Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г
Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Цели урока: способствовать осознанию обучающимися идейного содержания рассказа, совершенствованию навыков анализа художественного текста,
Задачи:
1. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать мнение о прочитанном;
2. вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;
3. продолжить формирование нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию произведения, давать характеристику героя.
Метапредметные результаты
• Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
• Развитие коммуникативной компетенции.
• Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.
• Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.
• Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
• Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.
Технология: РКМЧП
Метод обучения: проблемно-диалогический.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г
Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Цели урока: способствовать осознанию обучающимися идейного содержания рассказа, совершенствованию навыков анализа художественного текста,
Задачи:
- развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать мнение о прочитанном;
- вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;
- продолжить формирование нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию произведения, давать характеристику героя.
Метапредметные результаты
• Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.
• Развитие коммуникативной компетенции.
• Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.
• Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.
• Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
• Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Познавательные УУД:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.
Технология: РКМЧП
Метод обучения: проблемно-диалогический.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Орг.момент | Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Мои чувства вызваны не только встречей с каждым из вас, но и той возможностью, которую мы получаем каждый раз, соприкасаясь с произведениями художественной литературы. | Обучающиеся готовятся к уроку. Внимательно слушают. | Личностные: мотивация учения Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии. |
I. Вызов | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Знаете, один ученик несколько лет назад сказал: «Да вообще это скучная книга! Никакого развлечения! Никаких приключений!» И это было сказано о произведении Альберта Лиханова «Последние холода». Помню, как ему тут же возразили многие дети, сказав, что он ничего не понимает. И мы начали анализировать повесть. В конце урока мальчик сказал: «Ну, надо же! Так ведь такая интересная повесть, оказывается!» Да! Мы не всегда правильно при беглом, торопливом чтении, как это часто бывает в школьном возрасте, понимаем авторский замысел. Что хотел нам сказать писатель? Чему научить? Какими мыслями поделиться! | Воспринимают информацию. анализируют мотивы внутренней потребности в обучении. | Регулятивные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося. |
1. Актуализация | Организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий, является подготовка мышления учащихся. |
Вспомните, какие биографические факты говорят о смелости Астафьева? Рассказ, который будет в центре нашего внимания, создан на основе автобиографии писателя. Что такое автобиография? Есть произведения автобиографические и автобиографичные. Рассказ «Васюткино озеро» автобиографический или автобиографичный? Как вы думаете почему? | Автор рассказа – Виктор Петрович Астафьев. Смелый, мужественный, добрый… Его таким делает жизнь. Ответы Ответы | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, стремление к совершенствованию своих способностей. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: способность к мобилизации умственных сил и энергии. |
2. Постановка цели, проблемного вопроса. | Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий. | Вы знаете, что основой рассказа стало детское сочинение Астафьева, которое он назвал «Жив». Как вы думаете, почему Астафьев поменял название на «Васюткино озеро»? Давайте определим, на какой вопрос мы попытаемся ответить в ходе нашего урока? Выскажите предположения? Продумайте в группах пути достижения результатов. Чтобы иметь возможность оценить наш труд, давайте заполним таблицу, которая покажет нам в конце урока, выполнили ли мы задачу. Во 2 колонке поставьте перед собой личную цель (что вы хотите узнать на уроке?!, что открыть для себя?) последнюю, третью колонку, вы заполните в конце занятия. | Предположения Формулируют вопросы (Почему поменял название? В чем его смысл?) Гипотезы Анализ рассказа, выявление авторской позиции, средства выразительности. заполнение 2-х колонок таблицы | Личностные: смыслообразование, сформированность внутренней позиции обучающегося. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: прогнозирование, оценка. |
II. Стадия осмысления. | Сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом. Акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Выявление неясности. Стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, акцентирование внимания на аспектах. Подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. | А чтобы вам удалось выполнить все задачи, мы работаем в мини-группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Напоминаю, что во время выступления группы остальные участники урока внимательно слушают, задают «толстые» и «тонкие» вопросы, и конечно, оценивают выступление. Сегодня мы усложняем задачу. Если группа активно задает вопросы, то она может получить дополнительные баллы к своему результату. Прежде, чем приступить к работе, давайте подумаем, по каким критериям вас будет оценивать другая группа. -Оцените выступление другой группы, приняв общее решение. (красный – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла) Давайте вспомним сюжетную линию рассказа. Чтобы было удобнее работать, я приготовила для вас вот такой материал, который показывает развитие сюжета. Но, по-моему, с ним произошли чудеса. И они перемешались «Будни рыбаков». «Глухарь». «Заблудился». «Живём!» «Унылое озеро» «Озеро проточное!» «Енисеюшко!» «Огромное пламя костра». «Дома!» Перед погружением в работу прошу проанализировать материал на листах с заданиями и поставить перед группой цель деятельности! | Формулировка критериев., актуализация правил работы в группах. Составляют правильную сюжетную линию рассказа. Определяют цель работы в группах. | Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация. Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез. Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль. |
Физминутка | Снятие физического и психологического напряжения | Перед серьезной работой давайте отдохнем! Сегодня нам помогут пословицы, поговорки и народные приметы. Если речь пойдет о зиме, приседаем. О весне и лете– поднимаем руки вверх Хороший снежок урожай сбережет. Без дождя и трава не растет. Мороз и метели под февраль налетели. Утренний дождь не долог. Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод. Будет дождичек — будут и грибки. Как роса упадет, так и след пропадет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой. | Активно работают. | |
4. Групповая работа: Реализация плана. Приём - «Групповая дискуссия» | Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации. | Ну а теперь мы приступаем к основной части нашей работы. | Работа в группах. 5 минут | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция. |
5. Выступление групп: первичное закрепление | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Наблюдение Во время выступления групп на доске оформляется кластер-лестница, которая показывает формирование характера героя. Над «ступенькой» - название эпизода – день в тайге, на ступеньке – главное качество характера, под ступенькой – правила поведения в тайге. | Ответы групп, взаимооценка деятельности. После выступления каждой группы другие участники задают «толстые и тонкие» вопросы, происходит оценивание по критериям. | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция. |
6. Включение в систему знаний. | Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | Ребята, посмотрите на наш кластер-лестницу. Мы с вами проследили путь Васютки к спасению. Но вы сами понимаете, что ступеньки не могут находиться в воздухе, они должны иметь опору. В нашем случае опорой является главное нравственное качество героя, которое помогло ему выжить. Какое это качество? Давайте вернемся к вопросу: Давайте вернемся к нашим ГИПОТЕЗАМ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ. Выполнили ли мы задачи урока? Мы с вами часто говорим о том, что литература дает нам нравственные уроки. Ребята, а данный рассказ помимо нравственных, дает еще важные уроки. Как вы думаете, какие? Как вы можете в связи с этим прокомментировать слова восточного писателя первой половины 20 века Лу Синь. «Пути не открываются перед теми, кто не борется». Астафьев рассказывает нам не только историю своего героя, но и демонстрирует изменения, который с ним произошли. И эти перемены свидетельствуют о самом главном: как вы думаете, какой процесс показывает нам писатель? Вы видите, что одна запись на доске осталась нераскрытой. Как вы думаете, какая? | Ответы Вера в себя «Васюткино озеро» - значит, в честь героя. Он проявил сильные качества характера. Названием Астафьев показал свое отношение к поступку героя. Уроки жизни Ответы Формирование характера Тема урока Становление характера главного героя рассказа «Васюткино озеро» | Личностные: формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
III. Рефлексия
| Целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому | Приём «6 шляп» (на уроке используются возможности 4 «шляп») Учитель: В качестве послесловия мне бы хотелось предложить вам рефлексивное задание, которое поможет вам выразить мысли. А для этого я предлагаю вам волшебные шляпы мышления. «Шляпы» предлагаю в зависимости от особенностей развития полушарий головного мозга обучающимся. (право-левополушарность) «Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Астафьева? «Красная шляпа» (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства? «Зелёная шляпа» (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Васютке. «Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение? | . Участвуют в рефлексивной деятельности | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляция. Личностные: формирование самооценки, осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех |
Домашнее задание | Предложить на выбор использовать полученные на уроке знания. | Дома я предлагаю вам на выбор 2 задания: 1 - на основе наших выводов составить памятку «Как выжить в экстремальных ситуациях». 2 – написать рассуждение по прочитанному на основе высказывания Лу Синь. «Пути не открываются перед теми, кто не борется». | Личностные умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 группа
На основе вопросов докажите, что рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» должен иметь первоначальное название «Жив»! Докажите, что именно такое название передает основное содержание рассказа.
- Что такое ЗАЛГАВИЕ произведения?
- Какова его роль?
- Какие события легли в основу сочинения?
- Докажите, что рассказ «Васюткино озеро» должен иметь первоначальное название «Жив».
2 группа
На основе вопросов расскажите о первом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.
- Почему Васютка заблудился?
- Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия?...)
- Опишите душевное состояние героя.
- Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
- Почему не растерялся?
- Какое главное качество характера проявил Васютка?
- Какие правила поведения в лесу соблюдал?
3 группа
На основе вопросов расскажите о втором дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.
- Как Васютка провел предыдущую ночь?
- Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия?...)
- Опишите душевное состояние героя.
- Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
- Какой план спасения придумал?
- Какое главное качество характера проявил Васютка?
- Какие правила поведения в лесу соблюдал?
4 группа
На основе вопросов расскажите о третьем дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.
Расскажите, какой Васютка увидел природу, проснувшись на 3 день в тайге. Найдите и прочитайте слова, описывающие природу.
- Почему он удивился, увидев белую рыбу в озере?
- Какие чувства испытывал? (какие слова помогают автору передать душевное состояние Васютки?)
- Почему герой боялся поверить в то, что озеро проточное? (прочитайте слова: стр.141, которые помогают понять душевное состояние героя)
- Почему этот день для Васютки был более тяжелым, чем предыдущие? (какое природное явление лишило героя сил?)
- Сделайте общий вывод: как чувствовал себя Васютка перед сном.
5 группа
На основе вопросов расскажите о четвертом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день.
- Каким мы видим Васютку в начале четвертого дня?
- Прочитайте описание героя (ПОРТРЕТ).
- Какой звук обрадовал героя?
- Как он добрался до Енисея?
- Какой увидел реку? (прочитайте описание)
- Почему эта ночь стала самой тяжелой для Васютки?
6 группа
На основе вопросов докажите, что В.П. Астафьев поступил правильно. Когда изменил первоначальное название рассказа с «Жив» на «Васюткино озеро». Докажите, что именно такое название не только передает основное содержание рассказа, но и выражает основную идею.
- Расскажите, какие географические объекты называли в честь кого-либо. (воспользуйтесь материалом из домашнего задания)
- Сформулируйте, что хотел донести до читателей Астафьев своим рассказом.
- Какой образец поведения показывает герой рассказа Васютка?
- Сделайте вывод, что изменится в понимании смысла рассказа, если бы он имел название «Жив»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"
Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...
Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).
Данную разработку можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....
Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»
Цели урока:· показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;· изучить жизненные источники рассказа “После...
Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...
Методическая разработка урока литературы "Пока сердца стучатся, помните!" (по рассказу Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова")
Данная разработка содействует воспитанию чувства патриотизма, гордости за наш народ....
Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"
Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах....
- Мне нравится (1)