ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучить компьютерной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие)
Цели:
1. Формировать знания уч-ся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умения и навыки по её определению. Обучать компьютерной грамотности.
Задачи:
1.Развивать умение слушать, выделять главное; умение высказывать своё мнение, обобщать, делать выводы.
2.Воспитывать трудолюбие, культуру активного слушания.
3.Повышать интерес к предмету через содержание занятия.
Планируемые результаты:
личностные: продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда;
метапредметные: способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности;
предметные: сформировать понятие «ресурсообеспеченность»; обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме; научить определять ресурсообеспеченность различных стран определёнными видами минеральных ресурсов.
Оборудование: атласы, учебники, схемы, таблицы, диаграммы, тетради для практических работ.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическое занятие
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивация учебной деятельности | География изучает географическую оболочку. Ее компоненты образовывают единственный сложный изменяющийся организм – Землю. На протяжении последних столетий на географическую оболочку постоянно возрастало. И сейчас на протяжении одного года человек добывает свыше 100 млрд тонн минеральных ресурсов, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды. Анализируют сказанное, делают выводы. Участвуют в определении целей урока. Объясняют утверждение: «История человечества есть ни что иное, как эволюция окружающей среды, которая вызвана самой средой» (Э. Реклю). | слушают |
2.Актуализация опорных знаний | Давайте вспомним, что такое природные условия и природные ресурсы?
Формулируют определения понятий. Акцентируют внимание на различиях между природными ресурсами и условиями. | Отвечают на вопросы, дополняют ответы |
3.Организация познавательной деятельности | С развитием географической оболочки наиболее активным фактором, влияющим на состояние всех ее компонентов, стало возникновение живой мыслящей материи, носителем которой является человек. Человек взаимодействует с компонентами географической оболочки как непосредственно (как компонент биосферы), так и опосредствованно через общественный труд как форму особого обмена вещества с природой. Классификация природных ресурсов. 1.«Природные ресурсы по степени исчерпаемости». Неисчерпаемые: (солнечная энергия, внутреннее тепло Земли, энергия воды и ветра) Исчерпаемые: Возобновляемые (лесные, водные богатства Земли, живые организмы) Невозобновляемые (полезные ископаемые) Также изучая географию, вы ознакомились с другой классификацией природных ресурсов – по их использованию. 2.«Природные ресурсы по их использованию». Природные ресурсы: Минеральные Водные Земельные Лесные Мирового Океана Рекреационные Человек использует природные ресурсы в процессе природопользования – деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов. Следствием природопользования являются количественные и качественные изменения природных ресурсов. Особенно сильными они являются в случае нерационального природопользования – такого использования природных ресурсов, которое приводит к очень быстрому ухудшению их качества и полного исчерпания. При нерациональном природопользовании часть природных ресурсов просто теряется. Это приводит к чрезмерной их добыче. Одновременно значительно ухудшается состояние окружающей среды, что приводит к экологическим кризисам. Противоположностью нерационального природопользования является рациональное природопользование – изучение, освоение и использование природных ресурсов таким образом, чтобы обеспечить по возможности более длительное время их использования и сохранялось или даже повышалось их качество. Ресурсообеспеченность. Одним из важных условий рационального природопользования является расчет количества природных ресурсов в стране и времени, на которое хватит этих ресурсов (если они исчерпаемые). Иными словами, нам необходимо иметь данные о ресурсообеспеченности. Под этим понимают количество природных ресурсов на каждого жителя страны или мира в целом или срок (в годах), на который хватит этих природных ресурсов при современном уровне их использования. В хозяйственной деятельности важно экономное использование ресурсов, дающее большой экономический эффект. Например, чтобы более эффективно использовать возобновляемые ресурсы, необходимо: а) рационально добывать и перерабатывать природные ресурсы; б) заблаговременно вовлекать в эксплуатацию новые неистощенные ресурсы и за счет этого ослабить использование истощенных; в) искусственно возобновлять ресурсы, что можно делать более интенсивно, чем это делает природа; г) находить или производить искусственные заменители. | Слушают учителя, по ходу рассказа составляют схему в тетради. На основе полученной схемы, делают самостоятельно вывод. |
Закрепление изученного материала (первичное закрепление) | Выполняют практическую работу №3 (в тетрадях для практических работ). Делают расчёты ресурсообеспеченности различными видами природных ресурсов. Используют формулы определения: Ресурсообеспеченность= Запасы/Добыча. Ресурсообеспеченность= Запасы/Численность населения | Выполняют работу |
Проверка практической работы | Проблемные вопросы.
| обсуждение Предлагают пути решения проблем использования природных ресурсов. |
Рефлексия. | Прием «Микрофон» Дети пятью предложениями расскажите, чему вы научились на уроке | Высказывают свою точку зрения. |
Домашнее задание. | Приготовить презентацию на тему: «Природные ресурсы моей области». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии по теме "Ветер"
Технологическая карта урока географии по теме "Ветер" 6 класс, составлена со всеми требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс
ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....
Технологическая карта урока географии по теме "Вулканизм"
Предмет – География. Класс 6.Базовый учебник – Е.М. Домогацких, Русское слово, 2013г.Тема урока – Вулканизм.Цель урока – Сформировать представления о вулканах, их строении, закономерностях...
Технологическая карта урока географии по теме Масштаб, 5 класс
Цель урока: формирование представления о строении Земли, горных породах, их происхождении, свойствах, видах; развитие умений сравнивать и анализировать; расширение кругозора обучающихся.Планируемые ре...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока географии по теме: "Особо охраняемые природные территории"
Технологическая карта поможет при создании урока по теме ООПТ...
Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)
Технологическая карта урока географии Как мы живем и работаем в нашем климате (8класс)...
- Мне нравится (1)