Урок по литературе "Остап и Андрий - братья и враги"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок, направленный на понятия "Патриот", "Патриотизм", рассмотрение главных героев с точки зрения этих понятий, составление сравнительных характеристик, работа сязыком повести,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostap_i_andriy_-_bratya_i_vragi.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Остап и Андрий – братья и враги».
Цель:
- На основе внимательного и вдумчивого прочтения художественного текста раскрыть образы сыновей Тараса: Остапа и Андрея. Показать, что общего и чем они отличаются. Проследить по повести становление характеров героев.
- Учить логично, правильно и аргументировано говорить; проследить использование отдельных языковых средств, художественных приемов для раскрытия темы, идеи текста, формировать общеучебные умения как анализ, синтез, выборочное чтение, рассуждение, сопоставление языковых материалов, умение находить художественно-выразительные средства, умение работать с терминами.
- Прививать любовь к Родине, к общечеловеческим, культурно-патриотическим ценностям.
Ключевые слова: патриотизм, патриот.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Патриотизм… Вот кто-то улыбнулся:
Ему такого слова не понять!
А альтруизм? От смеха он согнулся
И вспомнил вдруг, как звали чью-то мать…
Не патриот он, часто так бывает,
Когда не помнит кто-то отчий дом.
Уехав на чужбину, забывает
И думает о чём-нибудь другом.
Людей таких давно не осуждаю:
Уехали и пусть себе живут…
Я только тех людишек презираю,
Которые на Родину плюют.
Плюют на всё подряд, не разбирают,
Где Родина, где бывшие друзья.
Травой могилы предков зарастают,
А без корней, все знают - жить нельзя.
И все же люди есть в родной России
Для них патриотизм не просто звук:
Для них он тот единственный Мессия,
Который к ним придёт на первый стук.
Стихов патриотических немало
Я накопил… Читатель, прочитай!
В ушанке, набок сдвинутой удало,
Я вижу пред собой родимый край.
Патриотизм – когда Отчизну любишь,
Придётся если, то и жизнь отдашь.
Лишь с нею свою душу не остудишь,
К ней столько чувств – в словах не передашь.
Автор: Гаврюшкин Александр Евгеньевич
– Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с твоим именем у людей. Родина! Как необъятны твои просторы, бескрайни степи, безбрежны леса твои! Отчизна, свобода, вольность – это красный угол поэзии. Наши предки любили свою родину, а патриотическое сознание было выработано в средневековой Руси на много веков раньше, чем у европейских народов.
В стихотворении вы услышали понятия? Какие?
Прежде чем приступить к теме урока, давайте разберёмся с понятиями «Патриот», «Патриотизм».
Дома вы выполняли домашнее задание, нужно было поработать с различными словарями и посмотреть толкование этих терминов.
Словарь Н. Ю. Шведовой
«Патриот – человек, проникнутый патриотизмом. Истинный патриот, человек преданный интересам какого-нибудь дела».
Словарь В. И. Даля
«Патриот, патриотка – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
«Патриотизм – любовь к Отчизне».
Словарь Ефремовой
«Патриот – Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».
Словарь иностранных слов
«(греч. patriotes- земляк, соотечественник) – человек, любящий своё Отечество, преданный своего народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».
Словарь Ожегова
«Человек, проникнутый патриотизмом, любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства».
Словарь Ушакова
«Патриот – человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».
Хэйвуэ. Политология, 2005.
«Патриотизм – любовь к родине, чувство, испытываемое человеком по отношению к своей стране, психологическая привязанность к ней».
Всловаре. Ру (Философский словарь)
«Патриотизм – моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ёё успехи и достижения, в уважении к её историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за неё»
Социологический словарь
«Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за её прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа».
Так какие основные темы включают в себя эти понятия?
Ну, а теперь поработаем с высказываниями.
Николай Добролюбов
«Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, сем только может быть ему полезен»
Николай Карамзин
«Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть»
Шарль Монтескье
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»
Николай Чернышевский
«Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это прежде всего народ»
Наполеон
«Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека»
Иоганн Гёте
«Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки»
Самюэл Джонсон
«Патриотизм – последнее прибежище негодяя»
Джордж Байрон
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может»
Владимир Путин
«Тот, кто говорит: «Россия – для русских?..., знаете трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям – это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки, либо провокаторы».
Сделать общий вывод.
Патриотизм | Патриот |
Преданность и любовь к своему | Человек, проникнутый патриотизмом |
Учитель: В течение трёх уроков мы с вами изучаем повесть «Тарас Бульба» мотивы патриотизма, горячей любви к родине также находятся в центре внимания. Не зря В.Г.Белинский назвал это произведение “Поэмой о любви к родине, о ненависти к захватчикам». Ребята, можем ли мы назвать героев повести патриотами?
Ответ: Да.
Учитель: Назовите их.
Ответ: Тарас Бульба, Остап, Кошевой, Бовдюг и другие. Они отдали жизнь за Родину, они сражались за свободу своего народа, спешили друг к другу на помощь во время боя.
Учитель: Не об этом ли и речь Тараса о товариществе? Именно о любви к товарищам, к русской земле, родине, речь Тараса. Сам Тарас великий патриот, народный герой, а каких сыновей взрастил он для Родины, каких сыновей он подарил ей.
Тема нашего урока сегодня, ребята, “Остап и Андрий – братья и враги”.
Как воспитывал Тарас сыновей?
Ответ: Строго, был требовательным. До 12-и лет дети жили с родителями, вели вольную жизнь. Затем их отдавали учиться в бурсу. В бурсе они учились 8 лет.
Учитель: Воспитывались сыновья одинаково, но Остап погиб как герой, и отец был горд за него, а Андрий принял смерть от отца своего. Почему мы говорим о смерти Андрия и гибели Остапа?
Ответ: Смерть может наступить при разных обстоятельствах, само слово несёт в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом.
Учитель: Каковы истоки героизма Остапа и предательства Андрия?
На этот вопрос мы постараемся ответить с вами в конце урока. А теперь я предлагаю вам вернуться к началу повести и проследить основные этапы жизни Остапа и Андрия. Сравним этих героев, и может быть, именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос.
Остап | Краткое содержание | Андрий |
Прямодушный, честный, верный | 1. Сыновья Тараса в Академии (Как они учились, как формировался характер) | Изобретательный, хитрый, предводитель, умный, другие чувства, скрытный. |
Сердится, готов драться, не позволяет смеяться над собой даже отцу. | 2. Возвращение домой. (Как Тарас встречает сыновей, как сыновья отвечают на насмешки отца?) | Заслуживает насмешливые прозвища “бейбас”, “мазунчик”. |
Неловкость, смущен слезами матери. | 3. В путь на Запорожскую Сечь. (О чем они думают?) | Вспоминает панночку |
Принимает как должное. | 4. На Сечи. (Какое впечатление оказала на них. Сечь, нравы.) | Испытывает страх, ужас. |
Хладнокровный, уверенный, заметны наклонности будущего вождя, казаки шли за ним, как за опытным воином | 5. Первые битвы. Как братья проявили себя? | Несется как пьяный. Удаль безрассудная. Получает наслажденье, упоенье от битвы. Не заботится о товарищах |
| 6. Под стенами города. (В бою братья показали большую удаль. Тарас гордится ими. Но в какой момент произошел в душе Андрия перелом?) | Пересказ встречи со служанкой панночки. Остолбенел, пожалел. |
| 7. В осажденном городе( Какое впечатление произвел город на Андрия?) Что заставило его остаться) | Поражен жертвами голода |
Стойко выносит терзания и пытки, умирает как герой. Гибель Остапа славная, геройская (подробный пересказ) | 8. Смерть сыновей Тараса. | Испугался, побледнел, храбрость оставила его. Смерть Андрия бесславная, позорная) |
Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос: В чем вы видите причины героического поступка Остапа и предательства Андрия? (Вывод по таблице.)
Ответ учащихся.
Учитель: Ребята, имеем ли мы право называть Андрия предателем? Разве плохо, что он пожалел голодающих и отнес хлеб? Разве плохо, что он пожалел любимую девушку, которая голодает? Разве плохо то, что он защищает свою любовь? Разве можно человека называть предателем за то, что он любит не украинку, а полячку?
Ответ: Нет.
Учитель: Нет, за это нельзя человека называть предателем. Но давайте обратимся к значению слова патриот – это, прежде всего, человек, беззаветно любящий Родину.
– А как от своей Родины, Отчизны отказался Андрий?
Ответы учащихся.
Любовь | |
Остап | Андрий |
Родина | Женщина |
Учитель: Именно эти слова, сказанные Андрием, делают его предателем.
Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести?
Ответ: Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства.
Учитель: Покажите авторское отношение
Авторская позиция | Моя позиция |
В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака – сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа – путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену. | Родина – это родной дом, родители, близкие люди, природа моего края. Патриот – человек, преданный интересам своего народа. Лучшие черты героического характера запорожского казака воплощены в образе Остапа. Прям, как струна, его короткий, но славный жизненный путь. И даже в последний жизненный час, перед лицом нечеловеческих пыток, он сохраняет свою казацкую честь и самообладание, свое гордое презрение к врагам. Остап – народный герой. |
II. Составление древа произведения. (На доске нарисовано дерево, на которое нужно прикрепить листья с понятиями, которые включает в себя слово «Патриотизм»)
Идея произведения: Патриотизм – это активная любовь к своей земле.
Учитель: Немало было на земле русской во все времена настоящих патриотов, защитников Отечества. Это и Илья Муромец – защитник земли русской, это и Петр I, Кутузов, герои Великой Отечественной войны. В повести “Тарас Бульба” Гоголя мы можем назвать настоящими патриотами Тараса, Остапа и его товарищей. Их смерть славная, героическая. Такие герои заслуживают любовь народа. Они вечно живы в памяти народной.
III. Язык повести.
Учитель: С первых же страниц повести “Тарас Бульба” мы отмечаем необыкновенно яркий, сочный язык гоголевского произведения. Создавая трагические образы, рисуя картины битвы, писатель широко использовал художественные приемы, выработанные устной народной поэзией. О каких приемах идет речь? Приведите примеры из текста.
Ответы учащихся: (Троекратное повторение: в разгар битвы Тарас трижды перекликается с казаками; эпические сравнения: “как плавающий в небе ястреб”, “хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину”; метафоры: кровь – вино; гипербола: “…Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи”, сходство казаков с богатырями.)
Выводы: Обратившись к прошлому, Гоголь создал широкую панораму истории и жизни народа. И хотя в повести нет ни одного подлинного исторического лица, характеры героев, события, конфликты, бытовые жанровые сцены изображены так, что заставляют верить в их реальность.
IV. Домашнее задание: Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия по плану, используя опорные слова. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Подвиг и предательство в моем понимании”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе на тему «Братья наши меньшие»
Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова "Шатохи". Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи»....
Урок литературы по теме "Остап и Андрий – братья и враги".
Урок построен на сравнении героев повести - Остапс и Андрия....
Урок «Остап и Андрий – братья и враги»
Урок литературы в 7 классе...
Урок развития речи в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"
Урок развития речи призван обучать школьников лингвистическому анализу текста, совершенствовать монологическую речь, способствовать развитию образного мышления, интереса к изучению предмета; а та...
Презентация "Проза и стихи - братья или враги?" (к уроку развития речи по литературе в 7 классе)
Презентация к уроку развития речи по литературе в 7 классе "Проза и стихи - братья или враги?"...
Разработка урока на тему "Земельный закон братьев Гракхов"
Разработка урока по истории Древнего мира 5класс....
Презентация к уроку литературы 7 класс по теме "Остап и Андрий- братья и враги"
Данный материал содержит наглядный материал по предложенной теме...