Технологическая карта урока по теме: "Художественное произведение. Содержание и форма"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ооржак Орлана Чечен-ооловна

Вводный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма

Цель

повторить изученное в 5 классе; познакомить со структурой учебника-хрестоматии; показать необходимость читательского труда; дать понятие о литературе как особой форме познания действительности; учить определять сюжетные и композиционные особенности произведений.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Основные понятия

Портрет литературного героя

Межпредметные связи

 Окружающий мир, иллюстрации, живопись.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация

 

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Организация пространства

Работа групповая, парная.

                                                     Технологическая карта урока литературы 6класс                                 «_____» _____________г

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть

Приветствие. Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.

Давайте улыбнемся друг другу и продолжим путешествие по стране Литературии.

Включение в деятельность

 Настраиваются на работу.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

Мы начинаем новый учебный год, он разделяет вашу школьную жизнь пополам. Теперь с каждым днем учиться в школе вам останется все меньше, чем вы уже проучились. А сколько еще надо успеть прочитать, решить, обдумать! Вы взрослеете и все больше умеете делать. Пятиклассники вам уже кажутся маленькими, а ведь еще год назад вы были такими же. Вспомним, что мы читали на уроках литературы, какие книги обсуждали.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. Делать выводы, обобщения.

III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

– Как называется традиционное начало сказки? (Зачин.)

– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

– Какие сказки мы читали в 5 классе? (Народные сказки

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; литературные сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. Погорельского, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Х.К. Андерсена.)

– Чем отличаются литературные сказки от народных? (Примерный ответ.У литературных сказок есть автор, у народных сказок автор – народ; литературные сказки не имеют

вариантов, в отличие от народных они написаны языком

художественной литературы, сюжет их обычно более развернут, картины реальной жизни соседствуют с чудесами

и т. д.)

– Героиней какой русской народной сказки является заколдованная красавица? («Царевна-лягушка».)

– В основу какой литературной сказки положена русская народная сказка, записанная А.С. Пушкиным со слов няни Арины Родионовны: «Царевна заблудилася в лесу. Нахо-ит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али

женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат

названый; коли женщина, будь нам мать или сестра…”»?

(«Сказка о мертвой царевне…».)

– Определите жанр произведения по следующим признакам:

это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно о животных, говорящих и действующих по-человечески; в этом

рассказе есть мораль – идея рассказа. (Это басня.) – Произведения каких авторов вы помните с прошлого года?

– Что вы читали летом?

– Какие книги вам запомнились?

– Чем вам понравились прочитанные книги?

– Что бы вы посоветовали прочитать своим друзьям

– Назовите самого известного русского баснописца. (Иван

Андреевич Крылов.)

– Какие басни И.А. Крылова вы помните?

(Аукцион басен: кто назовет басню последним, тот и выиграл.)

– Из какой поэмы эти строки: «Любезный сын, / Уж я забыл

отчизны дальной / Угрюмый край…»? (Из поэмы «Руслан

и Людмила» А.С. Пушкина.)

– В тексте поэмы «Руслан и Людмила» есть строки: «Лампада

гаснет, дым бежит…», «Надежда гибнет, гаснет вера…» Какие слова употреблены в переносном значении? (Бежит,

гибнет, гаснет.)

– Как называются такие средства художественной выразительности? (Олицетворение, метафора.)

– В каком произведении Н.В. Гоголя герой ради любимой

совершает необыкновенное путешествие верхом на черте?

(В сказочной повести «Ночь перед Рождеством» из цикла «Ве-чера на хуторе близ Диканьки».)

– Какие еще произведения Н.В. Гоголя вы читали? («Заколдованное место».)

– Какое произведение М. Ю. Лермонтова рассказывает о событиях Отечественной войны? («Бородино».)

– Восстановите лермонтовские строки.

Ну ж был денек!

Сквозь дым… (летучий)

Французы двинулись, … (как тучи),

И все на наш редут.

– Что за слова вы вставили (с точки зрения художественной

выразительности)? (Эпитет, сравнение.)

– В каких литературных сказках природа помогает девочкам-героиням? («Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Двенадцать

месяцев» С.Я. Маршака.) Кто автор «Малахитовой шкатулки», «Каменного цветка»?

(П.П. Бажов.)

– Назовите жанр этих произведений. (Сказ.)

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом

 Цель -развитие читательских умений.

Знакомство с учебником

– Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Кто авторы-составители учебника? (В.П. Полухина, В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин.)

– Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах,

прочитайте стихотворения.

– Загляните в оглавление, определите путь на целый год.

Мы будем идти от фольклора к древнерусской литературе,

от нее – к русской литературе XVIII, ХIХ и ХХ веков, затем познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями народов

России и частично – с зарубежной литературой – от древности

до ХХ века.

– Как соотносятся разделы литературы, которые предстоит

изучать, с иллюстрациями на обложке и форзацах?

– Какие авторы, перечисленные в содержании, вам уже знакомы? Какие произведения этих авторов вы помните?

Обратите внимание на краткий словарь литературоведческих

терминов в конце ч. 2 учебника, который поможет самостоятельно разобраться в некоторых сложных вопросах.

2. Чтение статьи «В дорогу зовущие» (с.)

К.Г.Паустовский писал: «Человек, любящий и умеющий читать,- счастливый человек.                    Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги.» 

Высказывания о книге

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: 

Полезнее книги нет вещи на свете! 

Пусть книги друзьями заходят в дома, 

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! 

(Сергей Михалков в стихотворении «Обращение писателя к читателям»)

Личностные результаты:

1 самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация

Познавательные УУД:

1. работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

V.Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

Пословица недаром молвится (пословицы о книге)

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Книга для ума – что теплый дождь для всходов.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочёл книгу – встретился с другом.

Хорошая книга – лучший друг.

Выясним лексическое значение слова «книга»

Книга, -и, ж. 1) Произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом. 

2) Сшитые в один переплёт листы бумаги, заполняемые документальными официальными учётными данными. 

3) Крупное подразделение литературного произведения, состоящие из многих глав. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения рассуждать.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

Отгадайте Загадки

1.Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.      

2. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.    

История русской книги

В I веке н. э. появились кодексы – старинные рукописи. В III веке они начали постепенно вытеснять папирус, так как появился еще один материал - пергамент. В VI веке тексты рукописей переписывали.

Книга учит грамоте

1) Книга – в…ликая вещ…, пока человек умеет ею пользоват…ся.

(А.А. Блок).

2) Каждую книгу нужно уметь ч…тать. (Б. Паскаль)

3) Ч…тать не размышляя, всё равно, что есть и (не) переваривать.

(Э. Борк).

4) Книги следу…т ч…тать также нетор…пливо и бережно, как они п…сались. (Г. Торо).

Объясните пунктуацию в первом предложении.

 

1) (В) хорош…й книг… бол…ше истин, чем хотел вл…жить в неё авт…р. ( М. Эбнер- Эшенбах).

2) В…время пр…читанная книга – огромная удача. Она способна изменить, как (не) измен…т её лучший дру(?)  или наставник.

 (П.А. Павленко)

3) Хорош… книги сходны в одном, - когда вы д…чита…те (до) к…нца, вам кажет(?)ся, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. (Э. Хемингуэй).

-Объясните пунктуацию во втором предложении.

1) Ж…знь в мир… книг – это приобщение (к) красоте мысли, наслаждение культурн…ми богатствами. (В. Сухомлинский).

2)Увид…ть и познать свой край можно либо св…ими глазами, либо с помощ…ю кни…. (М. Ломоносов).

3) Книги делают человека луч(?)ше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли (не) единстве(н,нн)ая цель искусства.(И. Гончаров).

4) Книги дороже мне престола! (В.Шекспир).

-Объясните пунктуацию в первом предложении.

Над книгой трудилось пять мастеров: копировщики, каллиграфы, корректоры, иллюстраторы и художники. Копировщики работали с массовым производством книг. Каллиграфы привлекались для работы над важными книгами. Корректоры сравнивали книгу с рукописью, с которой она переписывалась. Художники рисовали красные буквы. Иллюстраторы трудилась над созданием иллюстраций. Материалами для первых книг служили пергамент или велень (так называли кожу теленка). Обложку изготавливали из древесины, сверху покрывали кожей. Книги оснащали обвязками и зажимами, чтобы удержать плохо формирующийся пергамент. Вспомните теперь, как выглядели старинные книги: мощные и с загадочными зажимами! Уже в позднем Средневековье появились общественные библиотеки. Тогда для предотвращения воровства ценных книг, их приковывали к столу или к книжной полке!

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VII.Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

Какой момент урока был самым трудным?

- Что вас удивило, обрадовало, огорчило?

Я желаю обрести вам много хороших друзей – прочитать много хороших книг.

И пусть они станут вашими спутниками, которые обязательно принесут пользу.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Поделиться…

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII.Дом.зад

1. Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики

«Проверьте себя» (стр. 5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Краткие формы вспомогательных глаголов"

Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...

Технологическая карта урока музыки для 3 класса по теме "Форма рондо"

Цель: создание условий для формирования способности определять строение, характер и настроение музыкальных произведений....

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Технологическая карта урока в 5 классе с использованием электронной формы учебника по теме: "Школы Англии" (УМК "Starlight 5” К.М.Баранова, Д.Дули)

Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебника в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Урок в 5 класс...

Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"

Цель урока:Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей....