Урок литературы в 10 классе "Добро в понимании героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Цель: выявление авторской позиции, раскрытие философской проблематики произведения; развитие умения формулировать вопросы к произведению и находить ответы на них, формулировать выводы по выявленной проблеме.

Технология РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Добро в понимании героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Цель: выявление авторской позиции, раскрытие философской проблематики произведения; развитие умения формулировать вопросы к произведению и находить ответы на них, формулировать выводы по выявленной проблеме.

Технология РКМЧП.

Этап урока

Цели на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические приёмы

Система ожидаемых умений

1.Вызов

-пробуждение интереса к теме;

-мотивация на дальнейшее изучение материала;

- организация индивидуальной и групповой работы; создание атмосферы интереса к предмету изучения, демократических форм работы, доброжелательности ;

- организация индивидуальной и групповой работы;

- знакомство с разными точками зрения учащихся;

- индивидуальная работа: написание ассоциативного ряда к понятию «добро», обсуждение в группе, дополнение, выявление общих ассоциаций

- умение образно мыслить;

- умение высказывать свою точку зрения; быть толерантным к чужому мнению;

-умение логически рассуждать;

2. Осмысление

Первый этап

- обобщение известной информации на уровне понятий (например, правда, человек, вера, герои, автор, ремарки, ночлежники, афоризмы, конфликт, утешение, философия, мировоззрение, трагедия и т.д.)

-формулирование вопросов в соответствии с темой урока с  опорой на известные учащимся по предыдущими урокам понятия и «вопросительные слова»;

 - отбор и систематизация полученных вопросов с точки зрения проблемы урока;

- получение новой информации в ходе обсуждения  наиболее значимых вопросов;

-организация индивидуальной и групповой работы учащихся по обобщению известных понятий; знакомство с «вопросительными словами»;

- организация индивидуальной работы по формулированию проблемных вопросов, систематизации этих вопросов и их обобщение в каждой группе; обобщение и систематизация на уровне всего класса и выявление наиболее значимых с точки зрения раскрытия проблемы.

- выявление основных понятий, связанных с изучением пьесы М.Горького на предыдущих уроках, запись в тетради этих понятий, коллективное обсуждение и дополнение; соотнесение этих понятий с «вопросительными словами» целью формулирования вопросов по проблеме урока;

1) выразительное чтение художественного текста по ролям и уточнение понятий и проблем данного отрывка и сопоставление их с понятиями, выявленными в начале урока;

2) формулирование вопросов и их запись в тетради, обсуждение вопросов в группе, исключение повторяющихся вопросов, выявление интересных вопросов и их отбор;

 3) формулирование мотивации отбора данных вопросов; запись в тетради результатов групповой работы и оформление данных вопросов в электронном варианте на слайде для дальнейшего обсуждения в классе;

4) сравнение результатов работы каждой группы (вопросы в электронном виде вынесены через проектор на доске), выявление наиболее значимых вопросов и мотивация выбора на уровне всего класса

- заполнение таблицы по графам «Вопросительные слова» и «Основные понятия темы»

-систематизация вопросов в виде таблицы  или схем

- умение обобщать известный материал - умение сопоставлять и классифицировать;

- умение выразительно читать художественный текст по ролям и соотносить его с выявленными понятиями;

-  умение формулировать вопросы проблемного характера по изучаемой проблеме;

- умение слушать одноклассников, оппонировать им,

- делать выводы, обобщать, систематизировать полученную информацию; умение ранжировать материал по значимости информации;

- умение грамматически правильно строить вопросительные предложения;

- умение работать с компьютером;

3.Осмысление. Второй этап.

- поиск ответов на поставленные вопросы:

1. Почему спор о человеке занимает особое место в пьесе?

2.Почему ночлежники, оказавшиеся «на дне», неравнодушны к спору ?

3. Как разделилось мнение о человеке среди ночлежников?

4. Кто и как относится к человеку? Как их отношение к человеку характеризует их самих?

5. Как проявляется авторская позиция?

6. Какая взаимосвязь между спором о человеке и счастье и героями пьесы?

- организация групповой работы учащихся , консультация

- монологическое выступление учащихся по выдвинутым им гипотезам и их аргументация;

- запись тезисов- ответов на обсуждаемые вопросы;

- дискуссия;

- работа с  текстом произведения, поиск аргументов;

- умение слушать одноклассников, оппонировать им,

- умение строить монологическое высказывание, участвовать в дискуссии;

- работать с художественным текстом.

4. Рефлексия

- выявление значимости данной темы в реальной жизни учащихся, ее практической необходимости;

- самостоятельное формулирование выводов по изучаемой проблеме;

- углубление личностного восприятия темы.

Подведение итогов урока

- Организация работы в парах : задать один и тот же вопрос по основной проблеме урока (например, «Почему автор пьесы говорит о проблеме счастья?») и получить на него разные ответы;

- организация индивидуальной и групповой работы по созданию вывода в виде синквейна; организация обсуждения выводов;

- организация сравнительного анализа собственного ассоциативного ряды к понятию «счастье» с представлениями о счастье, сделанными в синквейне

- создание условий для творческой работы Домашнее задание: дать письменный развернутый ответ на один из поставленных вами вопросов, но не рассмотренных на уроке (по выбору). Мотивировать свой выбор вопроса;

 - выявление результативности деятельности учащихся

- поиск разных ответов на один и тот же вопрос, коллективное обсуждение  наиболее часто повторяющихся ответов; Запись вопроса и всех вариантов ответа;

- формулирование вывода, написание синквейна;

- сравнение представлений о счастье в начале урока с выводами урока.

Заполнение оценочной таблицы, анализ групповой и индивидуальной работы.

- «6W»

- синквейн

- сравнение

- оценочная таблица

- умение видеть практическую значимость конкретной темы в жизни учащегося, более глубокое осознание произведения и творчества писателя в целом.

- умение логического и ассоциативного мышления, грамотного оформления вывода;

- умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

- умение адекватно оценивать свой вклад в групповую работу и оценивать работу группы.


 

Самоанализ урока

«Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука) и правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе.»

(11 класс.  2009-2010 учебный год. Абдуллина Т.Х.)

Тема данного урока является заключительной в ходе изучения одиннадцатиклассниками творчества М.Горького, поэтому очень важно добиться от учащихся полной включенности в урок, активности и осознания ими актуальности данной темы для их жизневосприятия. Наиболее приемлемым в данной ситуации видится применение технологии РКМЧП как наиболее способствующей формированию активной жизненной позиции и позволяющей решать учебные задачи.

Цель урока – самостоятельное раскрытие учащимися отношение к человеку героев пьесы М.Горького «На  дне», выявление авторской позиции.

Задачи урока – формирование умения учащихся анализировать художественное произведение через понимание его проблематики, особенностей художественного  текста, авторской  позиции; формирование умения  ставить вопросы проблемного характера, анализировать и систематизировать вопросы, находить ответы на эти вопросы и самостоятельно делать выводы.

Независимо от того, какой по своим учебным возможностям класс, применение технологии критического мышления позволяет максимально активизировать данную работу, включить каждого ученика в активную поисковую деятельность, заставляет его так или иначе принимать решения, приводит в «движение» его знания, полученные на предыдущих уроках, включает в активную деятельность его эмоциональную и мыслительную области.

Организация индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы, направленные не только на решение учебной цели и учебных задач  конкретного урока, но и на формирование общеучебных и личностных компетентностей, дает возможность на каждом этапе урока проявиться каждому ученику, создает атмосферу, при которой у ребенка исчезает страх незнания, повышается собственная самооценка, появляется чувство уверенности в своих силах. Но самое главное при такой организации работы мотивация к обучению значительно повышается, приходит понимание необходимости тех или иных знаний, возникает чувство сопричастности к общему успеху.

Как  это реализуется на конкретном уроке?

На самом начальном этапе урока, в момент организации класса учитель сообщает, что на уроке учащиеся будут работать по стратегии «Вопросительные слова», которая активно применяется в технологии РКМЧП, и предлагает подумать над эпиграфами к уроку: «Жить – значит иметь проблемы, А решать их – значит расти интеллектуально». (Дж. Илфорд) «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». (Кинг). Анализ эпиграфов настраивает учащихся на высокую интеллектуальную волну.

Этап вызова предполагает создание атмосферы, способствующей высокой активности, открытости каждого, настраивает на восприятие темы урока. Предложение написать ассоциативный ряд к понятию «счастье» заинтересовывает учащихся, погружает в атмосферу личностного восприятия темы, пробуждает образное мышление. Обсуждение в группах этого ряда расширяет данный1 ассоциативный ряд, ученики получают возможность нового  осмысления понятия.

Переход к теме урока основан на выделении двух понятий в формулировке темы урока: «человек» и «счастье».

 Осмысление темы проходит в два этапа. На первом ребятам предлагается вспомнить и записать все понятия, которые связаны с изучением произведения М.Горького «На дне», понятия, которые касаются как проблематики произведения, так и особенностей жанра произведения, в частности, драма, например, правда, человек, вера, герои, автор, ремарки, ночлежники, афоризмы, конфликт, утешение, философия, мировоззрение, трагедия и т.д.) Эти понятия дополняются в ходе коллективного обсуждения. Затем, опираясь на «вопросительные слова» учащиеся формулируют вопросы, которые носят проблемный характер и позволяют раскрыть проблему урока, например:

1. Почему спор о человеке занимает особое место в пьесе?

2.Почему ночлежники, оказавшиеся «на дне» неравнодушны к спору?

3. Как разделилось мнение о человеке среди ночлежников?

4. Кто и как относится к человеку? Как их отношение к человеку характеризует их самих?

5. Как проявляется авторская позиция?

6. Какая взаимосвязь между спором о человеке и счастье и героями пьесы?

Чтобы вопросы носили философский характер, были глубокими по содержанию, ученики читают по ролям фрагмент пьесы (4 действие, эпизод спора о счастье). Индивидуально сформулированные вопросы выносятся на групповое обсуждение, выбираются наиболее  интересные с точки зрения проблематики самого произведения и темы урока. Один из учеников выбранные  вопросы заносит в компьютер на слайд под номером своей группы. Созданный слайд тут же проецируется на экран. Таким образом работа каждой группы становится общедоступной.

Очень важный момент – момент обсуждения итогов работы каждой группы, выбираются наиболее интересные вопросы, но е6ще более интересный момент – это аргументация выбора вопроса. В итоге остаются 5-6 вопросов, значимых для учащихся, и это обеспечивает полную заинтересованность учеников в итоге дальнейшей дискуссии.

Этот фрагмент интересен для ребят и тем, что им дается возможность поработать за компьютером, оценить результаты своего т труда одноклассниками, они тут же исправляют орфографические, пунктуационные и речевые неточности и ошибки. Такая оперативная работа с техникой дает наглядный материал для организации дальнейшей работы в классе.

Этот этап мобилизует аналитическую деятельность учащихся, заставляет их осмысливать произведение, учит вдумчиво относиться к высказываниям друг друга, участвовать в споре-обсуждении, выявлять свое отношение к проблеме.

Второй этап  осмысления, наиболее сложный, - это поиск на поставленные вопросы. Он требует знания текста, логического осмысления, выявления причинно-следственных связей, умение строить монологическое высказывание, обобщать, делать выводы, а также умение тезисами  оформлять ответы не только своей группы, но и других, так как впереди предстоит сделать один общий вывод на основании всех ответов. Дискуссионный характер данного этапа развивает умение вести спор, следить за высказываниями других, учит толерантности, заставляет обращаться к тексту произведения.

После обобщения наступает очень важный этап – рефлексия, задача которой понять, насколько важно для учащихся понимание данной темы, насколько она актуальна для них. Поэтому целесообразным видится введение такого приема, как «6W», когда на один и тот же вопрос дети должны дать разные ответы. Таким оказался вопрос «Почему автор пьесы говорит о проблеме счастья?». Полученные варианты свидетельствуют о том, что дети понимают жизненную необходимость понимания счастья не только ими, но и трактовки его писателем. В результате осмысление произведения носит не отвлеченный характер, а практический, он способствует выработке учащимися их жизненной позиции.

Ребятам предлагается оформить свои выводы в виде синквейна, выбрать наиболее интересный, обсудить его. Выполняя это творческое задание, каждый из учащихся переживает вновь тему урока, а сопоставление своего синквейна со своим ассоциативным рядом, полученным в начале урока, дает возможность почувствовать глубину восприятия и раскрытия темы, подчеркивает  ее значимость. Таким образом логический «круг» замкнулся.

В качестве домашнего задания предлагается выполнить творческую работу: дать письменный развернутый ответ на один из поставленных учащимися вопросов, но не рассмотренных на уроке (по выбору), мотивировать свой выбор вопроса.

На самом последнем этапе  ребята  самостоятельно оценили качество своей персональной и коллективной работы по оценочным листам.

Использование технологии РКМЧП на каждом этапе урока позволило учащимся всем проявить свои знания и умения, способствовали активизации их мыслительной деятельности и обеспечивало развитие общеучебных умений и навыков. Каждый этап урока строился на принципе индивидуальной и групповой1 работы, которая служила общей идее урока. Не возникало ощущение  безвыходности, незнания, потому что каждый ученик был «защищен» поддержкой своих товарищей.

Этап рефлексии позволил ученикам осознать важность темы и дал возможность оценить свою работу. А проблемное задание в качестве домашней работы расширяет возможность творческого самостоятельного осмысления данной темы.

Учащиеся поставили важные вопросы, которые способствуют раскрытию темы, получили на них с опорой на текст художественного произведения ответы, получили максимального проявления своих интеллектуальных и творческих способностей, осмысления практической значимости данной темы, возможность самооценки.

Урок достиг своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

Презентация. В мире героев романа Ф. И. Достоевского "Преступление и наказание""

Предлагаю богатый иллюстративный и информативный материал для изучения романа "Преступление и наказание".  В презентации много вопросов проблемного характера, помогающих  вникнуть в разные т...

Интегрированный урок литературы и психологии "Психологизм романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание""

Итоговый урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Целью урока является формирование умения работы с текстом и его анализ....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Начало изучения романа Ф.М.Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ"

Идейные искания Ф.М.Достоевского, отразившиеся в романе "Преступление и наказание"...

Урок литературы "Раскольников - преступник или жертва?" (по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок - исследование, сочетающий проблемное обучение с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...