Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Презентация может быть использована для проведения уроков литературы в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни. | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 7б
Предмет: литература
Тема урока:«Остап и Андрий: такие похожие и такие разные жизни».
Дидактическая цель урока: создать условия для формирования учебно-познавательного интереса к работе с текстом произведения; на основе сопоставления характеров главных героев прийти к формированию нравственной категории – патриотизму как к одной из проблем национального самосознания.
Образовательные цели урока:понять идейное содержание повести, приёмы создания художественных образов, авторскую позицию в произведении.
Развивающие цели урока:развивать умение анализировать литературное произведение, умение устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, умение обобщать и делать выводы.
Воспитательные цели урока: воспитывать патриотизм, чувство товарищества через восприятие литературного произведения; воспитывать речевую культуру, культуру общения.
Тип урока:урок открытия новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Предметные
знать: основные проблемы, затронутые автором в произведении, систему образов произведения.
уметь: выявлять сходство и различие героев на основе их сопоставления.
использовать:схему рассуждения: «тезис-доказательство-вывод».
Метапредметные (УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Личностные: - способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к героям и их поступкам;
- продолжить формирование ценностно-смысловой ориентации: способность ценить человеческие отношения.
Регулятивные: - организовать работу учащихся в парах;
-вырабатывать в сотрудничестве цели и задачи работы, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей для достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- развивать адекватное восприятие высказываний и оценок учителя, сверстников на основе принятых критериев.
Познавательные: - организовать работу по осмысленному чтению эпизодов повести;
-развивать умения: анализировать прочитанный текст, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения;
-расширять и активизировать словарный запас учащихся.
Коммуникативные: - побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Образовательные технологии: проблемного обучения, развития критического мышления, элементы технологии исследовательской деятельности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, приёмы технологии развития критического мышления, самоконтроль и самопроверка.
Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, парная, индивидуальная
Средства обучения: учебник литературы для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной, проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика (способы действий) | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1 | Организационный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Быть способным к построению короткого речевого высказывания в устной форме. | Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности. | Осуществлять сотрудничество с учителем. | Оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке). | |
2 | Актуализация знаний/субъективного опыта учащихся | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого создаёт эмоциональный настрой на восприятие материалов урока.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств. | Уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение». | Осуществлять сотрудничество с учителем и с одноклассниками. | Высказывать предположения на основе наблюдений. | |
3 | Целеполагание и мотивация | Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. | Определяют цели учебной деятельности совместно с учителем. Участвуют в формулировании темы урока. | Смогут самостоятельно ставить перед собой учебные задачи. | Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. | Испытывать внутреннюю потребность включения в учебную деятельность. | Осуществлять сотрудничество с учителем. | Составлять план действия для усвоения учебной информации. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Организует работу по сопоставительной характеристике героев. Создаёт портфель цитат, необходимый для работы учащихся. Обсудите в парах и дайте ответы на вопросы:
Мы видим, что уже при первой встрече с отцом по возвращению из бурсы братья ведут себя по-разному, по ходу повествования различия всё более усугубляются. Образ какого из братьев является наиболее сложным и противоречивым? Почему? | Отвечают на вопросы, делают выводы. Отвечают на вопрос, делают выводы. | Смогут составлять сравнительные характеристики героев литературного произведения. | Искать и выделять необходимую информацию. | Формировать самостоятельность в приобретении новых знаний. | Осуществлять сотрудничество с одноклассниками в поиске и работе с новой информацией. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. |
5 | Первичная проверка понимания и коррекция усвоения нового материала и способов действий | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на закрепление действия. Задание: распределить предложенные черты характера по принадлежности к конкретному герою. Физкультминутка. После открытия пазла смотрим на картинку степи, закрываем глаза и представляем себя там. Учитель в это время читает отрывок из произведения: «Солнце выглянуло на расчищенном небе и живительным светом своим облило степь. Всё, что смутно было на душе, вмиг слетело. Степь становилась прекраснее. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» Отвечаем на вопрос: «Зачем Гоголь вводит в текст описание степи?» | Распределяют черты характера, свойственные героям. Отвечают на вопрос, делают выводы. | Искать и выделять необходимую информацию. | Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности. | Высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Осуществлять контроль и коррекцию своего результата. | |
6 | Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний | Ставит учебную задачу, создаёт проблемную ситуацию. Проблемный вопрос: «Какую проблему национального самосознания раскрывает Н.В. Гоголь на образах братьев?» | Рассуждают, анализируют, делают выводы. | Осознают суть понятия «патриотизм» и смогут использовать его в ходе изучения литературного произведения, понимать проблемы, затронутые автором в произведении. | Повторять учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Иметь адекватную мотивацию учебной деятельности. | Уметь строить аргументированные монологические высказывания. | Уметь производить контроль усвоения учебной информации. |
7 | Контроль, самоконтроль/взаимоконтроль | Предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке. Самооценка «5» - на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал усвоил. «4» - материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока. «3» - работал не активно, материал усвоил частично. | Заполняют листы самооценки. | Определять степень успешности работы на уроке. | ||||
8 | Итоги урока. Рефлексия | Подводит итоги урока. Приём «Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. | Размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Уметь давать нравственно-этическую оценку содержанию урока. | Уметь делать выводы, формулировать собственное мнение. | Развивать саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний. | |
9 | Информация о домашнем задании | Предлагает записать домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению. Написать сочинение по одному из афоризмов:
| Воспринимают информацию, фиксируют информацию в дневник, слушают учителя, задают вопросы на уточнение. | Понимать задание, определять степень трудности задания для себя. | Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности. | Выделять существенную информацию из слов учителя. | Развивать регуляции учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев.
Урок знакомит с историей возникновения Запорожской Сечи, помогает проследить широкий образ среды, воссозданный Н.В.Гоголем в повести, а также её значение в выработке характеров героев. ...
Урок по литературе "Остап и Андрий - братья и враги"
Урок, направленный на понятия "Патриот", "Патриотизм", рассмотрение главных героев с точки зрения этих понятий, составление сравнительных характеристик, работа сязыком повести,...
Урок литературы по теме "Остап и Андрий – братья и враги".
Урок построен на сравнении героев повести - Остапс и Андрия....
Урок по литературе Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы...
Урок «Остап и Андрий – братья и враги»
Урок литературы в 7 классе...
Мы такие разные, но как же мы похожи!
Внеклассное мероприятие для подростков. Беседа об отличительных и общих особенностях личности. В доступной форме с помощью игр и упражнений иллюстрируются проявления этих особенностей...
Классный час «Мы такие разные, но так похожи»
Аннотация к классному часу «Мы такие разные, но так похожи»Разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов. Предлагаю проводить его в ноябре, т. к. 4 ноября – День ...