план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
учебно-методический материал по литературе (6 класс)
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план обощающего урока 6 класс литература "Уроки французского" | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Цель: выделить нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Задачи урока.
Образовательная: формирование навыков анализа мотивов поведения главного героя.
Развивающая: развитие навыка устной речи.
Воспитательная: воспитание на примере главного героя нравственных качеств по отношению к самому себе: чувства собственного достоинства, честности, ответственности.
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Итоговый урок.
Оборудование урока:
1) план урока учителя;
2) фрагменты художественного фильма «Уроки французского» реж. Евгения Ташкова;
3) звонок настольный;
4) учебник – хрестоматия «Литература 6 класс»;
5) бумажные иконки «Лайк», «Поделиться», «Комментарий».
Методические приемы:
1) исследовательская беседа по вопросам;
2) работа с текстом;
3) решение проблемных ситуаций;
4) просмотр фрагментов художественного фильма «Уроки французского».
Планируемые результаты обучения.
Предметные: научиться выполнять задание в составе группы.
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Метапредметные:
1)познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
2)результативные: уметь планировать алгоритм ответа;
3)коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.
План урока
1. Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение темы и цели урока).
2. Актуализация опорных знаний (первичная проверка и обобщение знаний, установление осознанности усвоения учащимися материала).
3. Основная часть (анализ и осмысление изученного).
4. Закрепление (обобщение и систематизация изученного).
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия (анализ, оценка знаний).
«Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра».
Б. Пастернак
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.
Учитель
- Здравствуйте, ребята садитесь. Здравствуйте, уважаемые гости.
Постановка цели и задач урока
Учитель
Вот и закрыли мы страничку еще одной удивительной книги, в которой наш герой получил уроки французского, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества.
Притча.
Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, что подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.
... Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни. Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.
2. Актуализация опорных знаний (первичная проверка и обобщение знаний).
Работа над темой урока.
- Ребята, ответьте, пожалуйста - В каких случаях перед человеком стоит вопрос сделать серьезный выбор, принять какое-то решение? Когда в жизни человека возникает проблема. Вывесить слово проблема.
- что такое проблема? Проблема – это вопрос, который требует решения.
- какие виды проблем вы знаете?
- от каких качеств человека зависит решение проблемы? От нравственных качеств человека. (характер, воспитание, принципы). Вывесить слово НРАВСТВЕННОСТЬ. – составить словосочетание – НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - как это словосочетание соотносится с произведением «Уроки французского»? (Автор рассказа затрагивает ряд нравственных проблем).
-попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Хорошо, итак, тема нашего урока «Нравственные проблемы рассказа В.Распутина «Уроки французского»
Учитель
-у вас на столах лежат карточки. Восстановите, пожалуйста, последовательность событий в рассказе, поставьте цифры в правильном порядке. – 3 минуты.
1. Личные занятия французским языком | |
2. Забава в чику | |
3. Одиночество и постоянный голод | |
4. Приезд в районную школу | |
5. Стычка | |
6. Лидия Михайловна уехала | |
7. "Замеряшки" |
(карточки на столах, ребята работают, отвечает та группа, которая выполнила первой).
Ответы: от каждой группы (4,3,2,5,1,7,6)
Словарная работа
Учитель
-Вы правильно восстановили сюжет.
-Откройте, пожалуйста, учебник, где находится словарь литературоведческих терминов и вспомним, что же такое сюжет?
Ученик читает. (Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.) – 5 мин
Основная часть (анализ и осмысление изученного). – до конца урока
Итак, ребята вы разделены на три группы. Предлагаю поиграть в игру «Парламентские дебаты» по теме нашего урока «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Ребята, что значит слово «ДЕБАТЫ»?. (ответы детей: Дебаты – это публичный обмен мнениями, спор, для формирования определенного мнения по поставленной проблеме. Участники дебатов должны убедить в своей правоте не друг друга, а третью сторону.
Подберите синонимы к данному понятию. Синонимы: спор, прения, полемика, дискуссия, диспут, обсуждение и т.д.)
Как вы считаете, ребята, зачем мы будем спорить, дискутировать? (ответ детей: Чтобы найти истину.)
Этот стол мы назовем партия «ДА!», за вторым столом будет работать партия под названием «НЕТ!», третий стол занимают «Эксперты» - вы должны выслушать каждое мнение и вынести решение, а также ваша задача следить за регламентом. Каждое обсуждение длится 1 мин, каждое выступление длится 2 минуты.
Просмотр 1 фрагмента фильма «Уроки французского» - «Игра в чику»
Тема диспута «Герой совершает безнравственный поступок, играя в чику?»
Заполнение «Фишбоун» - первая пара: «Игра в чику» - Вот мы и открыли перечень нравственных проблем в рассказе:
1. проблема жестокости сверстников
2. проблема подлости и предательства
3. проблема безысходности и одиночества
Учитель
Да, ребята. От безысходности начинает наш герой играть на деньги.
ГРУППЫ ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ
Просмотр 2 фрагмента фильма «Уроки французского» - «Пристенок»
Тема диспута «Учитель совершает безнравственный поступок, играя на деньги с учеником?»
Заполнение «Фишбоун» - вторая пара:
- проблема доброты,
- проблема милосердия,
- проблема сострадания
ГРУППЫ ПЕРЕСАЖИВАЮТСЯ
Просмотр 3 фрагмента фильма «Уроки французского» - «Директор»
Тема диспута «Директор школы поступил правильно, уволив учительницу»
Заполнение «Фишбоун» - третья пара: «Директор»
- проблема равнодушия
- проблема отсутствия человеколюбия
Закрепление (обобщение и систематизация изученного):
- Рассмотрим схему (Технология Фишбоун).
УЧИТЕЛЬ
Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки. Он понял, что истинное ДОБРО не требует награды, оно бескорыстно. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут, поддерживать и помогать, он узнал, что есть на свете отзывчивость, любовь И ДОБРОТА.
Гугл Формы – заполнение опросника. – до конца урока 15 мин https://docs.google.com/forms/d/1ZIsE7XpOyj5zOmYXM4d5DtaOWKSB2MXFlar_fNXFB-Y/edit
Анализ опросника - 2 мин
5.Домашнее задание – до конца урока 5 минут
Учитель
-творческая работа написать письмо, которое могло бы оказаться в этой второй посылке.
6.Рефлексия (до конца урока 3 минуты) – отзыв об уроке от учеников с использованием иконок.
Учитель
-Спасибо за работу!
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Урок литературы в "Проблема выбора в рассказе Н.Носова "Тридцать зёрен"
Каждый день людям приходится делать выбор: он может быть несложным, как, например, сейчас: как ответить на вопрос учителя? Выбор может быть и трудным: как поступить? что предпочесть, когда от твоего п...
Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...
Урок по литературе "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
Урок для учеников 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной...
План урока литературы по рассказу А. Платонова "Юшка"
Данный урок позволяет решать воспитательные и образовательные задачи по формированию нравственных качеств учащихся: милосердия, великодушия, сострадания....
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...
Открытый крок по литературе "Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" А.И. Куприна
Урок представляет собой осмысление произведения Куприна. Включает в себя несколько индивидуальную и парную виды работ, использование приёмов "Верю - неверю", пликкерс....