Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эстетическое воспитание учащихся Развить навыки сочувствия и милосердия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проблемы добра и милосердия в рассказе | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы
Тема: «Из зерна добра – цветок доброты!»
Учитель русского языка и литературы:
Демченко Анастасия Геннадьевна
Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;
2. Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихся;
3. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
4. Развить навыки сочувствия и милосердия.
Ход урока:
Оргмомент.
Слайд 1
Ученик читает:
Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец-Христос на земле-
Чудо свершилось чудес!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог, среди нас, поклоняйтесь Ему,
Славьте Младенца-Христа!
Учитель:
Каждый год, после новогодних каникул, у нас проходит рождественская неделя.
7 января мы встретили самый теплый, светлый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. Этот праздник особенно любим нами. А сейчас идет святочная неделя, люди славят Христа песнями, ходят в гости, дарят подарки, веселятся.
Слово учителя
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время совершения добрых дел.
Слайд 2
В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню
Учитель:
Рождество – это дни всеобщей любви и добра.
Слайд 3
Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.
«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».
Ученики: Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.
Слайд 4
Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.
Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
В жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказа, с которым вы знакомились дома. Назовите его.
Ученики: Федор Михайлович Достоевский «Мальчик у Христа на елке».
Учитель: Давайте же вместе сформулируем тему урока, учитывая все, о чем мы уже сказали. Вам помогут ключевые слова Чарльза Диккенса? Над какими проблемами мы будем сегодня размышлять? И вместе сформулируем тему урока.
Слайд 5
Ученики: Тема: проблема доброты и милосердия (по рассказу Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов.
Слайд 6 Учитель: В XIX – начале XX века ежедневно в конце декабря можно было встретить на книжных прилавках сборники под названием “Святочные рассказы”. Иногда это были произведения одного писателя, иногда – рассказы разных авторов. Такой сборник был хорошим подарком, как взрослым, так и детям. Рождественские рассказы отличались особыми святочными сюжетами.
Действие в святочном рассказе происходит как раз в дни, когда под Новый год и Рождество, всем хочется верить в добрые чудеса. Это время, когда все мы ждем исполнения желаний, рождественского чуда, поэтому для святочного рассказа характерен счастливый конец. Как бы ни было трудно его героям, но в волшебную новогоднюю ночь обязательно приходит спасение от всех бед и напастей.
Слайд 7 В одном из журналов того времени дано такое определение святочного рассказа: “Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье”.
Запишем в тетрадях:
Слайд 8
Жанровые особенности святочного рассказа.
– хронологическая приуроченность;
– наличие элемента чудесного;
– наличие рассказчика;
– наличие среди героев ребёнка;
– наличие нравственного урока, морали;
– у рассказа счастливый финал.
Запишем определение.
Слайд 9
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
2. Анализ рассказа, групповая форма работы
2. Слово учителя перед чтением рассказа.
Рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, написанный в 1876 году, стал классическим рождественским рассказом, он не раз переиздавался в сборниках святочных рассказов и породил множество подражаний. Ф.М.Достоевский – взрослый писатель, но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Автор с болью в сердце писал о детских страданиях, он хотел разбудить совесть каждого человека, призвать нас к состраданию униженным и обездоленным.
Пересказ.
Учитель: 1.Когда происходят действия в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке»?
Ученик: (События происходят на кануне Рождества)
Слайд 10 Пересказ учениками по плану
1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик в городе.
Учитель: В начале нашего рассказа мы видим подвал, где на тонкой подстилке покоится мертвая мать мальчика. Все куда-то разбрелись, остались мертвые, умирающие. В центре города, готовящегося праздновать Рождество, -грязный подвал. Мертвая мать, ребенок, которому холодно и голодно. И для всех празднующих Рождество, а мальчик лишний- мешающий празднику.
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9."Пойдем ко мне на елку, мальчик". Шепот тихого голоса.
10."Христова ёлка".
Работа с тестом:
Учитель: Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что " все это могло случиться действительно".
Учитель: А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?
УЧЕНИК: Я думаю, автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.
УЧЕНИК: Достоевскому важно, как мне кажется, дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк "отказывается" от вымысла.
Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе. (Анализ композиции, ее изобразительно)
Учитель: В данном рассказе обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.
Учитель: Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
УЧЕНИК: Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.
УЧИТЕЛЬ: Итак, завязкой в данном рассказе служит эпизод…
УЧЕНИК: Знакомство с героем рассказа
УЧИТЕЛЬ: Развитие действия…
УЧЕНИК: Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.
УЧИТЕЛЬ: Самым ярким эпизодом в рассказе является эпизод…
УЧЕНИК: Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.
УЧИТЕЛЬ: Это кульминация рассказа. А развязка?
УЧЕНИК: Мальчик умирает.
Слайд 11Учитель: Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя
Ученики:
( "…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
"маленького" роста, и возраст- "лет семь", и одежда — "какой-то халатик", а главное, что это "безликое существо" "хотело кушать".
Учитель: Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид.
По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
УЧЕНИК: В моем представлении этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.
Слайд 12 Учитель: И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой.
Ученики: ( "…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
Учитель: Какое чувство вызывают картины этого ужасного подвала?
УЧЕНИК: Чувство брезгливости, безысходности, тупика.
УЧИТЕЛЬ: В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так…
Слайд 13( "Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…"). А прекрасная зала за большим стеклом…("Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то").
( после описания детского праздника автор воспроизводит восхищение увиденными куклами, которые были совсем «как живые», маленькие разодетые в красные платьица нарядные. ) Зачем???
Куклы в рассказе противопоставляются мертвым душам людей.
????Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
УЧЕНИК: Мне кажется, чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался "деревом до потолка", т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.
Но он, остается по ту сторону праздника.
Он способен радоваться счастью другого человека, несмотря на барьеры (стекло) и социальное положение.
УЧЕНИК: Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.
УЧИТЕЛЬ: Но "пальчики на ножках уже болят", а " на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить".
Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? (запись)
Слайд 14 УЧЕНИК: "Вспомнил, заплакал, побежал".
УЧИТЕЛЬ: Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
Отчуждение ребенка от того, что ложно наполнять его жизнь: радость, счастье, - мы видим ненормальное, бесчеловечное, преступное отношение людей.
Слайд 15 Учитель: Попробуйте описать "запах бедности" и "запах сытости", используя фрагменты рассказа.
УЧЕНИК: "Запах бедности": душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.
УЧЕНИК: "Запах сытости": аромат ели, яблок, французских духов.
Учитель: Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?
УЧЕНИК: Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.
Учитель: на протяжении всего рассказа мы встречаем слово «Вдруг»» ? как вы думаете, зачем автор использует такие повторы? Найдите эпизоды, с чем связанно?
Это слово – «неожиданность, внезапность, катастрофа», встречается очень много раза, около 18. Это знак и физической боли, и душевной, сердечной. Он не плакал, когда прощался с мамой, . Малыш начинает понимать «Вдруг» свою отчужденность и чужеродность, ( он лишний в мире людей). Вдруг удар по голове, подножка. А когда он «вдруг» услышал песню, которую запела мама – здесь это слово символизирует избавление от страданий, обретение душевного комфорта.
Последнее «Вдруг» - переход в лучший из миров – « он протянул ему руки, и вдруг какой свет..»!
В части, где описывается Христова ёлка нет никаких «вдруг» - это не случайно. Неровному ритму земной жизни противостоит вечная гармония мира небесного.
Учитель: Вспомните, во что был одет мальчик?
УЧЕНИК: В халатик.
УЧИТЕЛЬ: Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку "копеечку". А "копеечка выкатилась и зазвенела".
Учитель: Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
УЧЕНИК: Мне кажется, Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы.
УЧЕНИК: А я думаю, что эта копеечка ему была не нужна.
УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел.
Слайд 16 запись И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
Учитель: Охарактеризуйте мир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту, учимся исследовать, находить детали.
Учитель: Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как
Относятся люди?
Слайд 18 Ученики: (зачитывают цитаты из текста)
Мальчика встречает равнодушие горожан. «Все бегут, едут». Ребёнок одинок в праздничные толпе, спешащей к себе домой.
- Полицмейстер отвернулись (безразличие);
- Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);
- Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).
Учитель: Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться?
Слайд 19
Ученики: Нет, он еще больше замерзает. ХОЛОДНО!
- Не мог согнуть красные пальчики
- На ручки дует
- ОДИНОКО, ЖУТКО.
Учитель: Холод в природе – норма, холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.
Мальчик остался в этом мире?
Ученики: Нет, убегает. Маленький ребенок уже не в силах бороться.
Учитель: Что происходит потом?
Ученики: Засыпает на улице.
Учитель: Что он видит? Какой эпизод является самым ярким в рассказе?
Слайд 20 Христова ёлка – это кульминация рассказа.
Учитель: Зачем Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает праздник для умерших детей?
(Если на Земной ёлке мальчик встречается с бездушием эгоизмом, то на ёлке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле.- семью, дом, где его любят. «О, какой свет! Какая ёлка!! Нигде еще, он не видел таких деревьев!. Все сияет кругом все куколки – но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все кружатся около него, все целует го..
На ёлке собраны дети, которые покинули наш мир, не успев вырасти. Автор говорит о том, что они замёрзли или задохнулись, погибли от голода. Тут же находятся и их матери.
Рождество считается самым светлым и добрым праздником, но этот праздник не приносит радости ребёнку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием.
Никто не оказал помощи не проявил сострадания даже в дни Рождества , в дни милосердия, доброты и всепрощения. В этом мире страдают даже дети- а виной всему равнодушие общества.
Учитель: Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
УЧЕНИК: Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.
УЧИТЕЛЬ:. Писатель наглядно показывает – мы в своей повседневной жизни оказываемся так же жестоки и неотзывчивы. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы он никогда не забывал, что рядом с его сытой и благополучной жизнью есть другая- голод, страдания, унижения.
Учитель: Можно ли финал рассказа назвать счастливым?
Слайд 22Всё зависит от веры человека: если веришь в Христа – счастливый, а если нет – другое дело.. Веришь или нет — вот что главное.
Учитель Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?
УЧЕНИК: По-моему, милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу ("тихому голосу").
Итог урока:
(Запись) Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.
Слайд Актуален ли рассказ в наше время?
Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
С праздником Рождества!!
УЧИТЕЛЬ: Бог никогда не исчезает, но если человек что-то неправильно делает, грешит, он сам как бы отдаляется от Бога, перестает чувствовать Его присутствие. Может мы перестали видеть Его, потому, что сделали что-нибудь дурное? Заглянем в себя, постараемся найти конкретный поступок, за который нам было стыдно. Не будем говорить о этом вслух, но каждый пусть даст обещание больше не делать этого. Когда мы совершаем какой-нибудь поступок добрый или отказываемся принять участие в плохом поступке, мы приближаемся к Господу.
-А какие поступки мы отнесем к хорошим?
- Какие добрые поступки вы уже совершили? Примеры детей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Данный урок построен на том, чтобы побудить одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...
Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка
На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и В. Левановым, становятся ...
УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....
урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
урок литературы по рассказу Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"....
Урок по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
Урок по развитию навыков анализа художественного произведения и читательского вкуса....
«Твори добро» (по святочным рассказам Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и Б. Екимова «За тёплым хлебом»).
Цель урока: Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа...