Технологическая карта урока по теме "В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Технологическая карта урока по теме "В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»" 7 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Курасова Анна Александровна
Технологическая карта урока
Класс | 7 | |
Предмет | Литература | |
УМК | Литература. 7 класс. Автор-сост. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. / Под ред. Коровиной В. Я. Ч.2 2009г. | |
Тема урока | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | |
Тип урока | Комбинированный | |
Цели урока | Воспитывающие:
Обучающие:
Развивающие:
| |
Планируемые образовательные результаты | 1.Предметные:
2.Метапредметные:
3. Личностные:
| |
Методы и формы обучения | Эвристический метод, исследовательский метод, информационно-коммуникативные технологии. Формы организации обучения: индивидуальная, групповая. | |
Оборудование | Компьютерная презентация, аудиозапись стихотворения ««Хорошее отношение к лошадям», таблица «Средства выразительности», листы с отрывками из стихотворений В.В. Маяковского, карточки с тестом «В. В. Маяковский «Необычайное приключение…», видеозапись прочтения стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» М. Авериным, ватман, гуашь, кисти. | |
Основные понятия и термины | Аллитерация, метафора, лирический герой, синекдоха |
План урока:
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Исследовательская деятельность по реализации построенного проекта
- Обобщение знаний
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Характеристика этапов урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: подготовить обучающихся к усвоению изучаемого материала. | Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. - Здравствуйте. Сегодня урок литературы в вашем классе проводить буду я. Меня зовут Анна Александровна. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель этапа: сформулировать цели учебной деятельности, выбрать способ и средства их реализации. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа с фразой, эвристическая беседа по вопросам. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Сейчас я прошу вас обратить свое внимание на листы, которые лежат на ваших столах, вдумчиво прочитать строки из стихотворений и ответить на вопросы: «Каким вы представляете автора этих строк?» «Что чувствует?» (Приложение 1) - Что звучит в этих строках? Что его волнует? За что болит его сердце? - Догадались, кто автор этих строк? - Верно, сегодня мы с вами продолжаем разговор об этом замечательном поэте. - Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? - Для проверки усвоенного материала я предлагаю вам выполнить тест. (Приложение 2) - (Слайд 1) Вновь обратимся к портрету В. Маяковского. Он был красивый, огромного роста, носил ботинки 47 размера, родился в грузинском местечке Багдади в ….. современники вспоминали о нем по-разному, но мне хотелось бы привести слова Л.Сейфуллиной, которая увидела Маяковского таким : «Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича - волевое, красивое, умное, вдохновенное. Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Это неоспоримая сила таланта, его душа…» Маяковский оставался очень милым, легкоранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому. Эта душа ярко высвечивается в его стихотворениях. Сегодня мы, ребята, прочитаем одно из них – «Хорошее отношение к лошадям». - (Слайд 2) Какие цели мы можем перед собой поставить? | - В них звучат любовь и сочувствие к людям, нежность, тоска по человеческому слову – они говорят о душе легкоранимой. - В.В. Маяковский - «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Выполняют тест - Проанализировать стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»; поразмышлять над содержанием стихотворения, попытаться понять, о чем хотел нам сказать В. Маяковский в своем стихотворении; выяснить, что волновало поэта, о чем болела его душа… | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | |
Исследовательская деятельность по реализации построенного проекта. Цель этапа: организовать построение обучающимися нового способа действий и формировать умения его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучащихся. | - (Слайд 3) Запишите, пожалуйста, тему урока: «Тема милосердия в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». - А сейчас откройте учебники на стр. 110 и, слушая стихотворение в исполнении артиста М. Аверина, подумайте над тем, что необычного вы увидели, услышали в этом стихотворении. Видеозапись прочтения стихотворения - Чем оно отличается от тех стихотворений, которые вы изучали ранее? - (Слайд 4) Перед тем как вести разговор по данному произведению, давайте обратим свое внимание на, может быть, непонятные вам слова. Словарная работа Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Зевака – бездельник, человек, который наблюдает лишь из праздного любопытства. Кузнецкий мост –одна из центральных улиц Москвы Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться» Клешить –от слова «клеш» широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять» Плоше - форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой», т.е. «хуже». Пошла - здесь: безвкусно-груба, лишена благородства (от слова пошлый). Пошла – начала идти. Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади. - На сколько частей можно разделить данное стихотворение? - (Слайд 5)Давайте вспомним, что такое композиция? - А сейчас, ребята, я хочу предложить вам поработать в группах. Найти самые основные ключевые слова, сделать вывод и после этой работы кто-нибудь один должен от группы защитить свою точку зрения. - Еще одно задание. Пусть каждая группа найдет одно Слово - ассоциацию, желательно существительное, которое отражает, на ваш взгляд, более емко суть этих образов. - Давайте в тетрадях составим таблицу, в которой отразим основные композиционные части стихотворения. (Приложение 3)(Слайд 6) - А теперь посмотрим языковую организацию стиха. С помощью каких изобразительно-выразительных средств передано описание события в первой части стихотворения. 1. «Лошадь упала» - Прочитайте первую строфу стихотворения. Что необычного в этих строчках? Какие звуковые ассоциации у вас возникают? - Да, действительно, по мостовой движется лошадь. Как звучит цокот ее копыт. Какие звуки помогают услышать их? Какие звуки вы слышите? Да, действительно, один из приемов, помогающих создать звуковой образ, который использовал Маяковский в данном стихотворении называется аллитерация (обращение к таблице) - С какой целью поэт применяет этот прием? - Какие еще ощущения вызывают звуки? Что слышите? - Ребята, а в расположении слов вы ничего необычного не заметили? Как они расположены? Такое расположение стиха ввел в современную поэзию Маяковский. - Как вы думаете, для чего Маяковский так располагает слова – лесенкой? - Эти слова помогают передать особую атмосферу того времени. - Когда было написано стихотворение? - Какое это время для России, кто знает? - Поэт переносит нас на одну из самых больших и оживленных улиц г. Москвы – Кузнецкий мост, на которой происходит неожиданное, неординарное событие. Какое?
- Почему она упала? Какие изобразительные средства помогают нам понять это? (обращение к таблице) - Какова реакция тех, кто был на этой улице? Зачитайте отрывок. - Как отнеслись они к падению лошади? - Каким образом автор дает понять свое отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Как автор характеризует этих людей, их смех, какими словами? - Как называется этот прием, еще раз вспомним? Вывод. Смех один на всех, смех объединяет этих разных людей, это уже толпа, они становятся толпой. Так в стихотворении возникает обобщенный образ безликой толпы. Грустное чувство вызывает упавшая лошадь, но еще более тоскливое впечатление возникает при взгляде на очерствевших людей. - Какое слово, на ваш взгляд, является основным, ключевым, передающим основной смысл первой части? - Давайте послушаем вторую группу и посмотрим, к каким выводам пришли они. Условно мы назвали эту часть 2. «глаза лошадиные» - Что чувствует лошадь? - Ведь она не просто упала, а как в тексте сказано? - В этом слове что мы сразу ощущаем? - Почему она плачет? - Но только ли от боли? - (Слайд 7) Кто такой лирический герой? - Что чувствует лирический герой, который видит слезы лошади? Зачитайте отрывок. - Отчего возникает эта звериная тоска? - Объясните другими словами это выражение «плеща вылилась на меня» - А как понимаете слова «расплылась в шелесте»? - Может, эти слова не были произнесены совсем? - Какое слово является основным к этой части? - А теперь пусть третья группа выскажет свою точку зрения на третью часть стихотворения. 3. «Лошадь пошла» - Какие слова лирического героя согревают сердце теплом и заботой? Как он называет лошадь, найдите эти слова в тексте. - Какое слово здесь выбивается из ряда по смыслу? Почему он назвал ее «старой»? Для чего? На что хочет обратить наше внимание? Что хочет подчеркнуть? - Как вы думаете, почему изменилось ее настроение? - В конце чувствуется желание жить, оптимизм.
-Каков же поэтический замысел стихотворения? - Как вы думаете, какие слова ключевые, самые важные в данном стихотворении? Строки, в которых заключается главный смысл стихотворения? В какой части стихотворения они находятся? - Какой смысл кроется за этими словами? Как вы понимаете их. -К кому обращен монолог? Только ли к лошади? На кого похожа лошадь?
- Поэт хотел сказать стихотворением, что и животные, и люди нуждаются в ласке, сочувствии, поддержке, в милосердии и это помогает жить дальше. - Какое же слово является основным в третьей части?
| Выполняют предложенные задания Работают с лексическим значением слов - На три - Деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. - Отвечают на вопросы в группе и делают записи в тетрадях. - Цокот копыт - ГРБ,ГРБ, ГРБ - Слышится ощущение гула, конного бега, грохота на улице. - Слова располагаются лесенкой. - Чтобы выделить каждое слова, каждое слово очень важно, за ними кроется смысл. - В 1918 году. - Это сложное трудное для России время – это время разрухи, голода, насилия - Упала лошадь. - Метафора, синекдоха, эпитеты. - Лошадь на круп до смеялся Кузнецкий. - Смеются, сгрудились. - Зеваки, зазвенел, зазвякал. - Прием аллитерации. Смех неприятно «Звякает», а гул голосов похож на «вой»… - Равнодушие. - Она чувствует боль, плачет - Грохнулась. - Размеры лошади и неожиданность падения. - От боли - Ей больно, но и больше всего обидно, стыдно - Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика. - Какая-то общая зверина тоска плеща вылилась в шелесте. - Оттого что люди смеялись над несчастьем животного, их жестокость, равнодушие пугает вызывает боль и страх от отсутствия сострадания - Т.е. захлестнула, переполнила душу - Шепот - Может лирический герой сказал это очень тихо, так, чтобы никто не услышал, кроме лошади, а может и мысленно обратился к ней со словами утешения. - Боль. - «Деточка, старая, рыжий ребенок, жеребенок». - Сначала на «вы», а потом как к ребенку, чувствуется жалость, сострадание, лирическому герою хочется утешить, поласкать, подбодрить. Даже взрослому человеку иногда нужны ласковые слова, слова поддержки, и если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой – недопустимо. И поэт был уверен в победе человечности, он верил в то, что «от сердца идущее слово» способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни. Тем самым он нам особенно дорог сегодня. - Она почувствовала сострадание, поддержку, ласку и тепло, участие. - И к самому себе, т.к. каждый человек может в прямом и переносном смысле упасть, и надо найти силы встать и идти дальше. - Все мы немножко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь. - Лирический герой обращается к ней как к человеку и подчеркивает глубокое уважение и сочувствие к ней, обращаясь на «вы». Человек и лошадь похожи чем-то. Люди в каждодневной суете дел устают от работы, какое есть выражение? «Устал как лошадь». У каждого свой удел в этой жизни, каждый «везет свой груз» забот и тянет свою ношу. Мы похожи на лошадь и тем, что измотаны бываем, устаем и нас иногда покидают силы. - Сочувствие. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают, отвечают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | |
Обобщение знаний. Цель этапа: обобщить полученные знания, подготовить обучающихся к изучению следующих разделов курса; оценить деятельность обучающихся на уроке. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание деятельности на уроке | - Подумайте и выберите цвет краски который, по-вашему, соответствует значению этого слова или соотносится с этим словом и объясните, почему вы выбрали этот цвет. (По желанию ученики выходят к доске, выбирают цвет гуаши и оставляют след на ватмане, объясняют свой выбор) - Я думаю, что ваши слова и есть то, о чем хотел сказать в этом стихотворении Маяковский. - Вывод: - Так, о чем же это стихотворение? Разве оно о лошади? - Какое ключевое слово подходит ко всему стихотворению? | - Нет, скорее о людях. Это философское осмысление человеческой жизни. Маленькая победа добра над злом, жизни над смертью, вселяет оптимизмом душу поэта и нашу. - Милосердие | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель этапа: продолжить изучение творчества В.В. Маяковского | Домашнее задание | (Слайд 8) На выбор:
| Регулятивные: планируют свою деятельность в соответствие с инструктажем Коммуникативные: взаимодействие с учителем, выбор задания. | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель этапа: выявить, выполнены или нет поставленные цели урока; оценить деятельность на уроке. | Заключительная беседа по вопросам | - А сейчас, давайте вновь обратимся к тем отрывкам из стихотворений, которые прозвучали в начале урока. - Какой из них по-вашему мнению подходит для нашего урока как эпиграф? - (Слайд 9) И мне хочется закончить наш урок воспоминаниями матери В.В. Маяковского, которая писала, что Володю заинтересовал маяк, когда они плыли на пароходе. Ему объяснили назначение маяка: он далеко светит и указывает путь морякам. Маяк произвел на Володю сильное впечатление, что впоследствии, став поэтом, он написал для детей книжку и в конце книжки он обращается к детям со словами: - Дети, Будьте, как маяк! Всем, Кто ночью плыть не могут, Освещай огнем дорогу. - Сам он с детства мечтал жить так, чтобы своими делами освещать людям путь к светлому будущему.
- И сегодня на уроке его стихотворение указало нам, какими не нужно быть людьми, и главное человеческая красота кроется в милосердии души каждого из нас. И сострадание, и сочувствие так необходимо нам в трудную минуту. Они дают нам веру в ценность жизни и помогают двигаться дальше. - (Слайд 10) Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке по шаблону: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу…. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность | Познавательные: –построение логической цепи рассуждения; – постановка и решение проблем; Коммуникативные: – сотрудничество с учителем и сверстниками; – уметь осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
Приложения
Приложение 1
1). Но мне –
Люди,
И те, что обидели –
Вы мне всего дороже и ближе.
(«Облако в штанах», 1915).
2) …все, чем владеет моя душа…
…все это – хотите? –
Сейчас отдам
За одно только слово
Ласковое,
Человечье.
(«Дешевая распродажа», 1916).
Я люблю зверье,
Увидишь собачонку –
Тут у булочной одна –
Сплошная плешь, -
Из себя
И то готов достать печенку,
Мне не жалко, дорогая,
Ешь.
(«Про это, 1923).
Приложение 2
Тест. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение…»
1) Литературный прием, использованный автором к строке «В сто сорок солнц закат пылал»:
а) гипербола; б) сравнение; в) антитеза.
2) Разговор о поэзии с читателем-другом Маяковский ведет в форме:
а) поучительного рассказа; б) задушевной полушутливой беседы; в) нравоучительной истории.
3) Поэт и Солнце предстают в стихотворении как:
а) божество и маленький человек; б) непримиримые враги; в) два друга.
4) Диалог и авторские ремарки насыщены:
а) разговорной лексикой; б) высокопарными словами; в) сатирическими выпадами.
5) В стихотворении есть неологизм:
а) слазь; б) шляться; в) златолобо.
6) В этом стихотворении поэт утверждает, что:
а) поэзия играет созидательно-преобразующую роль; б) поэт возвышается над миром простых людей; в) поэзия должна скрашивать темные стороны жизни.
7) Тема стихотворения:
а) жизнь поэта летом на даче; б) фантастическая встреча человека и Солнца; в) поэтический труд и назначение поэзии.
Приложение 3
«лошадь упала» или образ улицы | «глаза лошадиные» или образ лошади | «лошадь пошла» или лирический герой |
|
|
|
Равнодушие | Боль, тоска | Сочувствие или милосердие. Оптимизм. |
Приложение 4
I. Фонетические (звукопись)
Средство выразительности | Определение | Пример |
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Люблю березу русскую |
II. Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. | И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется | Как море бесшумное, волнуется все войско. |
Метафора | Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазныефонтаны/ |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейку в дом несет (деньги); |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь; |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился... |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой | Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить |
| Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь» вместо «бездарность» |
| Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «Lerning more about London» ДЛЯ 5 КЛАССА ПО УЧЕБНИКУ “ENJOY ENGLISH-5-6”
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ «Lerning more about London» ДЛЯ 5 КЛАССА ПО УЧЕБНИКУ “ENJOY ENGLISH-5-6”...
Технологическая карта урока по теме " Степени сравнения многосложных прилагательных" в 4 классе
Технологическая карта - основной помощник по проведению урока. В карте чётко указаны все этапы современного урока, в данном случае -- урок " открытия нового знания", где на базе изученного материала, ...
Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема "В. Маяковский. "Хорошее отношение к лошадям"
Данный материал будет полезен учителям-словесникам, работающим по новым образовательным стандартам....
Разработка технологической карты урока на тему "Счет лет в истории" для 5 класса
Данная технологическая карта представляет собой разработку конкретного урока в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока на тему "Видео-письмо" корейского языка для 7 класса
Технологическая карта урока на тему "Видео-письмо" корейского языка для 7 класса...
Технологическая карта урока по теме «Баскетбол. Ловля и передача мяча» 6 класс
Технологическая карта урока по теме «Баскетбол. Ловля и передача мяча» 6 класс...
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)
Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...