Л. Андреев "Кусака"
методическая разработка по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Историко-филологический факультет
Кафедра литературы и методики ее преподавания
МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя
Технологическая карта урока
Тема: «Л. Н. Андреев «Кусака»»
Разработала:
студентка 4 курса
историко-филологического факультета
Колосова Полина Олеговна
Проверили:
учитель русского языка и литературы
Добарина Ирина Викторовна
Групповой руководитель:
Санькова Алёна Александровна
Оценка за урок « »
(подпись учителя)
(подпись гр.рук.)
г. Ставрополь, 2018 г.
Дата проведения: 26.02.2018
Класс: 7 «В», МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя.
УМК: В.Я.Коровина, В.И.Коровин. В.П.Журавлёв, «Литература 7 класс» - М.: «Просвещение», 2013 г.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Воспитывающие:
- через прочтение и изучение произведения способствовать воспитанию в учащихся сострадания, милосердия «к братьям нашим меньшим»;
- воспитывать интерес к изучению литературы;
- способствовать развитию интереса к литературе, а так же к её бережному отношению;
- формировать положительную мотивацию обучения;
- создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;
- способствовать формированию художественного вкуса, и интереса к творчеству Л. Н. Андреева.
Обучающие:
- создать условия для ознакомления учащихся с биографией Л. Н. Андреева;
- создать условия для ознакомления учащихся с рассказом Л. Н. Андреева «Кусака»;
- создать условия для анализа рассказа «Кусака» с точки зрения её идейного и художественного своеобразия.
Развивающие:
- способствовать развитию эмоционально-образного мышления;
- способствовать формированию умений детей работать с информацией;
- способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;
- развитие навыков критического мышления;
- способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;
- развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- имеют представление о личности Л. Н. Андреева;
- умеют интерпретировать произведение Л. Н. Андреева «Кусака»;
- умеют извлекать из текста нужную информацию, анализировать прозаический текст.
Метапредметные:
- способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
- умение поставить цель и организовать её достижение;
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
- рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.
Личностные:
- осознание потребности в развитии и саморазвитии;
- осознание ответственности за результаты своей учебы;
- осознание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.
Ход урока:
- Организационно - мотивационный этап (3 мин.);
- Проверка домашнего задания ( 10 мин.);
- Открытие нового знания (20 мин.);
- Этап рефлексии (4 мин.);
- Домашняя работа (3 мин).
Опорные понятия: жестокость, милосердие, сострадание, рассказ.
Этапы урока: | Деятельность учителя: | Деятельность ученика: | Формируемые УУД: | Используемые методы, приемы и формы | |
I. Организационно-мотивационный этап Цель этапа: подготовить обучающихся к уроку, заинтересовать к работе на уроке. Сформулировать тему и определить цель урока. | Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. Присаживайтесь. Я надеюсь, что вы настроились на работу, все приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас все получится. | Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.
| Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку; Регулятивные: самоконтроль. | Словесный, приём – слово учителя.
| |
II. Проверка домашнего задания. Цель этапа: актуализация и проверка знаний по прошлой теме урока, рассказ «Старуха Изергиль»(Легенда о Данко). | Сейчас мы проверим выполнение вашего домашнего задания. | Дети повторяют домашнее задание. И отвечают наизусть отрывок из легенды. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку; Регулятивные: самооценка и самоконтроль. | Словесный прием Слово учителя и ученика | |
III. Открытие нового знания. Цель этапа: познакомить детей с биографией Л. Н. Андреева, содержанием рассказа «Кусака». | Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Л. Н. Андреева. Открываем тетради, записываем число, фамилию автора и делаем пометки по ходу изучения биографии автора. Приложение 1. Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным рассказом этого автора. Но перед этим мне бы хотелось зачитать вам стихотворение Э.Асадова «Покинутая собака». Как вы думаете, почему я взяла именно это стихотворение? А какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Рассказ «Кусака» был написан в 1901 году и опубликован тогда же.
Тема произведения – история собаки, у которой не было дома.
- Как Вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке? - Как бы Вы поступили в этом случае? - В какие моменты рассказа мы с вами прослеживаем жестокость, милосердие и сострадание? Давайте с вами напишем синквейн.
Тема: Кусака. Записываем их в своих тетрадях. У вас три минуты. | Записывают в тетрадях число, тему урока. И делают пометки походу прослушивания биографии автора. Слушаю стихотворение. Потому что произведение, которое мы сегодня будем изучать тоже про собаку. (Жалость к собаке, желание ей помочь, чувство ответственности за того кого приручил). Записывают и слушают учителя. Сострадание – это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям. Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Жестокость – бесчеловечное, грубое, оскорбительное отношение к другим, причинение им боли. Дети отвечают на вопросы учителя. Кусака. Дети озвучивают свои варианты синквейнов. | Познавательные: дети знакомятся с биографией Л. Н. Андреева, с историей написания рассказа «Кусака», проникают и занимаются исследованием по данному рассказа, ища ответ на вопрос: «Что такое сострадание и милосердие?»; Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом; Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления; Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку. | ||
IV. Этап рефлексии. Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений. | На этом наш урок подходит к концу. Давайте оценим с вами вашу работу на уроке: - Я узнал... | Ребята отвечают на вопросы.
| Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: самооценка и самоконтроль; Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог. | Словесный метод (обобщающая беседа) | |
V. Домашняя работа. Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. | Записываем домашнее задание. Вам нужно: - Прочитать рассказ; Ответить письменно на вопрос:
задуматься рассказ «Кусака»? | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, которые у них возникают. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения.; Регулятивные: самоконтроль. | Словесный метод Репродуктивный | |
Приложение 1.
Леонид Николаевич Андреева, родился в 1871 году в Орле. Семья его была вполне состоятельна, и юноша получил хорошее образование. Сначала обучался в орловской гимназии, потом поступил в Петербургский университет. Уже в то время Андреев увлекался литературой. Через некоторое время умер отец юноши, и материальное положение семьи пошатнулось. В конце концов юношу отчислили из университета, и он поступил на Юридический факультет Московского университета. Юноша был вынужден учиться и работать, так как ему приходилось содержать семью: мать, братьев и сестер, которые переехали к нему в Москву. Материальное положение опять ухудшилось. В это же время он начинает писать, но его рассказы не интересовали издателей, публиковать их они отказывались.
В 1897 году Андреев закончил университет и занялся адвокатской практикой. В это же время он смог опубликовать свой первый рассказ «Баргамот и Гараська», который был отмечен самим М. Горьким, который пригласил молодого писателя в книгоиздательское товарищество «Знание».
В 1902 году в жизни писателя произошло сразу несколько знаковых событий. Во-первых, он женился. Во-вторых, при помощи М. Горького опубликовал первый сборник своих сочинений. В-третьих, стал «невыездным», так как полиция небезосновательно предполагала, что он связан с революционерами. Во время первой русской революции, в 1905 году, Андреев поддерживал революционеров, скрывал у себя в доме членов РСДРП, за что был арестован и посажен тюрьму, потом выпущен под залог, который оплатил Савва Морозов.
С 1906 года писатель находился в эмиграции. Он жил какое-то время в Германии, потом на даче у М. Горького. В это время писатель постепенно разочаровывается в идеях революции и постепенно отходит от всех политических дел. Он переехал в Бельгию, а потом – в Финляндию. В 1909 году он совершил большое путешествие по Африке, начал писать драматические, философские произведения. В это время его произведения выходили на родине в альманахе «Шиповник».
На родину писатель так и не вернулся. Остался в Финляндии, где и умер от порока сердца в 1919 году.
Приложение 2.
Эдуард Асадов «ПОКИНУТАЯ СОБАКА»
Глаза покинутой сoбаки
Мне снятся ночью...как тут быть?
Ее обидеть может всякий
И даже попросту убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых - злобный нрав
Ее обидела природа
Достоинств этих ей не дав
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем.
Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, покой забыв
Плесните ей немного супу!
Погладте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она!
Она поймет, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночество огромность
И невозможно потерять
Собачью вечную готовность
Любить, служить и доверять
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк
Внимательно вглядитесь люди
В глаза покинутых собак!
Приложение 3.
Собака, живущая на пустующей даче, всю жизнь видит от людей только плохое. На дачу приезжают хозяева. Собака привыкает к ним, но осенью они уезжают, вновь оставив её в одиночестве.
Собака всю жизнь копит злобу на мир, где её обижают и люди, и другие собаки. Зимой она находит пустующую дачу, поселяется под её террасой и бескорыстно её сторожит.
Весной приезжают дачники. Первой собака знакомится с девушкой, гимназисткой Лёлей. При первой встрече собака её пугает, выпрыгивает из-за кустов и отрывает кусок от платья. Со временем люди привыкают к ней и дают ей кличку Кусака. Добрые дачники подкармливают собаку, а Кусака с каждым днём уменьшает на один шаг расстояние между собой и людьми, но подойти поближе всё ещё боится. Лёля всё-таки подходит к Кусаке и гладит её. Так второй раз в жизни собака доверилась человеку. С этого момента Кусака преображается, теперь она принадлежит людям и по праву служит им.
Осенью Лёля вместе с семьёй уезжает в город. Кусаку жалко, но с собой в квартиру собаку брать нельзя. Перед отъездом девушка приходит в сад, находит собаку. Вместе они выходят на шоссе. «Скучно» — говорит Лёля, и идёт назад, а о собаке вспоминает только на вокзале.
Собака долго мечется по следам уехавших людей. Вернувшись на дачу и осознав, что снова осталась одна, она громко воет от одиночества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Л.Н. Андреев "Кусака". Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека
Урок знакомит с личностью Л. Андреева, "этапными" произведениями, определившими эволюцию писателя, позволяет заложить основы воспитания чувства сострадания и любви ко всему живому у детей....
Леонид Андреев "Кусака"
На примере рассказа Л. Андреева "Кусака" показать, что люди порой беспощадны не только к животным, но и по отношению друг к другу....
Состраданию быть? Л.Н.Андреев. «Кусака»
Конспект урока литературы....
Урок литературы в 7 классе Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа
урок анализа произведения...
Л.Н. Андреев "Кусака"
Данный тест рассчитан на развитие умения работать с текстом, определять жанр произведения и находить художественно- выразительные средства...
«Л.Н.Андреев «Кусака»». Сострадание и бессердечие как критерий нравственности человека. 7-й класс
Вид: рассказ учителя, беседа.Цели урока:Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев.Развивающие: развивать мыслительную деятельность уча...