Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Ц.Л. Куникова муниципального образования город – курорт Геленджик

Мастер-класс

«Метапредметный подход в преподавании физики»

Мерхалевой Елены Юрьевны,

учителя физики

МАОУ СОШ №8 им. Ц. Л. Куникова

2017г.

Метапредметный подход в преподавании физики.

В быстро меняющемся мире меняются требования к личности. Согласно современным представлениям выпускники школы должны не только обладать знаниями по конкретным дисциплинам, но и успешно применять их в повседневной жизни и в дальнейшем обучении. Сегодняшние школьники должны уметь быстро находить нужную информацию, саморазвиваться и самообразовываться, уметь сопоставлять большое количество источников информации, сравнивая разные точки зрения чтобы выбрать верный путь решения.  В этой связи в Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего (полного) образования    заложены новые методологические подходы, новые требования к  результатам обучения, которые вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Итак, метапредметный подход в обучении– это организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием, при этом подразумеваетсяне запоминание, заучивание информации, а промысливание важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у  учащихся  предметных  базовых  способностей, использование  способа  переоткрывания  знания  на  разном  учебном  материале, наличие рефлексивной деятельности.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
  2. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
  3. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.
  4. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Новые требования к результатам обучения предъявляют современному уроку определенные требования:

  1. Урок   должен  иметь  мотивирующее  на  работу  начало  и  окончание,  фиксирующее результаты этой работы.
  2. Учитель  должен  спланировать  свою  деятельность  и  деятельность  учащихся.
  3. Тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися.
  4. Учитель  организует  проблемные  и  поисковые  ситуации,  активизирует  деятельность учащихся.
  5. Урок должен быть развивающим.
  6. Учитель  сам  нацеливается  на  сотрудничество  с  учениками  и  умеет  направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
  7. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  8. Времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровье-сбережение.
  9. Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей.

Из опыта работы приведу пример – урок, на котором реализованы метапредметные результаты.

Перед вами в конвертах раздаточный материал к данному уроку, а также технологическая карта и карточки, отражающие метапредметные результаты каждого этапа урока, в конце моего выступления я попрошу вас их сопоставить.

Тема: Решение задач по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества», 8 класс.

Цели по достижению метапредметных результатов: 

Личностные:                                                                                                                                                                                                                     сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:                                                                                                                                                                                                                осуществлять поиск нужной информации, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                           допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера.

Урок содержит несколько этапов.

Этапы урока

Цель этапов урока

Деятельность

Метапредметные результаты

Учителя        

Учащихся

1.Организационный

Проверить готовность к уроку, создать спокойную, рабочую обстановку в классе.

Проверка готовность к уроку.  Оцените свое рабочее место.

Вспомните законы урока.

(Слайд 2)

Учащиеся оценивают готовность к уроку.

Личностные. Самоопределение, настрой на урок.

2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности. Постановка цели урока.

Составление плана работы на уроке.

Вывести тему и цель урока.

 Ребята, какую тему мы изучаем?

Обратите внимание на слайд. (Слайд 3) Прочтите стихотворение.

Как вы думаете, чему посвятим урок сегодня? Какова тема урока?

Тему определили верно. Запишите ее. (Слайд 3)

Какие цели урока вы поставили бы перед собой сегодня? (Слайд 4)

Ребята, что значит уметь решать задачи? Что надо знать, чтобы решить задачу правильно?

Какой план работы вы составили бы сегодня? (План записывается на доске)

Ребята, у каждого из вас на столе лежат листы самоконтроля. В них в течение урока ставьте знаки «+» или «-» в зависимости от того справились вы с заданием или нет. В конце урока вы получите «карту» знаний, с помощью которой сможете ликвидировать пробелы в знаниях.

Учащиеся работают устно. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют и записывают тему урока.

Формулируют цели урока.

Размышляют, спорят, составляют план работы.

Регулятивные. Самостоятельное выделение и формулировка темы и целей урока.

Анализ условий достижения целей, планирование путей достижения целей.

Коммуникативные.

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.

3.Актуализация знаний.

Развивать умение проводить самодиагностику и самоанализ.

Повторим материал прошлого урока в виде самостоятельной работы. По окончании работы проведите самопроверку, сравнивая свои ответы на вопросы с информацией на слайде. Оцените вашу работу: если вы выполнили любые два задания, поставьте «3», если выполнили 3 задания, то «4», если выполнили все задания правильно можете поставить себе «5»! (Слайд 5, 6)

Работают письменно, самостоятельно, по окончании выполняют самопроверку.

Познавательные. Умение

давать определение понятиям.

Регулятивные. Самостоятельный контроль своего времени и управление им.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Коррекция опорных знаний учащихся.

Выясним, что еще вы знаете о тепловых процессах? На слайдах будут появляться задания, вам необходимо их выполнить. В листе самоконтроля  поставьте знаки «+» или «-» в зависимости от того справились вы с заданием или нет.

Решите задачу. Она считается решенной, если вы верно выберите и поднимете карточку с формулой (Приложение 4). (Слайд 7-12)

Учащиеся работают устно. Заполняют листы самоконтроля.

Познавательные. Умение структурировать знания,

давать определение понятиям.

Регулятивные. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Оценить собственную деятельность.

Что мы с вами повторили? В листе самоконтроля которые выдаются в начале урока, поставьте знаки «+» или «-» в зависимости от того справились вы с заданием или нет.

Какой следующий шаг?

Учащиеся работают устно. Повторили названия процессов, обозначение и единицы измерения некоторых физических величин, формулы, описывающие тепловые процессы.

Следующий шаг – повторить алгоритм решения задач

Регулятивные. Осознание уровня и качества усвоения знания.

Реализация плана.

Повторить алгоритм решения задач.

 Чтобы решить задачу верно надо воспользоваться алгоритмом решения. Алгоритм - это последовательность действий. Вам необходимо вспомнить и правильно расставить порядок действий. (Приложение 3) (Слайд 13, 14).

Учащиеся работают устно. Вспоминают алгоритм решения задач, выполняют задание.

Познавательные. Восстанавливать известный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм.

Коммуникативные.

Формулирование собственного мнения и позиции, умение аргументировать их, адекватно использовать речь для регуляции своей деятельности.

Оценить собственную деятельность.

Что мы с вами повторили? Какой следующий шаг?

Учащиеся работают устно. Повторили алгоритм решения задач.

Следующий шаг – решение задач.

Регулятивные. Осознание уровня и качества усвоения знания.

Личностные. Оценивание усваиваемого материала.

Коммуникативные. Установление связи между целью и результатом.

4. Применение знаний при решении практических задач.

Организовать работу в группах.

Для выполнения следующего задания предлагаю объединится в группы и выполнить задание в карточке (Приложение  5) (Слайд 15)

(Для слабоуспевающих предусмотрен упрощенный вариант задания (Приложение 6).

Запишите краткую запись задач, которые у вас получились в тетради, оставляя свободное место для решения (корректирует, если необходимо условие и решение).

Работают в группе, обсуждают, выполняют задание, затем отвечают на 1, 2, 3 вопросы в карточке - фронтально,

краткую запись и решение новых задач (вопросы в карточке 4-6) записывают на доске представители групп, объясняют решение.

Познавательные. Построение логических рассуждений, умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения.

Регулятивные. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации.

Личностные. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные. Умение учитывать разные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве,

формулирование собственного мнения, аргументирование и координировние его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

5.Рефлексия.

Оценить собственную деятельность.

 Итак, наш урок подходит к концу. В листе самоконтроля оцените ваши знания на сегодняшний день.

- Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли ее достичь?

-Выполнили ли план?

-Остались ли у вас вопросы?

    Продолжите предложения:

 Своей работой на уроке я...             доволен/ не доволен  

У меня получилось …

Было трудно  ...

 Материал урока мне был …         полезен/ бесполезен (Слайд 16)

Отвечают фронтально на вопросы учителя, записывают домашнее задание.

Регулятивные. Осознание уровня и качества усвоения знания.

Личностные. Оценивание усваиваемого материала.

Коммуникативные. Установление связи между целью и результатом.

6. Домашнее задание

В листе самоконтроля вы оценили ваши знания на сегодняшний день. К следующему уроку необходимо заполнить пробелы в них.

Составить и решить задачу по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества» или составить задания к задаче 5 из упражнения 16 учебника, решенной на прошлом уроке. (Слайд 17)

Записывают домашнее задание.

Познавательные. Выделение существенной информации из

слов учителя.

Каждый этап этого урока работает на достижение метапредметных результатов. Роль учителя сводится к корректирующей, так каксегодня важно не просто сформировать у школьника как можно больший объем знаний, сколько подготовить его к жизни, обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие. Физика лежит в основе многих дисциплин, играет большую роль в различных областях деятельности человека, а, следовательно в большей мере, чем любая из естественных наук, расширяет границы человеческого знания, обеспечивает метапредметный характер обучения, учит самому главному – умению учиться в течение всей жизни.

Литература.

  1. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.  infourok.ru›
  2. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты. sch922v.mskobr.ru
  3. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. orc.surgpu.ru›
  4. Метапредметный подход на уроках физики. festival.1september.ru
  5. Метапредметный подход в преподавании физики  UVD45 uvd45.ru›4-kurs/metapredmetnyi
  6. Учебный предмет «Физика» и возможность достижения метапредметных результатов. CyberLeninka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в преподавании физики

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач....

Мастер-класс "Метапредметный подход к определению математических понятий"

Мастер-класс на муниципальном этапе всероссийского конкурса "Учитель года-2016", презентация и конспект....

презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год

Презентация. Мастер - класс «Метапредметный подход в преподавании физики» на Тьюторской конференции 2017 год...

Метапредметный подход в преподавании физики

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицирует на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Современные методы направлены на р...

Семинар "Метапредметный подход в преподавании физики"

Семинар "Метапредметный подход в преподавании физики", который был представлен на конкурс "Учительгода" - "Я в педагогике нашел свое призванье!"...

Метапредметный подход в преподавании физики

Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. В основе метапредметного подхода - понимание того, что главное, чему надо учить в школе, - это творческое мышление....

Реализация ФГОС на уроках математики в 5 классе: метапредметные подход в преподавании математики.

Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать инф...