Урок «Остап и Андрий – братья и враги»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

 

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostap_i_andriy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Остап и Андрий – братья и враги»

Цели: 1) на основе внимательного и вдумчивого прочтения художественного текста раскрыть образы сыновей Тараса: Остапа и Андрия; показать, что общего и чем они отличаются; проследить по повести становление характеров героев, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали;

 

2) развивать критическое мышление  посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, подготовка к творческой работе, развивать навыки работы по составлению таблицы сравнительной характеристики героев;

3) воспитывать любовь к ближнему, Родине, к общечеловеческим, культурно-нравственным ценностям.

Тип урока: урок изучения художественного произведения (восприятия художественного произведения и углублённой работы над текстом).

Форма урока: традиционная.

Методы и приёмы: метод творческого чтения (выразительное чтение, художественное рассказывание), эвристический метод (эвристическая беседа), репродуктивный метод (рассказ учителя).

Оборудование: тексты, компьютер, иллюстрации с изображением котов, портрет К.Паустовского, тест.

Литература:

  1. В мире литературы. 5 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2 / Авт.-сост. Кутузов А.Г. - М.:Просвещение,2006.
  2. Донская Н.А., Жаринов Е.В.. Современная школьная энциклопедия. Русская литература. - М.:РОСМЭН,2008.
  3. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. - М.:Просвещение,2002.
  4. Литература. 5 класс. Поурочные планы по программе Кутузова А.Г./сост. Серегина Л.М.-Волгоград: Учитель,2006.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.:ЭЛПИС,2005.

План урока:

1.Оргмомент (1 мин)

2.Актуализация знаний (5мин)

3.Беседа о биографии писателя(5мин)

4. «Свободный микрофон»(3 мин)

5. Работа над содержанием рассказа (20мин)

6.Физкультминутка (2 мин)

7.Тест-игра «Самый внимательный»(5мин)

8.Инструктаж по д/з  (1мин)

9.Выставление оценок (1мин)

Ход урока (40 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Предварительная деятельность учащихся

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний.

Урок начинается с музыкальной заставки «Чёрный кот».

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Вы узнали эту песню?

-Молодцы!

-Кот… Ни один дом, наверно, не существует без котов и кошек.  Даже когда человек вселяется в новую квартиру, первой заходит туда кошка. Какие еще приметы и пословицы о котах вы знаете? Зачем нужен кот в доме?

- Замечательно! Сколько всего вы знаете!

Посмотрите, на урок пришел герой нашего рассказа. Ребята, вы узнали гостя?  

- А хотите познакомиться с ним поближе? Это будет целью нашего урока, а поможет нам в этом произведение К. Паустовского «Кот-ворюга».    

- Да! «Черный кот».

  • - Трехцветная кошка приносит счастье хозяину, а семицветная – всей семье, всему дому.
  • Въезжая в новый дом, люди первой пускают через порог кошку, так как к ней домовой благоволит.
  • Кошка умывается – гостей намывает.
  • Кота убить – семь лет ни в чём удачи не видать.
  • Кошка, как и многие другие животные, чувствует приближение стихийных бедствий и своим поведением предупреждает об этом.
  • Кошка помогает человеку успокоиться в стрессовых ситуациях.
  • Кошка помогает человеку излечиться от некоторых болезней.
  • С кошкой связана и дурная примета: чёрная кошка дорогу перебежит – к несчастью. Чёрный цвет всегда считался на Руси символом беды, несчастья.

Кошки грызутся — мышам приволье.

Богат Ермошка: есть козел да кошка.

По мышке и кошка зверь.

Всем равно, да не одно: кошка в избе, а собака на дворе.

Живут, как кошка с собакой.

Живуч, как кошка.

Знает кошка, чье мясо съела.

Знай, кошка, свое лукошко.

Ночью все кошки серы.

- Да!

3. Беседа по биографии писателя.

  - Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине. Учился в Киеве: в гимназии и университете. Переменил множество профессий – был кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим в Донбассе и Таганроге, в Первую мировую войну – санитаром,  потом учил детей литературе, работал журналистом. Воевал в Гражданскую войну, а в Отечественную был военным корреспондентом. То есть много вёрст прошёл и проехал по Руси. Но никогда не забывал свою малую родину. Поэтому пишет о природе центра России. А природа – это не только мир лесов, озёр, но и мир животных. Писатель всегда делает какие-то открытия, хочет оставить в душе читателя след, добрый след. Каждый писатель, и Паустовский – в их числе. 

- Какие рассказы этого писателя нам уже знакомы? (дети называют рассказ и ставят книгу с этим произведением на полку-выставку)

- У нас получилась целая выставка книг

К. Паустовского. Если у вас возникло желание прочитать некоторые из них или перечитать уже знакомые вам, то вы можете найти эти книги в школьной библиотеке.

- «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Растрёпанный воробей», «Корзина с еловыми шишками», «Подарок» и др.

4. «Свободный микрофон»

- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном. Для ответов можете воспользоваться «Словами-помощниками»:

- «Мне кажется…»

- «Впечатление произвел…»

- «Запало в душу…»

- «Был поражен…»

- Кто может объяснить, почему автор использовал в заглавии слово ворюга?        

-Мне кажется, что это очень смешной детский рассказ… (мнения детей)

-  До отчаяния воришка довести не может, это явный ворюга.

5. Работа по рассказу.

- Сейчас мы будем составлять литературный портрет кота-ворюги.

        - Что входит в понятие образа?

внешний вид

Образ      действия, поступки    характер            

                       авторская оценка

- В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

- Посмотрим, отходит ли от этой традиции в изображении кота К. Г. Паустовский. Каким вы увидели кота “до перевоспитания”? Заполним таблицу, работая с текстом.

На доске:

  Портрет                             Поведение, характер

   Рыжий                              обворовывал

  Разорвано ухо                  ловко прятался

 Отрублен кусок               потерял совесть

 грязного хвоста

    дикие глаза                         бродяга

    тощий                                  бандит

 огненно-рыжий              бандитские проделки

  белые подпалины                грозно выл

    на животе

   нахальные глаза                 ужасающий вой

босяцкие выходки

                                                притворно выл,

                                              как подземный дух

                                              ругался под домом

                                  издавал хищное щёлканье

                                 вцепился мёртвой хваткой

                                             отчаянно упирался

                                    характер такой с детства

- Благодаря чему Паустовскому удалось так зримо описать кота?

- На первый взгляд, отрицательный герой. А как, по-вашему, относится к нему автор?

- Кто и как помог коту в этом? 

- Он перестал воровать и стал помогать людям. Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

Как же изменился кот? Продолжим заполнение таблицы.

На доске:

Портрет                             Поведение, характер

        фыркал и терся головой об пол (означало веселье)

        мирно захрапел

        совершил благородный и неожиданный поступок

        дрожал от негодования

        передней лапой бил петуха

        ходил как хозяин и сторож

        требовал благодарности

- Почему в рассказе не показано, как кот изменился внешне?

- В этом и заключается еще одна из тайн преображения кота. Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

- Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта.

- Как вы понимаете эти слова?

- А какой вывод вы сделали для себя?

-  Образ – это совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного персонажа.

В образе отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.

- Используя эпитеты, олицетворения автор рисует образ нахального животного, готового на любую выходку, на любой отчаянный поступок в силу своего хулиганского характера и бродячего образа жизни: кот никому не принадлежит, поэтому вынужден был всячески защищаться, добывая еду воровством. Кот-Ворюга очень похож на Вождя Краснокожих из рассказа О. Генри: такой же взъерошенный, хулиганистый. Рыжий цвет как символ озорства, непослушания.

- В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, “даже совершил благородный и неожиданный поступок”: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.

- Дети. Они накормили кота, и в благодарность он совершил благородный поступок – прогнал кур со стола, тем самым произошло его перерождение в «милиционера».

- Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

- Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния.

- Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них. 

6. Физкультминутка.

 - Ребята, сейчас немного поиграем.

«Это про меня»

«Да» - хлопать над головой

«Нет» - хлопать за спиной

- У нее бесшумная походка…

- У нее прекрасный нюх…

- Она лает, если к дому подходит кто-то чужой…

- Она умеет мурлыкать…

- С ней человек ходит на охоту…

- Она узнает об окружающем мире с помощью усов…

- Ее называют другом человека…

- Она умывается собственной лапкой…

7. Тест-игра «Самый внимательный читатель»

- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель». (Учитель читает тесты, а ученики записывают только ответы).

Тест-игра.

  1. Кот был:

а) серый                  б) белый                в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю        

в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный

    4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу

  1. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

7. Будил всех:

 а) стук яблок                б) стон кота                

в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                в) плотицу

9. Поесть давали коту:

а) сметану                 б) жареную свинину

в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро        б) через день        

в) через 2 дня

- У кого 9-10 правильных ответов – погладьте себя по голове. У кого 5-8 правильных ответов – похлопайте себе. У кого менее 5 правильных ответов – не огорчайтесь, а дома более внимательно прочитайте рассказ ещё раз.

         

- Посмотрите, наш кот-ворюга с помощью ваших правильных ответов превратился в милого рыженького котёнка, ждущего от вас ласки, заботы, любви. Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его силах сделать грустное весёлым, серое – ярким, злое – добрым. И этому всему учит нас своими рассказами К. Паустовский.

Его книги ждут вас.

Ключ (на доске, открывается после теста)

  1. В                                      
  2. Б
  3. В
  4. А
  5. В
  6. Б
  7. А
  8. В
  9. А, Б, В
  10.  А

8.Инструктаж по д/з.

Домашнее задание:

  1. Написать весёлый рассказ о своём любимце
  2. Составить коротенькое стихотворение по рассказу «Кот-ворюга».

9. Выставление оценок.

 

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Остап и Андрий - братья и враги"

Урок, направленный на понятия "Патриот", "Патриотизм", рассмотрение главных героев с точки зрения этих понятий, составление сравнительных характеристик, работа сязыком повести,...

Урок литературы по теме "Остап и Андрий – братья и враги".

Урок построен на сравнении героев повести - Остапс и Андрия....

Урок по литературе Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы...

Презентация к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" Остап и Андрий.

Презентация  к уроку литературы в 7 классе Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" Остап и Андрий....

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

Презентация к уроку литературы 7 класс по теме "Остап и Андрий- братья и враги"

Данный материал содержит наглядный материал по предложенной теме...