Изучение творчества Я.П.Полонского в 10 классе: метапредметный подход.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)
В 10 классе в форме семинарского занятия знакомимся с Я.П.Полонским как человеком, поэтом и переводчиком, говорим о его прозаических произведениях, об увлечении рисованием. Примеры из жизни нашего земляка помогают десятиклассникам понять, что нужно отстаивать свою точку зрения, если она справедлива, и не идти на компромиссы с совестью. Сила таланта Полонского-поэта, на взгляд исследователей, в том, что даже в будничном мире ценностей частного человека он умел видеть и находить трагизм необычайной силы, подлинную драму человеческих чувств. Открытием для десятиклассников является творчество Полонского-художника. Больше всего поражает учащихся музыкальное наследие Якова Петровича. Школьники с интересом узнают, что даже привычные им социальные сети, например ВК, тоже отдают дань творчеству нашего земляка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_tvorchestva_ya.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение творчества Я.П.Полонского в 10 классе:
метапредметный подход.
Е.Г.Стрижова г.Рязань
МБОУ «Школа №16»
В 10 классе в форме семинарского занятия знакомимся с Я.П.Полонским как человеком, поэтом и переводчиком, говорим о его прозаических произведениях, об увлечении рисованием. Примеры из жизни нашего земляка помогают десятиклассникам понять, что нужно отстаивать свою точку зрения, если она справедлива, и не идти на компромиссы с совестью. Сила таланта Полонского-поэта, на взгляд исследователей, в том, что даже в будничном мире ценностей частного человека он умел видеть и находить трагизм необычайной силы, подлинную драму человеческих чувств. Открытием для десятиклассников является творчество Полонского-художника. Больше всего поражает учащихся музыкальное наследие Якова Петровича. Школьники с интересом узнают, что даже привычные им социальные сети, например ВК, тоже отдают дань творчеству нашего земляка.
Метапредметный подход, формирование мировоззрения учащихся, поэт, прозаик, автобиографический цикл, художник, картины - «записные книжки».
Много песен умчит навсегда невозвратное время —
Новые встанут певцы, и услышит их новое племя…
Яков Полонский
Настоящими профессионалами в образовании в наше время могут стать только специалисты самого широкого профиля. Именно поэтому любой педагог–предметник должен быть прежде всего хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).
ФГОСы второго поколения выдвигают требование применять в обучении метапредметный подход – необходимость раскрывать философские понятия и категории, например, такие, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героизм, любовь и ревность, семья, патриотизм, память, средствами учебного предмета на основе речевой и мыслительной деятельности учащихся. Такая работа с успехом проходила и проходит на уроках литературы, когда мы ведем разговор о жизненном пути самих писателей и анализируем художественные произведения, ими созданные.
Используя такую технологию, мы помогаем учащимся при разборе романа или повести, стихотворения или поэмы, преодолеть разобщенность знаний, говоря не только о средствах художественной выразительности, но и об ответственности, о совести, о свободе выбора, о настоящей любви, о смысле жизни, то есть мы ведем работу по формированию мировоззрения учащихся.
Так можно успешно работать и при изучении творчества Якова Петровича Полонского, занимающего заметное место в истории отечественной культуры, охватывающего по времени целую эпоху в российской словесности. Мы живем в Рязани и, следовательно, должны быть знакомы с творчеством нашего земляка, чьи первые стихотворные опыты заслужили похвалу В.А. Жуковского, а последние произведения были созданы на заре русского символизма. Именно метапредметность помогает нам в этом.
За 2 урока, которые я «выкраиваю» в программе 10-го класса, мы в форме семинарского занятия знакомимся с Я.П.Полонским как человеком, поэтом и переводчиком, говорим о его прозаических произведениях, об увлечении рисованием. Больше всего поражает учащихся музыкальное наследие Якова Петровича.
Как человек, Яков Петрович на всю жизнь сохранил в себе доверчивое отношение к окружающим. Многие современники поэта единодушно говорили о нем, как о художнике-идеалисте, движимом в своем творчестве безграничной любовью к миру. Обладая мягким и уступчивым характером, Полонский был в хороших отношениях с разными по убеждениям людьми: ценил и уважал Н.А.Некрасова, несколько десятков лет дружил с И.С.Тургеневым, - но никогда не предавал своих убеждений. Так, считая, что государство, религия, семья обладают абсолютной ценностью, серьезно поссорился с Л.Н.Толстым, утверждая , что многоликая красота искусства должна нести правду жизни.
Такие примеры из жизни нашего земляка помогают десятиклассникам понять, что нужно отстаивать свою точку зрения, если она справедлива, и не идти на компромиссы с совестью.
На протяжении 40 с лишним лет писательской деятельности Я.П.Полонский старался доказать преимущество поэзии «любви» (т.е. «чистого искусства») перед поэзией «ненависти», как он называл лирику гражданской направленности. И это ему удалось. Сила таланта Полонского-поэта заключалась в том, что даже в будничном мире ценностей частного человека он умел видеть и находить трагизм необычайной силы, подлинную драму человеческих чувств. Его стихотворные новеллы – вершина лирической поэзии. О любви он писал по-своему, используя утонченные краски, точные и выразительные детали.
От лирики Якова Петровича Полонского, изучаемой в 10 классе, мы «перебрасываем мостик» в класс 11, в поэзию «Серебряного века», ведь неповторимая мелодика стиха поэта будет остро ощущаться А. Блоком и другими символистами.
Вызывает интерес у школьников и творчество Полонского-прозаика. Это мемуарный и автобиографический цикл рассказов о детях: «Статуя весны» (1854), «Груня» (1855), «Дом в деревне» (1855), которые объединены не только тематически, но и душевной общностью героев повествований, созданных на основе детских впечатлений самого писателя. Каждый рассказ отражает определенный этап в развитии ребенка, соответствующий детству, отрочеству и юности (в первом рассказе герою 6 лет, во втором - четырнадцать, а в третьем - шестнадцать). Эти произведения были вызваны к жизни появившимся в литературе того времени интересом ко всей сложности жизненных влияний, которые испытывает человек в процессе своего формирования. Взрослый человек, писатель, рассказывает о жизни маленького оригинала Илюши. Лиризм и эмоциональность, в высшей степени свойственные поэзии Полонского, органически входят в его психологическую прозу, становясь важнейшим средством анализа. Рассказывая о мечтах Илюши, писатель самыми простыми словами передает такие чистые побуждения, присущие детскому возрасту, как сочувствие ко всякому несчастью и неприятие зла. Это стремление к всеобщему счастью заставляет мальчика при рассмотрении картинок, висящих в гостиной, заклеить кусочком бумаги лицо разбойника на одной из них. И здесь мы вспоминаем программу по литературе 7 класса и феерию А.Грина «Алые паруса», в которой главный герой, Артур Грей, замазывает краской гвозди на картине, изображающей распятие Христа.
Открытием для десятиклассников является творчество Полонского-художника. Любовь к изобразительному искусству не покидала поэта всю его жизнь. Медиа-ресурсы дают возможность познакомиться и с созданными в 1846-1848 гг. кавказскими пейзажами, которые позволяют судить о круге интересов Якова Петровича и дополняют его художественные произведения, и с женевскими зарисовками 1857 года, и с этюдами Петербурга. Его альбомы – своеобразные «записные книжки», в которых было все необходимое для дальнейшей работы над художественными произведениями. Главным трудом Полонского-художника можно назвать 13 пейзажей имения И.С.Тургенева, Спасского-Лутовинова, это те картины, которые окружали известного русского писателя в последние дни жизни во Франции.
Интересна жизнь Якова Петровича Полонского в музыке. К гармоничным, образным и музыкальным стихи Полонского писали музыку П.И. Чайковский и А.Д. Даргомыжский, С. Танеев и А. Рубинштейн. Некоторые произведения благодатной грузинской поры неисповедимыми путями вошли даже в репертуар острожного пения — несколько в изменённом виде, попросту став каторжанскими балладами и куплетами. Это ли не мечта любого поэта! Школьники с интересом узнают, что даже привычные им социальные сети, например ВК, тоже отдают дань творчеству нашего земляка. Обучающимся был представлен скриншот переписки, где приведен список из 157 русских и зарубежных композиторов, создавших романсы на стихи Якова Петровича. Интересен был школьникам и тот факт, что Полонский однажды выступил и в роли оперного либреттиста, создав первую комическую трактовку гоголевской «Ночи перед Рождеством» в опере «Кузнец Вакула», поставленной в 1876 году. Спектакль продержался на сцене 5 лет.
Так, благодаря, в том числе, самим учащимся, подготовившим свои выступления по направлениям изучения жизни и творчества Якова Петровича Полонского, мы открыли целый новый поэтический мир. А метапредметные навыки, полученные в ходе изучения краеведческого, культурологического и биографического материала, дают возможность обучающимся успешно входить во взрослую жизнь, успешно социализироваться.
Elena Strizhova
MBOU " School No. 16"
The study of creativity Ya. P. Polonsky in the 10th grade: the meta-subject approach.
In the 10th grade, in the form of a seminar, we get acquainted with Y. p. Polonsky as a person, a poet and a translator, we talk about his prose works, about his passion for drawing. Examples from the life of our countryman help tenth graders to understand that you need to defend your point of view, if it is fair, and not to compromise with conscience. The strength of Polonsky's talent as a poet, in the opinion of researchers, is that even in the everyday world of values of a private person, he was able to see and find a tragedy of extraordinary strength, a genuine drama of human feelings. Opening for tenth graders is the work of Polonsky-artist. Most of all, students are struck by the musical heritage of Yakov Petrovich. Students will learn with interest that even their usual social networks, such as VK, also pay tribute to the work of our countryman.
Meta-subject approach, formation of Outlook of the pupils, the poet, the prose writer, the autobiographical cycle, the artist, the paintings - "the notebook".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Метапредметный подход к определению математических понятий"
Мастер-класс на муниципальном этапе всероссийского конкурса "Учитель года-2016", презентация и конспект....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год
Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...
презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год
Презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...
Мастер-класс "Метапредметный подход в обучении"
Презентация мастер-класса по теме "Метапредметный подход в обучении" для педагогических работников...
Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...
Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).
Вниманию учителей представлена авторская разработка интегрированного урока географии – истории - литературы в 7 классе курса «Материки и океаны» д...