяют и осознают

то, что уже усвоено.

Домашнее задание (2 мин.)

Учитель диктует домашнее задание, поясняет при возникновении вопросов.

— Итак, обратите внимание на доску, для домашней работы вам предложено п одготовить выразительное чтение отрывка (стр. 39), стр. 46, № 3 выполнить в тетради. Слайд 10.

— Благодарю всех за урок! Желаю творческих успехов при выполнении домашнего задания. До свидания.

Учащиеся слушают учителя, записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, если необходимо что-либо пояснить. Прощаются с учителем.

Словесный метод, фронтальная работа.

Обладают волевой саморегуляцией;

осознают желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятнадцатое февраля Классная работа

Слайд 2

Беззаботное время Радость Детство - это … Игры Друзья Счастье

Слайд 3

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) Родился 9 августа 1871 года Детство Леонид Николаевич помнил «ясным, беззаботным» В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, всё, что попадалось под руку»

Слайд 4

Образование 1882 год – поступление в Орловскую гимназию Время голода и нужды 1891 год – поступление в Петербургский университет

Слайд 5

Раннее творчество Л . Н . Андреева Надежда на справедливость , возможное счастье , силу добра : « Баргамот и Гараська » (1898) « Петька на даче » (1899) « Гостинец » (1901)

Слайд 6

Прототип Петьки Прототип – реальный человек, черты которого легли в основу литературного образа. Прототип Петьки – Иван Андреевич, владелец парикмахерской, сын крепостного крестьянина .

Слайд 10

« Петька на даче » « Петька в городе » « Петька в поезде » « Петька в парикмахерской »

Слайд 11

Домашнее задание Ответить письменно на вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Андреева « Петька На даче »?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока. 5 класс " Старина город Помпеи и его судьба"

Формирование ключевых языковых компетенций на уроке английского языка.Формирование культурных компетенция учащихся посредством их ознакомления с другой культурой в иной исторической реальности....

Мнения жителей города о нем. Технологическая карта урока. 5 класс

Мнения жителей города о нем. Технологическая карта урока. 5 класс...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс

Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умени...

Технологическая карта урока 8 класс "Города Иркутской области в загадках"

Разработка урока по Географии Иркутской области по теме: "Города Иркутской области". Ученикам предлагается сделать презентацию о городе Иркутской области, где на каждом слайде представить ин...