Открытый крок по литературе "Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" А.И. Куприна
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок представляет собой осмысление произведения Куприна. Включает в себя несколько индивидуальную и парную виды работ, использование приёмов "Верю - неверю", пликкерс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы 117.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа. А. И. Куприна «Куст сирени»

1.Орг. момент. Мотивация

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я желаю вам хорошего настроения!

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Проверка домашнего задания. Приём «Правда/ложь».

Александр Иванович Куприн – чудесный мастер художественного слова. С его биографией и творчеством мы знакомились на прошлом уроке.  Посмотрим, что вы узнали и запомнили о  жизни и творчестве Александра Ивановича Куприна.

На столе лежат конверты с карточками. Вам надо будет выбрать правдивые факты и отложить их в сторону. Неверные факты уберите обратно в конверт.

1. Где родился Александр Иванович Куприн?( родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии)

2. Как дразнили всех, родившихся в Наровчате? (Наровчат, одни колышки  торчат)

3. Где прошли детские годы ? ( В Москве, в сиротском пансионе)

4. Почему Александр Иванович попал сиротский пансион? (отец умер, когда ему было около года)

5. Как сложилась дальнейшая судьба? (Кадетский корпус, военное училище, служба в армии, ушёл в отставку в 24 года?)

6. С какими газетами сотрудничает Куприн? (с киевскими)

7. Где оказывается Куприн во время Гражданской войны? (за границей)

8. Назовите последнее произведение Куприна? ( роман «Юнкера»)

9. Назовите одно из ранних произведений А. И. Куприна? («Куст сирени», рассказ)

10. Какие темы затрагивал Куприн в своих произведениях? (армейская тематика, тема любви, бытовые зарисовки)

3  Организация восприятия. Память.

- Ребята, предлагаю вам заполнить таблицу. Таблица заполнена лишь  в графе одного героя, действия другого героя, отвечающие в данный момент времени, нужно отыскать на листочках и вставить в таблицу.

Николай Алмазов

Вера Алмазова

«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...»

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость ... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...»

«Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорит только женщины у кровати близкого труднобольного человека...»

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду»

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»

«Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»

«…возразила Вера, топнув ногой»

«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…»

«Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»

«Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину»

«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы»

«Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»

Если правильно составили, то на оборотной стороне у вас получится куст сирени. Это основные характеристики главных героев.

Учитель вводит учащихся в тему.

        Куприн – чудесный мастер художественного слова. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет  сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними. А ещё его можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве. И сегодня мы поговорим о его раннем рассказе «Куст сирени».

Запишите в тетрадях дату, автора и название произведения.

Сейчас мы прослушаем чудесный романс С. Рахманинова в исполнении Тамары Синявской «Сирень. Подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «куст сирени», запишите их в тетрадь. Репродукции картин с изображением сирени, которые лежат на ваших рабочих столах, помогут составить ассоциативный ряд.

Звучит романс С. Рахманинова.

- Итак, какие ассоциации у вас возникли под звуки романса?

Запись на доске и в тетради (весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

- Сирень – красивый цветок, который расцветает весной. Весна – пора влюбленных. Можно предположить, что сирень – цветок влюбленных. Сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А еще есть пятилепестковая сирень, которая, как гласит старая легенда, приносит счастье, поэтому все в юности ищут эти 5-ти лепестковые цветочки.

 И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»  

Эпиграф урока: «Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь,

  которую мы можем подарить, и все же она у тебя  остаётся».  (Л.Н. Толстой)

Уже само название рассказа дает возможность  предположить, о чём  рассказ. Как вы можете сформулировать, о чем он?

Запись  на доске и в тетради.

( о счастье, о любви, о трудностях через которые пришлось пройти нашим героям вместе)

А сейчас мы отправимся в путешествие по прекрасному саду человеческих чувств. Постараемся понять, что движет нашими героями, что объединяет их и делает их двумя половинками единого целого.

Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

1. Выразительное чтение фрагмента 1 (учитель нацеливает учащихся на внимательное чтение и выявление характерных черт героев рассказа)

    Алмазов,  молодой  небогатый   офицер,   слушал   лекции   в   Академии генерального штаба  и  теперь  только  что  вернулся  оттуда.  Он  сегодня представлял профессору последнюю и самую  трудную  практическую  работу  - инструментальную съемку местности...

     До сих пор все экзамены сошли благополучно, и  только  одному  богу  да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили... Начать  с того, что самое поступление в академию казалось сначала  невозможным.  Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на  третий  упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть,  не  найдя  в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала  ему падать духом и постоянно поддерживала в  нем  бодрость...  Она  приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и  дешевый,  но  все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей  и памятной книжкой.

2.  Работа по вопросам:

  • Что узнаём мы из этого отрывка о Николае Алмазове?

(небогат, трудолюбив, нуждается в поддержке)

  • Нам известно  что-нибудь о его характере?

(пока нет достаточной информации)

  • Что мы узнаем о его супруге Верочке Алмазовой

(сильная духом, способная на жертвы ради мужа. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой )    

  • Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

  • Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

  • Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

  • Чего ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

  • Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

  • Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

  • Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

  • Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

3.  Выразительное чтение фрагмента 2. 

- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

 Он передернул плечами и не отвечал.

 - Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

   Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно,  как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

   - Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так  хочется  знать.  Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, - и  он  злобно  ткнул ногой портфель с чертежами, -  всю  эту  дрянь  хоть  в  печку  выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!

   - Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

   Она  села  на  ручку  кресла  и  обвила  рукой  шею  Алмазова.  Он   не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

   - Какое же пятно, Коля? - спросила она еще раз.

   - Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я  вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно  вычерчен  и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера,  устал,  руки  начали дрожать - и посадил пятно...

4.   Беседа.

  • Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

  • Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

  • Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

  • Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

  • Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

  • Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

  • В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор?

(Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

  • Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?

(Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

  • Как Верочка спасает положение?

(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

  • Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?

(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

  • Как можно охарактеризовать поведение Алмазова?  Какие черты характера проявляются в описанной ситуации?

((Алмазов ведет себя несколько эгоистически)

  • А как ведет себя Верочка?

(Верочке свойственна такая черта, как самопожертвование)

5.  Лексическая работа 

Введение понятий «самопожертвование», «эгоизм»

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, -я; ср.
Жертвование собой, своими личными интересами во имя кого-, чего-л.

ЭГОИЗМ, -а; м. [франц. egoisme от лат. ego - я]
Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие
     

6.  Выразительное чтение фрагмента 3. 

     На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить  мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и  немного  подпрыгивающей походке,  узнала,  что,  история  с  кустами   кончилась   благополучно...

    Действительно, Алмазов был весь  в  пыли  и  едва  держался  на  ногах  от усталости, и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы.

   - Хорошо! Прекрасно! - крикнул он  еще  за  десять  шагов  в  ответ  на тревожное выражение женина лица.

    И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не  было: держась  за  руки  и   беспрестанно   смеясь.   Прохожие   с   недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...

   Николай Евграфович никогда с таким аппетитом  не  обедал,  как  в  этот день... После обеда, когда Вера принесла Алмазову в кабинет стакан чаю,  - муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга.

   - Ты - чему? - спросила Вера.

   - А ты чему?

   - Нет, ты говори первый, а я потом.

   - Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

   - Я тоже глупости, и тоже - про сирень. Я хотела  сказать,  что  сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...

7.  Беседа

  • Почему герои решили посадить именно куст сирени?

(«Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

  • А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?  

(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

  • Что произошло на другой день?

(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

  • Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?

(Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

  • Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?

(Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

  • Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком?

(События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

  • Какие же проблемы рассматриваются в рассказе?

(Проблемы счастья, упорства и любви.)

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

(Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

А.А. Фет «Алмаз»

НЕ украшать чело царицы,
Не резать твёрдое стекло, 
Те разноцветные зарницы
Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной
Среди явлений пёстрых - ты
Всё лучезарный, неизменный
Хранитель вечной чистоты.
9 февраля 1888 г.

Куприн и делает упор на этом «хранителе вечной чистоты». Автор показывает чистоту отношений между людьми.

  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

  • Что же является истинным показателем любви одного человека к другому?

(Поступки. Способность к самопожертвованию)

III.  Работа над композицией рассказа. Ввод понятия зеркальная композиция.

А теперь давайте вспомним основные структурные части любого произведения.  (пликерс)

Завязка

Зеркальная композиция

Антитеза

Композиция

  • Давайте вместе подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?

(Три:    1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)

  • Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе?

(Антитеза)

Вывод:    такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.

  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?

(Правильно, в изображении героев.)

Сравнительная характеристика.

- Ребята, в таблице даны характеристики героев, но не все характеристики верны. Вам надо вычеркнуть неверные характеристики.

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, спокоен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, раздражена, нежна, ласкова.

Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, предлагает выход из ситуации,  морщит лоб.

Находчива, уговаривает мужа бросить учение,  активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех, вспоминает о садовнике.

Верит в успех дела, не хочет продавать свои драгоценности, надеется на положительный исход.

Приказывает перечертить план, подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее, ответственность возлагает на супруга.

  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

IV.  Обобщение

*** История закончена. Но в конце рассказа стоит многоточие, как вы думаете, почему?

(Куприну жаль расставаться с любимыми героями. Для окружающих они «странная парочка», но именно поэтому они и дороги автору. За обыденной семейной жизнью Алмазовы не растеряли своего чувства. Герои всё так же любят друг друга, делают всё для счастья любимого человека.)

*** Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

(Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

*** Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

*** Куст сирени – подумайте, подходит ли название к рассказу? В чём его смысл?

(Куст сирени стал для героев любимым цветком, т. к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

*** На какие размышления о жизни  навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с  автором? Может быть, хотели бы поспорить?

- А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже – утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Но понятья о счастье у всех свои.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное, просто жизнь любить.

Домашнее задание:  

На следующем уроке  разговор о счастье будет продолжен. Я предлагаю вам д/з по выбору:

  • 1 -  нарисовать, каким вы представляете счастье 
  • 2 – составить устное размышление над словами из песни А. Пугачевой
  •   «Счастье, что оно, та же птица…»
  • 3 – написать сочинение – рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?
  • 4 – составить синквейны на слова: « Вера, Алмазов» 

****Молодцы. Спасибо вам за работу. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания.

https://s.hdnux.com/photos/42/47/76/9076656/3/1200x0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Презентация открытого урока:"Природа и проблемы экологии."

1. Совершенствование  лексических навыков  по теме «Природа и проблемы экологии».2. Развитие навыков устной речи, говорения по теме «Природа и проблемы экологии».3. Активизация грамматически...

Открытый урок по теме "Проблемы окружающей среды"

Открытый урок по теме "Проблемы окружающей среды" для учащихся 8 класса....

Открытый классный час Толерантность: проблема или мышление нового века?

Актуальность выбранной темы классного часа определяется тем, что современный культурный человек — это не только образованный, но обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими человек. Поэто...

Конспект урока литературы в 8 классе. "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»"

Цели: познакомиться с рассказом А.И. Куприна; развивать навыки анализа, обобщения, грамотной устной речи...