Урок по литературе "Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой""
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок для учеников 6 класса по учебнику В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafev_kon_s_rozovoy_grivoy.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Предмет: литература
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г.
Тема урока: «В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга»
Цели урока: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.
Литература:
- Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: лексическая работа, работа со словарями
Ресурсы сети Интернет:
- Литературные имена (http://www.library.ru)
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
- 2 -
Ход урока.
Жить надо по совести.
В.П.Астафьев
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Ребята, мы работаем в группах. Нам очень пригодится сегодня взаимоуважение, умение слышать друг друга. Поэтому давайте улыбнёмся друг другу. | Само- определение |
Мотивация к учебной деятельности | личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли | Послушайте притчу. Подумайте, чему она учит. Притча о Карандаше Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. «Есть 5 вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в своей руке. Второе: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать». Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку и отправлен в мир. - А нужны ли нам правила жизни? - Каким должен быть человек? - Как мы называем эти правила? (нравственными) | Эмоциональный настрой на проблематику урока. Выявление основного содержания урока Сопоставление смысла притчи с жизнью человека: Мастер даёт установку-правила, как жить, каким быть. Добрым, честным ответственным |
Актуализация знаний Постановка цели (целеполагание) Организация деятельности по восприятию рассказа Физминутка Открытие обучающимися нового знания Самоконтроль Актуализация знаний Рефлексия деятельности (итог урока) Домашнее задание | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. личностные: моральный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: соотношение понятий; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Смена деятельности, составление новых рабочих групп коммуникативные: умение сотрудничать в группе; личностные: принятие всех членов коллектива, умение быстро поменять роли познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах. логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство) познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. |
Обсудите в группах и составьте ответ в форме кластера, что обозначают слова «честность» «доброта» «долг». Пользуйтесь толковыми словарями.
- Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Какие основные задачи урока стоят перед нами? Фронтальная работа с классом по вопросам: - По каким нравственным законам живёт семья героя рассказа? (чтение фрагментов домашних сочинений) - Можем ли мы эти принципы назвать ВЕЧНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ? Почему? - Какие нравственные законы нарушает семья дяди Левонтия? - В чем, по –вашему, причины поведения «левонтьевских» ребятишек? - Что автор осуждает в поступках Саньки Левонтьева? - Как герой рассказа представляет себе понятия честность и долг? - Когда в душе героя произошел разлад с «вечными ценностями»? - Что такое земляника? - Какие цвета есть в кустике земляники? Для каждой группы приготовлены наборы: прямоугольники трёх цветов. Вы берете понравившийся цвет. Переходите за новые рабочие места. Теперь вы в новом составе, поэтому пожмите руки, улыбнитесь друг другу. И продолжаем работу Работа в группах. Анализ эпизода «Сбор земляники» со слов «Тут все перестали пищать, рассыпались по увалу…» до слов «Всё равно уж теперь». Задания для групп (для того, чтобы выполнить их быстрее, лучше распределиться и работать над отдельными заданиями, затем ответить): Группа 1. Проанализируйте повествовательную часть эпизода. Какие события в ней изображаются? Как они взаимосвязаны с поступками и взглядами героев? Какие поступки героев передают их нравственную сущность? Группа 2. Найдите в эпизоде описания (описание первой земляники, портрет Саньки, описание состояния героя-повествователя). Прокомментируйте эпитеты, которыми наделена земляника. Чьими глазами видится описанное: автора или героя? Обоснуйте своё мнение. Какое чувство вызывает портрет Саньки? Чьими глазами видится его портрет? Докажите свою позицию. Как внешность Саньки связана с его характером? Какими словами описано состояние героя в момент поедания ягод левонтьевскими ? Какие детали его душевного состояния выделены автором? Какие глаголы, эпитеты, метафоры для этого использованы? Группа 3. Проанализируйте диалог героя и Саньки. Каков его конфликт? Как героев характеризует их речь? Как меняются интонации героя? Как они передают динамику его внутреннего состояния? Проанализируйте слова автора, присутствующие в диалоге. Как они характеризуют героев? Задайте вопросы выступающим. Оцените выступление. - Права ли была бабушка, отдав коня провинившемуся внуку? - Какой урок преподнесла бабушку мальчику? Помните притчу о карандашах? Мастер говорил об уроках жизни. А какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло? Какие из этих урок вы бы хотели взять себе? На цветных листочках – кирпичиках, которые вы себе выбрали, напишите по одному уроку. А теперь давайте выстроим из этих кирпичиков дом, где фундаментом и стенами будут Законы нравственности. Прочитайте мысли товарищей, запомните, запишите. Прочтите вслух те из них, какие считаете самыми важными? Дома подумайте над тем, что нужно, чтобы эти законы нравственности работали в вашей жизни? | Работа в группе, выступление –ответ на вопрос Работа в группах по заданию. Обсуждение результатов. Представление ответов по плану Вопросы на уточнение. Рецензия ответов товарищей. Урок наказания добротой Формулировка в сжатом виде итогов урока Выстраивание из кирпичиков дома Рассматривают, читают записи других ребят, выбирают понравившиеся. Озвучивают их. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....
Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Предлагаемый урок был проведен в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
кроссворд к рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Используется для проверки знания текста или для итоогового обобщения / Учебник :Курдюмова. Литература 6 кл....
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...