Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Тип урока: интегрированный урок литературы с ОБЖ.
Цели урока:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности;
- развивать навык самостоятельной работы с текстом;
- выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения;
- учить умению работать с текстом и дополнительной литературой;
- раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
- Развивающие:
- совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений, чтения по ролям, инсценировки и т.д.;
- развивать умение составлять план текста;
- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
- работать над развитием творческих способностей учащихся;
- познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.
- Воспитательные:
- вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей;
- помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.
Формы работы:
- в группах;
- общеклассная;
- индивидуальная.
Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к викторине «Самый внимательный читатель».
Оборудование: тексты рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Литература. Учеб. хрестоматия для 5 кл. ср. шк. Ч.2 / сост. Т.Ф. Курдюмова.– М.: Просвещение, 1992.); компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, звуки голосов птиц; кроссворд;
предметы для инсценирования эпизода (рюкзак, ружьё, патронташ и др.); толковые словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап. Сообщение темы, эпиграфа, цели. Запись темы в тетради. (Слайд 1)
II. Этап изучения нового материала
Учитель литературы:
1. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве
Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Ребята, давайте совершим небольшую заочную экскурсию в Красноярск и в то место, где родился великий писатель. (слайды 2-7)
– Задайте вопросы о писателе, ответы на которые вам хотелось бы узнать?
2. Сообщение учеников о писателе (слайды 8-10).
Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде и недетских заботах. Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов. Из родных мест ушёл на фронт, сражался, был тяжело ранен. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий». В 1959-1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького.
Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..». Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна «Царь-рыба» (1972-1975), одного из самых значительных произведений писателя. В 1969-1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как «Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989), публицистические – «Всему свой час» (1985), «Зрячий посох» (1988). В 1980 была написана драма «Прости меня». Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске.
– Я, надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро».
3. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро» (стр.119, учебник) (слайды 11-12)
«Васюткино озеро» – попробуем представить, о чём говорит название произведения.
4. Викторина «Самый внимательный читатель» (слайд 13).
5. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном:
– Понравился ли вам рассказ?
– Что больше всего запомнилось?
6. Прослушивание плана по рассказу.
III. Работа с текстом рассказа
Учитель литературы:
– Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий?
– В чём он видит причину оскудения его?
– Чем занимается бригада Шадрина?
– Почему рыбаки бригады Шадрина приуныли?
– Каким видит Васютка своего отца?
– С какой цель уходил Васютка в лес?
1. Посмотрим, как это было (инсценировка «Сборы Васютки в тайгу»).
– О каких «таёжных законах» напоминает Васютке мать?
– Почему, по-вашему, могли появиться такие правила?
2. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня. (слайд 14) (по толковым словарям учащиеся ищут лексическое значение слов)
Учитель литературы:
– С чего начались Васюткины приключения в лесу? (Встреча с кедровкой) (слайд 15).
3. Анализ эпизода «Охота Васютки на глухаря» (стр.123-124):
– Назовите глаголы, которые использует автор в этом эпизоде.
– С какой целью автор использует многочисленные глаголы?
– Что вспоминает мальчик во время охоты на глухаря?
Учитель литературы: Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
4. Выразительное чтение отрывка «Тайга …Тайга..» (стр. 129) (слайд 16)
– Почему тайга напоминает Васютке море?
IV. Физкультминутка (проводит учащийся).
Учитель ОБЖ: (слайд 17) Давайте рассмотрим животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе. (Класс разделён по группам: «лесники», «охотники», «рыбаки»).
V. Всем группам даются задания:
- Задание «рыбакам»: Найти породы рыб, встречающихся в рассказе.
- Задание «охотникам»: Найти птиц, встречающихся в рассказе.
- Задание «лесникам»: Найти животных, которые упомянуты в произведении. (данное задание учащиеся должны были выполнить заранее при прочтении произведения)
Учитель ОБЖ:
– Перечислите породы рыб, встречающихся в рассказе (слайд 18). Давайте с ними познакомимся (слайд 19).
– Угадайте, о какой птице идёт речь? (Слайд 20)
– Перечислите всех птиц, встречающихся в рассказе. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 21)
– Давайте послушаем их голоса и звуки, которые они издают и постарайтесь назвать этих птиц. (Слайды 22-26)
– Назовите животных, упомянутых в произведении. (Слайд 27)
– Как вести себя при встрече с хищным животным? (Слайд 28)
Учитель ОБЖ: Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге.
– Почему Васютка решил идти на север?
– Как он определил направление на север не имея компаса? (Слайд 29)
– Почему Васютка стремился выйти к реке?
– По каким приметам Васютка выходил к реке? (Слайд 30)
– Как он подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили? (Слайд 31)
– Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в тайге?
– Какие оплошности допустил Васютка и к чему они привели? (Слайд 32)
Учитель литературы: «Тайга, наша кормилица, и хлипких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете? (Слайд 33)
Учитель литературы: Какие чувства испытывает мальчик при встрече с ботом? Почему?
– Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека. (Слайд 34)
– Почему озеро стали называть Васюткиным?
– Что помогло герою выйти к Енисею, к людям, найти семью?
VI. Вывод. (обратить внимание на эпиграф):
Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.
В.П. Астафьев
Васютка воспользовался услугами своей богатой памяти и с её помощью совершил своё открытие: нашёл озеро. Его название стало памятью о Васютке. Он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.
Учитель ОБЖ: (предлагает учащимся ответить на вопрос и сделать вывод) Благодаря чему Васютка смог выжить в тайге? (Слайд 35)
VII. Домашнее задание: (слайд 36)
- По литературе:
- составить словарь неизвестных, новых слов;
- нарисовать иллюстрацию к произведению.
- По ОБЖ:
- разгадать кроссворд (слайд 37) (карточки с кроссвордами раздаются всем учащимся)
- составить кроссворд («Птицы тайги», «Рыбы Енисея»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»
Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы "Человек и природа"...
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...
Разработка интегрированного урока (литература и история) для 7 класса по рассказу И. Бунина "Лапти"
Разработка посвящается интегрированному уроку в 7 классе. Обучающимся была дана возможность познакомиться с сюжетом рассказа И. Бунина "Лапти" в контексте исторической атмосферы. На уроке та...
Технологическая карта интегрированного урока литературы с технологией по теме "Мать рассказывает" (Рассказ из автобиографической повести эвенского писателя Н.С. Тарабукина)
Сценарий интегрированного урока по литературе и технологии для обучающихся 5 класса по рассказу "Мать рассказывает" из автобиографической повести "Мое детство"...