Урок литературы в 10 классе Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цели урока:
1. Познакомить с теорией Раскольникова.
2. Выяснить, почему совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.
3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания главного героя.
Задачи урока:
- формировать умение анализировать эпизод текста, делать выводы и обобщения на основе текста;
- формировать умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские
темы, подтверждая суждения текстом.
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
- способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
Тип урока: урок с элементами дискуссии
Оборудование: текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», портрет писателя, иллюстрации к роману «Преступление и наказание»
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
Цели урока:
1. Познакомить с теорией Раскольникова.
2. Выяснить, почему совершено преступление, что толкнуло героя на этот путь.
3. Показать духовное осмысление Достоевским преступления и наказания главного героя.
Задачи урока:
- формировать умение анализировать эпизод текста, делать выводы и обобщения на основе текста;
- формировать умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские
темы, подтверждая суждения текстом.
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
- воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
- способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
Тип урока: урок с элементами дискуссии
Оборудование: текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», портрет писателя, иллюстрации к роману «Преступление и наказание»
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
«Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления»
В. Шкловский
Ход урока
I Организационный момент
II Основная часть урока
Причины преступления героя
- Вступительное слово учителя.
Как известно, действие в романе происходит в 1865г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. Нельзя остаться равнодушными к страданиям этих людей.
1) Словарная работа
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастием, горем.
Страдание – физическая или нравственная боль, мучение
- Есть ли в романе герои, кому вы сострадаете? Почему?
Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном, душном, давящем пространстве:
- распивочные,
- трактиры,
- трущобы
- полицейские конторы,
- Сенная и Канава,
- убогие, темные комнаты,
- квартиры ростовщиков
- черные лестницы, облитые помоями.
В этом городе живут люди, униженные и оскорбленные. Пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.
- Каким видел Петербург Раскольников?
Смрадные распивочные, озабоченный люд, оборванные пьяные рождали в Раскольникове чувство омерзения. Но он видел Острова, где не было духоты на зеленых балконах изукрашенных дач которого сидели разряженные женщины, среди цветов играли дети. Вид такого Петербурга вызывал раздражение. В целом - это был один мир, разделенный пропастью. Раскольников был развит и образован, он все чаще задумывался, почему ему суждено жить не на Островах, а задыхаться в тисках бедности. Свои мысли по этому поводу он даже изложил в своей студенческой статье.
– Раскольников, кто он?
Раскольников - обедневший дворянин, разночинец, не имеющий капиталов. Приехал в Петербург учиться, чтобы получить образование и добиться положения в обществе. Учиться ему приходилось на медные деньги, поступающие из нищенской вдовьей пенсии. Социальное положение Раскольникова - это показатель уровня жизни интеллигента.
Имя главного героя романа раскрывает главную идею "Преступления и наказания" - идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.
- Какие черты характера этого героя вы можете назвать?
Чуткость, отзывчивость, боль за человека, острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире.(он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню)
- Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?
2. Формулировка темы и цели урока
Исходя из того, о чем мы уже говорили, попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока и задачи.
Причины, побудившие Раскольникова к убийству.
1. Слово учителя. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления. Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.
- Внешние — идеи, витающие в воздухе:
1.Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира;
2.Идеи Бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III " История Юлия Цезаря " о предназначении великой личности);
3.Тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются, тесная комната, похожая на шкаф;
4.судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница);
2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:
1. Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
2. Характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, за идеи - убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.
Противоположные чувства - жалость к страдающим и презрение к слабым - толкают Раскольникова на преступление.
2. Работа с эпизодом. Вторая встреча Раскольникова с Соней раскрывает мотивы преступления.
Пересказ эпизода. Проанализируем данный эпизод.
Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т.к. герой и не воспользовался украденными вещами, деньгами; и сам герой говорит:
- «Знаешь, Соня,…что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, … то я бы теперь…счастлив был!»
Следовательно, бедность – не ведущая причина
«Не для того, чтобы матери помочь я убил – вздор! …, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! …не столько деньги мне нужны были…»
Итак, и мечты о счастье ближних не были главной причиной.
Что же тогда?
Суть теории Раскольникова.
- Какова суть теории Раскольникова?
Раскольников излагает ее Порфирию: "...люди по закону природы разделяются, вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово".
Предположительно, Раскольников печется о человеческом счастье:
"...если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право и даже был бы обязан...устранить этих десять или сто человек."
Он решил взять управление миром в свои руки и использовать закон по своему усмотрению: "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил", "...мне надо было узнать... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею..."
- В чем заключалась оригинальность идеи Раскольникова?
Уголовная по своей сути, она была продиктована жалостью к людям. Но, отказавшись от наполеоновских злых целей, Раскольников принял его злые средства. Исключительность идеи Раскольникова лучше других уловил Разумихин: "В этом, стало быть, главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это...это, по-моему, страшнее, чем бы специальное разрешение кровь проливать..."
- Почему эта теория была испытана Раскольниковым в жизни?
Герой понимает, что плоды социального неравенства заметны не им одним. В мире существует не только рабство, но и добровольное подчинение слабых сильным. Он не осуждает людей-жертв, наоборот, кто презирает "затертых в ветошку", тот еще больший подлец. Заглушить в себе жалость к людям - стать таким, как Лужин. Если человек не подлец, надо не терпеть, не закрывать на все глаза, а действовать.
"Я не такой человек, - говорит Раскольников, - чтобы дозволить мерзавцу губить беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться."
Если для того, чтобы вступиться, нужно переступить через традиции, через нормы, - необходимо переступить.
(ч.1 гл.6) Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.
- Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?
Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана «проба».
- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?
Героя мучают сомнения. Нет сосредоточенности. Сплошные противоречия.
Если рассмотреть развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния, то можно с уверенностью сказать, что она отвратительна, страшна, бесчеловечна.
- Опираясь на прочитанные эпизоды, заполните таблицу:
Развитие идеи
Развитие идеи | Состояние Раскольникова |
Первая встреча с Аленой Ивановной | Отвращение |
Случайно подслушанный в трактире разговор студента и офицера | Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия |
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук | «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения» |
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик | Отвращение к старухе и «предприятию». «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре | Ужас. «Да разве то будет?» |
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе | Отвращение к убийству. «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика... Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»; «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи |
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной | Час пробил |
Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Таким образом, нам удалось с вами выстроить всю цепочку, путь Родиона Раскольникова к преступлению. Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Родиону Раскольникову: «Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, ещё и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»
- В чем злободневность романа?
Достоевский учит нас, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.
Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную властьнад судьбами людей. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.
III Выставление оценок
IV Домашнее задание
1. Пересказ эпизодов о Лужине:
ч. 1 гл 3
ч. 2, гл 5
ч. 4 гл. 2-3
ч. 5 гл. 1,3
2. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым
ч. 1 гл. 3
ч. 4 гл. 1-2
3. Ответить на вопрос : в чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 11 классе "Духовные искания в литературе и обществе в начале Х Х века"
Духовные искания в литературе и обществе в начале Х Х века...
Статья. "Духовные искания литературных героев 19 века".
Как говорил ещё В. О. Ключевский: «Высшая задача таланта своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни». В этой работе рассмотрено духовное пробуждение нескольких литературных героев 19 век...
конспект урока литературы "Духовные искания лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова"
Урок является обобщением моего опыта работы в группах...
конспект урока литературы "Духовные искания лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова"
Урок является обобщением моего опыта работы в группах...
Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
План урока...
Урок литературы в 10 классе. Теория Раскольникова. Истоки бунта. «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Представленный урок литературы в 10 классе по теме "Теория Раскольникова. Истоки бунта «Тварь ли я дрожащая или право имею?» проводился для районного семинара учителей русского языка и литературы. В з...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова."
Цели урока:1.Раскрытие сути теории Раскольникова.2. Выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя....