Урок литературы в "Проблема выбора в рассказе Н.Носова "Тридцать зёрен"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Каждый день людям приходится делать выбор: он может быть несложным, как, например, сейчас: как ответить на вопрос учителя? Выбор может быть и трудным: как поступить? что предпочесть, когда от твоего принятого решения зависит не удовольствие, а чья-то жизнь? Трудность выбора, ответственность за принятое решение – одна из «вечных» тем русской литературы – нашла своё отражение в рассказе Е.Носова «30 зёрен».
Цель нашего урока - познакомиться с произведением «Тридцатьзёрен», выявить круг проблем, акцентировать внимание на одной – проблеме выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e._nosov_tridcat_zyoren.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Проблема выбора в рассказе Е.Носова «Тридцать зёрен».
Я хочу написать такую книгу,
чтобы каждый, кто прочитает её,
положил бы на своём окне
по тридцати конопляных зёрен.
Е.Носов
- Эмоциональное погружение в урок.
Где просыпается солнце? Как догнать радугу?
Вероятно, только в раннем детстве эти вопросы тревожат ребёнка и не дают спокойно воспринимать окружающий мир.
Оказывается, нет. И взрослый человек тоже может задавать эти вопросы. Себе. Другим. А, может быть, и читателям, если этот взрослый - писатель, такой, как Евгений Носов.
В произведении «30 зёрен», с которым я пришла сегодня к вам на урок и которое очень люблю, есть простой и одновременно сложный вопрос - Кто ты? Ответьте, пожалуйста, на него.
2. Целеполагание.
Каждый день людям приходится делать выбор: он может быть несложным, как, например, сейчас: как ответить на вопрос учителя? Выбор может быть и трудным: как поступить? что предпочесть, когда от твоего принятого решения зависит не удовольствие, а чья-то жизнь? Трудность выбора, ответственность за принятое решение – одна из «вечных» тем русской литературы – нашла своё отражение в рассказе Е.Носова «30 зёрен».
Цель нашего урока - познакомиться с произведением «30 зёрен», выявить круг проблем, акцентировать внимание на одной – проблеме выбора.
3.Выразительное чтение рассказа по ролям.
- Выяснение первичного читательского восприятия, слово о писателе.
1. Какие размышления и чувства вызвал у вас этот рассказ? ( Первый ключ).
Спасибо за отклик души. Я рада, что ваши сердца открылись, нет, распахнулись навстречу этому произведению. И это неслучайно. Е.И.Носов – автор рассказа – один из талантливых и самобытных писателей нашего времени. Гуманист, философ, фронтовик, писатель, страстно любящий жизнь, глубоко убеждённый в том, что человек несёт ответственность за мир, в котором он живёт.
- Герменевтический анализ текста.
2. - Герои рассказа живут в одном мире или в разных? Прочитайте эпизод, в котором описывается мир Синички. (Второй ключ).
- Какие слова, характеризующие мир Синички, подойдут для работы с алгоритмом? В ходе заполнения алгоритма мы с вами глубже проникнем в авторский замысел, а форма линейки поможет понять, перед каким выбором стояли герои.
3.«Как же теперь быть?» Как вы думаете, кому задаёт этот вопрос Синичка? Правильно, именно человек услышал в тихом вопросе Синички крик о помощи. Как же он поступил? Мог поступить иначе? Есть ли выбор у Синички в этом произведении?
30 зёрен – это не только пища, но и шаги навстречу неведомому миру, навстречу друг другу.
Труден ли был этот путь?
6. Исследовательская работа по тексту.
Я предлагаю вам небольшую исследовательскую работу – проследите по тексту, как меняется поведение Синички по мере приближения к миру Человека. (Третий ключ).
4. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир, мир Человека. (Четвёртый ключ).
Из каких предметов складывается в произведении образ дома? ( Книги, цветы, свет).
Подумайте, почему из такого большого количества окружающих нас вещей, Е.Носов выбирает эти?
Что между ними общего? ( Пятый ключ).
5. «Я хочу написать такую книгу…» О чём думал писатель, произнося эти слова? В начале рассказа Синичка, оказавшись в мире холодном, одиноком, спрашивала: « Как же теперь быть?» Ответьте на вопрос Синички цитатой из текста или своими словами. ( « Я – человек).
6. Как писатель объяснил Синичке, кто такой Человек?
В каких значениях употребляется в произведении это слово? (Шестой ключ).
«Каждый поступок – это посеянное зерно». Этими словами я предлагаю завершить алгоритм. Прокомментируйте, как вы этот афоризм понимаете.
7. Выводы по произведению.
Ребята, а почему на линейке 30 зёрен, а не 29, не 10?
Как вы объясните смысл заглавия? (Седьмой ключ). Символ гармонии, шаги навстречу.
Е.Носов – писатель мыслящий, много знающий, и, конечно, цифра «30» выбрана в название рассказа неслучайно. Она была подсказана библейским сюжетом. «Вошёл же Сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа 12, и он пошёл и говорил с первосвященниками, как предать им Иисуса Христа. Они обрадовались и согласились дать ему денег». За 30 сребренников предал Иуда своего учителя.
Носов переосмыслил этот сюжет, и цифра «30» имеет здесь другое значение. Какое? (Символ веры, доверия, спасения).
Доверие к жизни, утверждение любви к человеку, к природе – формула жизни и творчества Е.Носова. Его рассказы – это словно те же 30 конопляных зёрен, которые должны быть ступеньками от человека к природе.
Возьмите в руки птиц (оригами), сиротливо сидящих на краешках ваших парт, поднимите руку на уровне лица те, кто это произведение понял, над головой – те, кто понял и полюбил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"
Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".
Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...
Урок литературы в 8 классе "Рассказ А.П.Чехова "О любви"."
Урок литературы в 8 классе "А.П.Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. Художественное мастерство Чехова – рассказчика. Рассказ А.П. Чехова «О любви» Цели урока: расширение представлений восьмик...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...