Урок литературы в 8 классе "Гринёв и Швабрин. Сопоставительная характеристика героев"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Сравнительная характеристика героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit-ry_v_8_kl._sranitelnaya_harakteristika_grinyova_i_shvabrina.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Тема: «Гринев и Швабрин. Сопоставительная характеристика героев»
Тип урока: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом).
Вид урока: анализ эпического произведения.
Форма урока: урок – беседа.
Цель урока:
рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческого достоинства.
Задачи:
Формирование и развитие информационной компетенции:
развитие навыков работы с текстом, умения анализировать текст, проводить аналогию с другими произведениями; обучение вдумчивому чтению, пониманию замысла писателя;
поиск, анализ и отбор информации.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции:
развивать способность слышать товарища, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу; совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
научиться держаться и говорить на публике: «Скажи искренне, скажи грамотно, скажи ярко, скажи при всех, публично».
Расширение представления об этических понятиях.
Обсуждение этических проблем через обращение к жизненному опыту учащихся.
Формирование нравственных качеств (доброты, благородства, ответственности за свои поступки).
Ход урока
Орг.момент.
- Здравствуйте, садитесь.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать.
-Итак, послушайте внимательно следующие замечательные поэтические строки о жизненном пути и подумайте в чём смысл.
В жизни каждый из нас выбирает свой путь.
Кто-то чести, а кто-то бесчестия,
И вот так, спотыкаясь на каждом шагу,…
Мы по жизни идём: кто-то в свет, кто-то в тьму.
Мы порой забываем про чувства других,
Губим то, что дороже сокровищ любых,
Усложняем и так не простую любовь,
Мы «умеем» любить, не умея прощать…
Мы умеем судить, не умея страдать.
-Как вы понимаете смысл этих строк?
+Дорога света – это благородная, долга, чести , а дорога тьмы - это зло, насилие, бесчестие, подлость, беспринципность.
- Когда ,по вашему, зарождаются такие качества, как долг и честь?
+Они зарождаются в детстве….
-Если человек воспитан в нравственной семье, способен ли он на низость, подлость, мерзость?
+Нет
-Кого из героев повести « Капитанская дочка» можно назвать человеком чести?
+Гринёва
Кто в повести являет пример бесчестия?
+Швабрин
-Ребята, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
+О Гринёве и Швабрине.
-Сформулируйте тему нашего урока.
«ГРИНЁВ И ШВАБРИН»
-А какие проблемы нравственности мы затронем с вами?
+(Проблема долга, чести и человеческого достоинства).
- Пока я записываю тему на доске, определите цель нашего урока?
Исходя из темы, что должны рассмотреть, решить?
+Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческого достоинства.
- Проблема заставляет нас рассуждать о двух героях, сравнивать их.
Что значит сравнивать?
+Сравнить – значит рассмотреть их с какой-то общей точки зрения, чтобы выявить черты сходства и различия. Общая точка зрения называется ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.
-Определим черты сходства Швабрина и Гринёва
+
оба офицеры
оба молоды
оба любят Марью Ивановну
+Оба - мужчины, молодые, оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, оба не женаты и обоим нравится Маша Миронова. Оба из-за нее готовы на поступки.
- Чтобы лучше понять характеры героев, заполним сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина. Рассмотрим черты различия»
- Итак, коллективное обсуждение.
- Опираясь на прочитанный текст, скажите, где Гринёв и Швабрин получали воспитание и образование.
1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: (5 мин)
Гринёв | Швабрин |
Гринёв воспитывался в провинциальной дворянской семье, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. | Швабрин получил столичное воспитание и образование. Умный, образованный. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль. |
Лена Шамкова добавь и обобщи, пожалуйста, сказанное.
Среда, в которой рос молодой Гринёв, не могла развить его интеллектуальных способностей: до 16 лет он жил «недорослем», гонял голубей, играл в чехарду. По части образованности он значительно уступает Швабрину. Но с детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.
Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник; по своим интеллектуальным данным на голову выше всех окружающих его в Белогорской крепости. Но вместе с тем он и самый недостойный из всех героев повести. Душевно опустошённый, совершенно беспринципный, и эту позорную черту пробует скрыть под маской образованности.
- Запишите краткий ответ, где воспитывались и какое получили образование герои.
- А теперь коллективно обсудим отношение Гринёва и Швабрина к окружающим людям любого происхождения, положения и звания.
- Как они относились к семье Мироновых, к Пугачёву, к другим людям?
2. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ:(7мин)
Гринёв | Швабрин |
Для Гринёва характерна доброта(К семье капитана Миронова относится с симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит), правдивость (честно признается, что не считает Пугачева царем) великодушие, благородство(долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю), душевная щедрость, глубокая справедливость. или +Гринев добрый человек и добр к людям любого происхождения, положения и звания. , благодарный, совестливый и прямодушный. храбр. не злословен. . +Перед Пугачёвым держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. | Для Швабрина – озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие (Оговаривает Гринева: обвиняет его в предательстве.) Способный к клевете, мстительности. Не имея другой возможности отомстить Гриневу, Швабрин опускается до такой низости, что при допросе клевещет на Гринева. или Швабрин - злой. двуличный, подлый и беспринципный. +Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. +Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение. |
- Уткина Яна сделает вывод.
На суде Гринёв предпочитает быть осуждённым, чем назвать имя своей любимой и этим запутать Машу в следственное дело. Природное благородство прекрасно дополняет этот цельный, прямой, честный характер. Гринёв старается скрыть своё торжество над постоянно побеждаемым им Швабриным.
Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск ума и образования, а его нравственные качества. Прежде всего – преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства, смелость, благородство.
- Ребята, запишите во вторую таблицу качества героев.
- Прежде, чем мы перейдём к следующему обсуждению, послушаем сначала диалог Маши и Гринёва, а затем посмотрим сцену дуэли.
- Глава «Поединок», с. 135-136.
-В роли Маши – Голубева Ксюша, в роли Гринёва – Сексаров Лёня,
слова автора читает – Киселёва Вика.(2 мин)
- Молодцы! Спасибо!
-Причины дуэли
Алексей Швабрин был инициатором дуэли. Но его истинные мотивы заключались не в том, что Петр задел его честь, а в том, что он хотел избавиться от Петра, как можно скорее сделать так, чтобы Гринев покинул крепость. Он видел зарождающиеся чувства между Машей и Петром. Но основная причина для дуэли – вовсе не любовь или ревность, не задетая честь, а тщеславие, расчетливость, мстительность Швабрина. Он хотел наказать девушку, которая ответила ему отказом на предложение руки и сердца. Поэтому повод для дуэли оказался совершенно надуманным – Гринев сочинил небольшую любовную песенку, а Швабрин зацепился за имя в нем. Он наговорил Гриневу о Маше гадостей, но Петр понял, что это клевета, и назвал Швабрина мерзавцев. Таким образом, Швабрин сам стал инициатором ситуации, в которой дуэль оказалась неизбежна.
- Швабрин был настроен решительно. Он улучил момент, когда Гринев был один дома, за ним никто не следил. Швабрин был уверен, что Гринев не опытен в вопросах битвы на шпагах, но уроки французского учителя не прошли зря. Петр орудовал шпагой смело и уверенно. К тому же Гринев превосходил Швабрина по молодости и здоровью, и когда Швабрин уже устал, Петр был еще полон сил и энергии. У Петра были все шансы победить, но внезапно его окликнул Савельич. Петр обернулся, а Швабрин воспользовался возможность и подло нанес удар «в спину», когда противник был беззащитен и отвлечен.
- А сейчас вашему вниманию сцена ДУЭЛИ.(2 мин)
Молодцы! Спасибо!
- Как же относится к любви Гринёв и Швабрин? Можно вспомнить и другие моменты из повести, подтверждающие отношение к женщине.
3. ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ: (7 мин)
Гринёв | Швабрин |
У Гринёва – глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви. Глубокое уважение к женщине. +На дуэле сражается честно, отважно, защищая честь девушки, а Швабрин наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. +Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. +Гринёв после подавления бунта на следствии не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. | У Швабрина – низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине. +Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву. +Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой и с Гриневым. Швабрин не смог покорить сердце Марьи Ивановны и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж. |
- Послушаем обобщение Христовой Саши.
Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.
Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу – это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.
- Запишите ответ в третью таблицу. Перечислите характерные качества героев.
- Расскажите, опираясь на текст повести, как Гринёв и Швабрин относятся к воинскому долгу.
4. ПОНИМАНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА: (5 мин)
Гринёв | Швабрин |
Гринёв верен воинскому долгу и готов пожертвовать жизнью во имя долга. Гринёв во время захвата крепости пугачёвцами отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку. Отказывается перейти на сторону Пугачёва, самозванца. | Швабрин изменяет воинской присяге (не по идейным мотивам, а из низменных побуждений). Не достоин звания офицера. Подлый, трусливый. Оскорбляет, совершает подлость, предаёт. ИЛИ Швабрин поступает как изменник, эгоист и присягает Пугачеву. Когда все защищают крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он с готовностью переходит на его сторону. У Швабрина нет принципов, нет чести, совести и ими руководят личные цели. |
Обобщит сказанное Плисова Вика.
Оставаясь с Пугачёвым, Швабрин руководствуется целиком шкурническими интересами. Спасти свою жизнь, добиться своей цели – для достижения всего этого все средства хороши для Швабрина: клевета, донос, измена, убийство. Так естественно дополняют этот отвратительный образ такие черты его, как трусость и малодушие, проявленные перед лицом суда, жестокость, кровожадность, изображённые в «Пропущенной главе», когда он готов сжечь живьем семью Гринёвых и Машу, запертых в амбаре. Швабрин – типичное порождение эпохи дворцовых переворотов.
Делая нравственный критерий основным в оценке дворянства, Пушкин на протяжении всей повести Швабрину противопоставляет Гринёва.
Гринёву не нужна жизнь, купленная ценой унижения своего дворянского звания. Глубоко сознательный героизм отличает Гринёва в сцене беседы с Пугачёвым. Он при всей безысходности своего положения держится с большим достоинством. Гринёв с честью следует жизненному принципу своего отца, выраженному в эпиграфе ко всему роману.
- Заполните 4 табличку.
- Итак, в повести мы видим, что Швабрин – полная противоположность Петру Андреевичу Гринёву. С одной стороны, честный, благородный Петр Гринев, а с другой - низкий, подлый трус, негодяй Швабрин. К Гринёву мы относимся с симпатией, а к Швабрина мы презираем.
- Так для чего А.С. Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина и заставил нас, читателей, сравнивать их?
+Чтобы мы задумались о себе, о своей нравственности, о своих поступках.
- Открыть на доске Кодекс чести П. Гринева
-На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство.
-В нашем современном мире, к сожалению, эти понятия утратили ценность.
- Но если подумать… Мальчики наверняка хотели бы иметь такого надежного, честного друга, как Петр Гринев.
- А девочки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужа и отца своим детям.
- Ребята, в устной форме, продолжите предложения, записанные на доске:
Сегодняшний урок – это…..(урок жизни, это интересный, полезный)
Сегодня на уроке я …..активно принимал участие, я отвечал с места, выполнил все задания или пользы от урока я получил мало, т.к не прочитал повесть или не дочитал её.
- Запишите Д/З
Написать письмо Швабрину о том, как вы понимаете слова долг и честь.
- Урок закончен. Спасибо! Сдайте листочки на проверку.
Запись на доске.
Кодекс чести П. Гринева:
Бесхитростность, честность и искренность
Простодушие
Гуманное отношение к крепостному Савельичу
Великодушие
Бескорыстие в дружбе и любви
Благородство и доброта
Готовность защитить честь любимого человека вплоть до самопожертвования
Мужество
Верность воинской присяге и долгу
Верность данному слову
Чувство собственного достоинства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")
Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""
Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...
Урок литературы в 10 классе Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
Цели урока:1. Познакомить с теорией Раскольникова.2. Выяснить, почему совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания...
Урок литературы в 8 классе "Былины и их герои в произведениях 19 века" (на примере А.К.Толстого "Илья Муромец").
Урок литературы в 8 классе разработан в технологии компетентностного подхода с элементами исследовательской деятельности. Сопровождается презентацией, в которой отражены все основные этапы урока....
Технологическая карта урока литературы "И.С. Тургенев. "Муму". Сюжет и герои произведения
Технологическая карта урока по формированию умений и навыков отбора главной и второстепенной информации...
Урок литературы в 10 классе "Добро в понимании героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цель: выявление авторской позиции, раскрытие философской проблематики произведения; развитие умения формулировать вопросы к произведению и находить ответы на них, формулировать выводы по выявленной пр...