Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок знакомит с историей возникновения Запорожской Сечи, помогает проследить широкий образ среды, воссозданный Н.В.Гоголем в повести, а также её значение в выработке характеров героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 18.13 КБ |
zaporozhskaya_sech..pptx | 728.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе.
Запорожская Сечь.
Остап и Андрий среди запорожцев.
Выполнила учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ «СОШ №2 г.Калининска» Ершова С.А.
2012г.
Запорожская Сечь. Остап и Андрий среди запорожцев.
«Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы…»
Н.В.Гоголь
Цель урока: познакомить с историей возникновения Запорожской Сечи, рассказать о нравах и обычаях запорожских казаков; проследить широкий образ среды, воссозданный Н.В.Гоголем в повести, а также её значение в выработке характеров героев; продолжить сравнительную характеристику Остапа и Андрия; прививать навыки самостоятельной работы с текстом.
Методические приёмы:
Рассказ учителя, устное словесное рисование, беседа по вопросам, составление плана, самостоятельная работа с текстом, элементы анализа текста.
Оборудование урока:
доска, интерактивная доска.
Ход урока.
1.Организационный момент. 2.Постановка цели урока. Запись эпиграфа (Слайд 1). - Сегодня мы познакомимся с историей возникновения Запорожской Сечи, узнаем о нравах и обычаях запорожских казаков; постараемся понять, почему Н.В.Гоголь относился к Сечи восторженно, продолжим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.
- Как вы думаете, почему автор сравнивает Запорожскую Сечь с гнездом?
3.Рассказ учителя (Слайды 2 - 8).
Учитель знакомит учащихся с историей возникновения Запорожской Сечи, говорит о демократии строя жизни Сечи, о заповедях запорожцев. Вниманию учащихся предстаёт список Сечей, а также список атаманов коша в хронологическом порядке.
4. «Мозговой штурм».
-Ребята, подумайте, из каких сцен и эпизодов складывается общая картина Сечи в повести? Учащимся предлагается самостоятельно составить план описания Сечи в повести Н.В.Гоголя.
5.Проверка задания. Обсуждение и запись плана описания Сечи. На доске и в тетрадях записываем план: 1.Описание предместья. 2.Площадь самой Сечи. 3.Встреча Тараса с боевыми товарищами. 4.Приём в Сечь.
- Не забывайте, что жизнь запорожцев Гоголь рисует как бы пропущенной сквозь призму восприятия Остапа и Андрия.
6.Слово учителя (Слайды 9-10).
- На прошлом уроке мы говорили о том, что образ степи в повести дан Гоголем как образ матери-Родины. С ним неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам. Итак, Тарас Бульба и его сыновья подъезжают к казацкой вольнице. Что же предстаёт перед ними?
6.Устное словесное рисование по плану (Слайды 11-14).
1. Описание предместья.
Вопросы: - Как ведёт себя Тарас, подъезжая к Сечи? Почему? - Какое впечатление производит сравнение запорожца, растянувшегося на дороге, со львом? Какой характер носит это сравнение?
(Учащиеся ощущают влюблённость автора в Сечь и подмечают неповторимый гоголевский юмор).
2. Площадь самой Сечи. Вопросы: - Каковы ваши впечатления от описания площади Сечи? - Как восприняли увиденное в Сечи Остап и Андрий? ( Запорожская Сечь произвела на них ошеломляющее впечатление. Многое удивляло, казалось странным, но всё занимало и восхищало ).
3. Встреча Тараса с боевыми товарищами. Вопрос: - Каковы отношения Тараса Бульбы с другими казаками?
4. Приём в Сечь. Вопрос: - Почему Остапа и Андрия удивил такой приём казаков в Сечь?
7. Работа с текстом. Характеристика Остапа и Андрия (Слайды 15 -17).
- Как проявили себя Остап и Андрий в Сечи? - Можем ли мы говорить здесь о каком-то отличие братьев друг от друга? ( Оба производят впечатление настоящих казаков, смелы и удачливы, но в характере Андрия больше впечатлительности. Казакам не свойственна такая чувствительность.) - Как Тарас оценивает поведение сыновей в Сечи? - Почему именно в Остапе он видит будущего атамана? ( Остапа отличает прямота характера, сила натуры, верность товариществу, суровость. Остап – человек своего времени. ) - Какими изобразил Е.Кибрик братьев?
8.Итоги.
- Сопоставлением портретов Остапа и Андрия мы заканчиваем наш урок. На следующем уроке мы увидим, как из-за внешней красоты, внешней видимости явственно выступит истинная внутренняя сущность героев повести.
9. Выставление оценок.
10. Домашнее задание: перечитать главы 5-9, подготовить выразительное чтение эпизода «Смерть Андрия».
Использованная литература.
- Поурочные разработки по литературе. 7 класс. И.Золотарёва - М.: «Вако», 2009.
- 2.Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Т.Зверс – Ленинград: «Просвещение»,1990.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы…» Художник А.Герасимов
События, изображённые Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-17 веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество.
Список Запорожских Сечей Хортицкая , 1552—1557 гг. Томаковская , 1563—1593 гг. Базавлуцкая , 1593—1638 гг. Никитинская , 1639—1652 гг. Чертомлыкская , 1652—1709 гг. Каменская, 1709—1711, 1728—1734 гг. Алёшковская , 1711—1728 гг. Новая ( Подпольненская ) , 1734—1775 гг.
бритьё голов ношение: шаровар широких цветных поясов, сафьяновых с острыми носками сапог высоких остроконечных шапок, суконных кафтанов Обычаи
Заповеди: будь честен и справедлив, смел и храбр, отважен и вынослив, метко стреляй и яростно руби саблей, не знай пощады врагу; будь верен товариществу, береги козацкую честь, больше всего на свете люби мать – Отчизну.
«…запорожец, как лев, растянулся на дороге…» Художник А.Герасимов
«Так вот она, Сечь!» Художник А.Герасимов
«Это было какое-то беспрерывное пиршество…» Художник В.Васнецов
Использованные электронные ресурсы: http://www.google.ru/search?q=%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D0%B5%D1%87%D1%8C&hl=ru&newwindow=1&client=firefox&hs=fUB&rls=org.mozilla:ru:official&prmd=imvns&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=2g7lTvX8McPEsgazp7GVCQ&ved=0CDsAQ&biw=1278&bih http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%20%D0%B1%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0&iql=1&rch=l&fr=web
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Запорожская Сечь". 7 класс
Материал к урокам по изучению повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...
Конспект урока по теме "Возникновение украинского казачества и Запорожской Сечи".
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы,уровня стандарт изучении предмета - история Украины. Учебник по истории Украины для 5 класса, автор В.С. Власов. Используется также,...
Урок литературы в 7 классе по теме «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
конспект и презентация...
слайдовое сопровождение к уроку "Законы Запорожской Сечи"( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Данные слайды можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с текстом повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"...
Урок по литературе Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи
Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи...
Презентация "Запорожская сечь" к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"
Презентация "Запорожская сечь" к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба"...