Открытый крок по литературе "Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" А.И. Куприна
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок представляет собой осмысление произведения Куприна. Включает в себя несколько индивидуальную и парную виды работ, использование приёмов "Верю - неверю", пликкерс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы | 117.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Нравственные проблемы рассказа. А. И. Куприна «Куст сирени»
1.Орг. момент. Мотивация
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я желаю вам хорошего настроения!
2. Актуализация субъектного опыта учащихся
Проверка домашнего задания. Приём «Правда/ложь».
Александр Иванович Куприн – чудесный мастер художественного слова. С его биографией и творчеством мы знакомились на прошлом уроке. Посмотрим, что вы узнали и запомнили о жизни и творчестве Александра Ивановича Куприна.
На столе лежат конверты с карточками. Вам надо будет выбрать правдивые факты и отложить их в сторону. Неверные факты уберите обратно в конверт.
1. Где родился Александр Иванович Куприн?( родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии)
2. Как дразнили всех, родившихся в Наровчате? (Наровчат, одни колышки торчат)
3. Где прошли детские годы ? ( В Москве, в сиротском пансионе)
4. Почему Александр Иванович попал сиротский пансион? (отец умер, когда ему было около года)
5. Как сложилась дальнейшая судьба? (Кадетский корпус, военное училище, служба в армии, ушёл в отставку в 24 года?)
6. С какими газетами сотрудничает Куприн? (с киевскими)
7. Где оказывается Куприн во время Гражданской войны? (за границей)
8. Назовите последнее произведение Куприна? ( роман «Юнкера»)
9. Назовите одно из ранних произведений А. И. Куприна? («Куст сирени», рассказ)
10. Какие темы затрагивал Куприн в своих произведениях? (армейская тематика, тема любви, бытовые зарисовки)
3 Организация восприятия. Память.
- Ребята, предлагаю вам заполнить таблицу. Таблица заполнена лишь в графе одного героя, действия другого героя, отвечающие в данный момент времени, нужно отыскать на листочках и вставить в таблицу.
Николай Алмазов | Вера Алмазова |
«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...» | «Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость ... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом» |
«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...» | «Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорит только женщины у кровати близкого труднобольного человека...» |
«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду» | «Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова» |
«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать» | «Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла» |
«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли» | «…возразила Вера, топнув ногой» |
«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…» | «Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу» |
«Алмазов уговаривал жену отправиться домой» | «Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину» |
«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы» | «Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором» |
Если правильно составили, то на оборотной стороне у вас получится куст сирени. Это основные характеристики главных героев.
Учитель вводит учащихся в тему.
Куприн – чудесный мастер художественного слова. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. А ещё его можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве. И сегодня мы поговорим о его раннем рассказе «Куст сирени».
Запишите в тетрадях дату, автора и название произведения.
Сейчас мы прослушаем чудесный романс С. Рахманинова в исполнении Тамары Синявской «Сирень. Подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «куст сирени», запишите их в тетрадь. Репродукции картин с изображением сирени, которые лежат на ваших рабочих столах, помогут составить ассоциативный ряд.
Звучит романс С. Рахманинова.
- Итак, какие ассоциации у вас возникли под звуки романса?
Запись на доске и в тетради (весна, тепло, солнце, счастье, любовь)
- Сирень – красивый цветок, который расцветает весной. Весна – пора влюбленных. Можно предположить, что сирень – цветок влюбленных. Сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А еще есть пятилепестковая сирень, которая, как гласит старая легенда, приносит счастье, поэтому все в юности ищут эти 5-ти лепестковые цветочки.
И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»
Эпиграф урока: «Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь,
которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся». (Л.Н. Толстой)
Уже само название рассказа дает возможность предположить, о чём рассказ. Как вы можете сформулировать, о чем он?
Запись на доске и в тетради.
( о счастье, о любви, о трудностях через которые пришлось пройти нашим героям вместе)
А сейчас мы отправимся в путешествие по прекрасному саду человеческих чувств. Постараемся понять, что движет нашими героями, что объединяет их и делает их двумя половинками единого целого.
Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
1. Выразительное чтение фрагмента 1 (учитель нацеливает учащихся на внимательное чтение и выявление характерных черт героев рассказа)
Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - инструментальную съемку местности...
До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили... Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.
2. Работа по вопросам:
- Что узнаём мы из этого отрывка о Николае Алмазове?
(небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке)
- Нам известно что-нибудь о его характере?
(пока нет достаточной информации)
- Что мы узнаем о его супруге Верочке Алмазовой
(сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой )
- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?
(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)
- Как автор показывает душевное состояние героя?
(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)
- Сочувствует ли ему Верочка?
(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)
- Чего ей удалось добиться?
(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)
- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?
(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)
- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?
(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)
- Чем закончился спор героев?
(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)
- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?
(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)
3. Выразительное чтение фрагмента 2.
- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?
Он передернул плечами и не отвечал.
- Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.
Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.
- Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, - всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!
- Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.
Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.
- Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.
- Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать - и посадил пятно...
4. Беседа.
- Кто из героев прервал тяжкое молчание?
(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)
- Как отреагировал на это Николай Евграфович?
(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)
- Что же на самом деле придумала Верочка?
(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)
- Как вы относитесь к этому решению героини?
(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)
- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?
(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)
- Куда же отправляются герои?
(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)
- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор?
(Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)
- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?
(Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)
- Как Верочка спасает положение?
(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)
- Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?
(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)
- Как можно охарактеризовать поведение Алмазова? Какие черты характера проявляются в описанной ситуации?
((Алмазов ведет себя несколько эгоистически)
- А как ведет себя Верочка?
(Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование)
5. Лексическая работа
Введение понятий «самопожертвование», «эгоизм»
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, -я; ср.
Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-л.
ЭГОИЗМ, -а; м. [франц. egoisme от лат. ego - я]
Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие
6. Выразительное чтение фрагмента 3.
На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что, история с кустами кончилась благополучно...
Действительно, Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости, и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.
- Хорошо! Прекрасно! - крикнул он еще за десять шагов в ответ на тревожное выражение женина лица.
И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...
Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал, как в этот день... После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю, - муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.
- Ты - чему? - спросила Вера.
- А ты чему?
- Нет, ты говори первый, а я потом.
- Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?
- Я тоже глупости, и тоже - про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...
7. Беседа
- Почему герои решили посадить именно куст сирени?
(«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?
(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
- А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?
(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)
- Что произошло на другой день?
(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)
- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?
(Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)
- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?
(Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)
- Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?
(События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
- Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?
(Проблемы счастья, упорства и любви.)
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
(Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).
А.А. Фет «Алмаз»
НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло,
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.
Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
9 февраля 1888 г.
Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
- Что же является истинным показателем любви одного человека к другому?
(Поступки. Способность к самопожертвованию)
III. Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.
А теперь давайте вспомним основные структурные части любого произведения. (пликерс)
Завязка
Зеркальная композиция
Антитеза
Композиция
- Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?
(Три: 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)
- Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе?
(Антитеза)
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.
- Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?
(Правильно, в изображении героев.)
Сравнительная характеристика.
- Ребята, в таблице даны характеристики героев, но не все характеристики верны. Вам надо вычеркнуть неверные характеристики.
Николай Алмазов | Верочка |
Раздражен, спокоен, недоволен. | Спокойна, сдержанна, терпелива, раздражена, нежна, ласкова. |
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, предлагает выход из ситуации, морщит лоб. | Находчива, уговаривает мужа бросить учение, активна, деятельна, точна, быстра. |
Не видит выхода, не верит в успех, вспоминает о садовнике. | Верит в успех дела, не хочет продавать свои драгоценности, надеется на положительный исход. |
Приказывает перечертить план, подчиняется жене, действует по её плану. | В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее, ответственность возлагает на супруга. |
- Какие противоположные черты характера вы заметили?
- Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?
(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)
IV. Обобщение
*** История закончена. Но в конце рассказа стоит многоточие, как вы думаете, почему?
(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)
*** Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?
(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)
*** Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?
*** Куст сирени – подумайте, подходит ли название к рассказу? В чём его смысл?
(Куст сирени стал для героев любимым цветком, т. к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)
*** На какие размышления о жизни навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?
- А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:
Счастье. Что это значит?
Это мечта, это удача,
Это мир и душевный покой,
Любимые люди с тобой.
Счастье – тепло в доме твоём,
Счастье, когда хорошо вдвоём,
Счастье, если тебя понимают,
Если во всём тебе помогают.
Счастье уже – утром проснуться
И каждому просто улыбнуться.
Счастье в дружбе и любви.
Но понятья о счастье у всех свои.
Счастье можно брать и дарить,
Но главное, просто жизнь любить.
Домашнее задание:
На следующем уроке разговор о счастье будет продолжен. Я предлагаю вам д/з по выбору:
- 1 - нарисовать, каким вы представляете счастье
- 2 – составить устное размышление над словами из песни А. Пугачевой
- «Счастье, что оно, та же птица…»
- 3 – написать сочинение – рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?
- 4 – составить синквейны на слова: « Вера, Алмазов»
****Молодцы. Спасибо вам за работу. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого крока по теме «Совершенствование изученных приёмов в игре Баскетбол» (9 класс)
Конспект открытого урока...
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Презентация открытого урока:"Природа и проблемы экологии."
1. Совершенствование лексических навыков по теме «Природа и проблемы экологии».2. Развитие навыков устной речи, говорения по теме «Природа и проблемы экологии».3. Активизация грамматически...
Открытый урок по теме "Проблемы окружающей среды"
Открытый урок по теме "Проблемы окружающей среды" для учащихся 8 класса....
Открытый классный час Толерантность: проблема или мышление нового века?
Актуальность выбранной темы классного часа определяется тем, что современный культурный человек — это не только образованный, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Поэто...
Конспект открытого занятия по теме «Проблема овладения различными штрихами на начальном этапе обучения игры на фортепиано»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для детей 6 лет....
Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"
Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...