Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.
материал по математике (5 класс)

Шиповалова Ирина Николаевна

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos_na_urokah_matematiki_v_5_klasse.pptx94.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики МБОУ СОШ №19 г.Новоалтайска Шиповалова Ирина Николаевна Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметный подход в преподавании математики.

Слайд 2

Что такое метапредметный подход? Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи.

Слайд 3

Метапредметный урок – это урок, на котором… Школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка; Ученик промысливает , прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием Обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Слайд 4

Изучение новой темы: «Числовые и буквенные выражения» (5 класс) начинаю с постановки вопроса: На доске записать: 39+ 67; 27 – d ; 44 + с; 127 – 33; а + в; 59 – 28; -Ребята, скажите, на какие две группы можно разделить эти выражения? - Запишите выражения в 2 столбика 39+67; 27- d ; 127 – 33; 44 + с; 59-28; а + в; -Почему вы их так разделили? -Придумайте название каждому столбику: (числовые и буквенные). -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Дети формулируют тему урока, а я записываю ее на доске: «Числовые и буквенные выражения»

Слайд 5

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием. Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить: ситуации неопределенности; ситуации конфликта; ситуации опровержения; ситуации предположения.

Слайд 6

Урок в 5 классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа ». Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников Учитель Ученики - Посмотрите на примеры на доске. - Как вы думаете, как записать короче произведение, в котором все множители равны? - Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? - Так чего мы ещё не знаем? Фиксирует на доске вопрос. 2*2*2*2*2 5*5*5 6*6 - Два умножить на пять, пять умножить на три, шесть умножить на два. - Записать число, которое получится при вычислении. (Проблемная ситуация) - Несколько разных мнений. (Осознание противоречия) - Как короче записывать произведение? (Вопрос)

Слайд 7

Тема: «Распределительный закон умножения относительно сложения» (математика 5 класс) Задача 1. В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 груш и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду? Решение. 1 способ. 2 способ. (7 + 5) ٠10 = 120 7 ٠10 + 5 ٠10 = 120 Ответ: 120 деревьев. Создание проблемной ситуации через различные способы решения одной задачи.

Слайд 8

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности; использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Слайд 9

Метод проектов ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе является : в процессе работы над учебным проектом у школьников формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем зарождаются основы системного мышления развиваются творческие способности, воображение, фантазия воспитывается целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться по ситуации происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

Слайд 10

Этапы работы над проектом : подготовительный (определение темы и целей проекта, подбор рабочей группы) аналитический ( определение источников необходимой информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, распределение обязанностей между членами рабочей группы) практический ( сбор и уточнение информации-интервью, опросы, наблюдения, эксперимент ; выбор оптимального варианта хода проекта, поэтапное выполнение исследовательских задач) презентационный ( планирование презентации и подготовка презентационных материалов; защита проекта- включает в себя демонстрацию результатов исследовательской деятельности, предложения по разрешению проблем) контрольный (оценивание планирования процесса, деятельности; самооценку; определение уровня знаний предмета; анализ выполнения проекта, достигнутых результатов )

Слайд 11

Проектная деятельность с учениками 5 класса Ученикам давались примерные темы мини-исследований на выбор. Группой учащихся была выбрана тема: «Числа великаны». Цель проекта: узнать, что такое числа великаны, где их используют в своей деятельности люди. Задачи: узнать о числах великанах в легенде, в природе, в космосе, в жизни людей. Гипотеза: «Предположим, что числа великаны не нужны людям в их деятельности». В конце исследования ребята должны прийти к выводу, их гипотеза была неверной, и числа великаны нужны человеку во многих областях его деятельности.

Слайд 12

Н екоторые достоинства метода проектов: Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу. Творческие проекты позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении твор­ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо­бен, где применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реаль­ных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения.

Слайд 13

М етапредметный подход ориентирован на получение нового знания более высокого уровня Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. Это не ассоциативное наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения пения с чтением, а освоение универсальных принципов и стратегии познания. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования. М етапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Реализация ФГОС на уроках математики"

В связи введением ФГОС ООО с 2013 года изменилось роль учителя и ученика в учебном процессе. а также и требования к урокам....

Реализация ФГОС среднего общего образования в ПОО: метапредметный подход

Девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни». Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит? Цель метапредметного образовани...

Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе

Представление опыта: "Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе"...

Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год

Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...

презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год

Презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...

«Метапредметный подход в преподавании математики как необходимое условие развития мышления школьников»

Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на этот вопрос даёт великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Гол...

Статья "Реализация ФГОС на уроках математики в 5-х классах"

В данной статье рассматривается проблемно-диалогическое обучение Мельниковой Елены Леонидовны.  А это значит, что на уроке обязательно должны быть проработаны 4 звена:- постановка проблемы;- выдв...