Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
план-конспект урока по русскому языку на тему
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_zagadka_mnozhestennogo_chisla-5-klass-.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
учителя русского языка и литературы МБОУ СШ №34
Хисамутдиновой Филии Равиловны
Тема урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
-выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа;
- опознавать их в тексте и устной речи;
- определять принадлежность к тематическим группам;
- уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией;
- расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
-высказывать предположения на основе наблюдений;
-формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
-соотносить цели и результаты своей деятельности;
-определять степень успешности работы.
Познавательные:
-выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
-искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
-уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока:
авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы.
Этап урока | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Самоопределение к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм | Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л) | ||
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Актуализация знаний учащихся о синтаксическом разборе предложения, постановки тире между подлежащим и сказуемом, указанием склонения и рода у существительных с последующим выходом на проблемную ситуацию урока | 1.Запись и разбор предложения Масленица – праздник проводов зимы. | Фронтальная, парная, индивидуальная | Диктует предложение. Предлагает выполнить синтаксический разбор предложения, определить у существительных род и склонение. | Записывают предложение, у существительных определяют склонение и род. | Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К). |
2. Словарная работа Масленица – | Предлагает подобрать однокоренные слова | Подбирают однокоренные слова, определяют части речи, выделяют морфемы (масленичная маслить масло) | |||
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. | 1. Подводящий диалог: 1.Как слова, которые мы записали в предложении, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные) 2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существи- тельное? (склонения существительных, имеют форму единственного числа) 3. Какую особенность предложения заметили? Проводы – нельзя определить род , употребляется во мн.числе. Попробуем поставить в ед.число. Не получается. 4.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса | Фронтальная, индивидуальная, парная | Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели. Группа «Экспертов» проводит работу по статье Д. Розенталя. Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы. Остальные учащиеся работают над дифференцированным заданием. Работают индивидуально. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводят способ действий, выставляют отметки в соответствии с нормами. | Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р) |
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели, Фиксация нового знания в речи | 1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила. | Коллективная, парная | I. Предлагает ученикам отгадать загадки, записать отгадки в тетрадь. II.В технологии проблемного диалога организует наблюдение: 1.Прочитайте слова 2. Что их объединяет? (окончание мн. ч. и-ы) 3 Как же мы будем отличать существительные, имеющие форму только множественного числа, от существительных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единственного числа? III.Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения (Обсудите в группах, какие слова можно выписать для тематической группы. Дополните своими примерами). | 1.Отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадь. 2.Проводят наблюдение над морфемами. 3.Выделяют тематические группы имён существительных, имеющих форму только множественного числа После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы | Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К). |
V.Физкультминутка. Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую. | Коллективная | Вместе с детьми выполняет упражнения | Вместе с учителем выполняют упражнения | ||
VI. Первичное закрепление учебного материала. Организация усвоения детьми способа действия при различении существительных, имеющих формы обоих чисел и только множест- венного числа. Применение полученных знаний на практике. | 1.Найди четвертое лишнее 1.джинсы, штаны, юбки, шорты 2. шашки, шахматы, викторины, прятки 2.Музыкальный диктант 1. Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои. 2.Если я чешу в затылке – не беда! В голове моей опилки – да, да, да! 3.Музыка П.Чайковского, цикл «Времена года», «Январь.Святки». 3.Определить название мультфильма («Каникулы в Простоквашино») 3.Работа по карточкам «Из мира простых вещей» | Индивидуальная Групповая | Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют задания индивидуально. Записывают существительные, употребляемые только во мн.числе. Выполняют работу в группе. | Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К). |
VII. Создание проекта «Страничка «Портфеля читателя». Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия | Группо- вая | Уточняет понимание задания, осуществляет контроль | Выполняют задание сначала в группах, затем индивидуально оформляют свою страничку. Оценивание работы (самоконтроль и взаимоконтроль) | Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.Р). | |
VIII.Рефлексия. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. | Индивидуальная | Организует рефлексию через подводящий диалог. | Отвечают на вопросы, подводят итог работы. Выставляют оценки. | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р) | |
IX.Домашнее задание | Даёт задание. п.93, №509 или написать рассказ на одну из тем «В магазине», «Готовим блины на Масленицу», «В школьной мастерской» , используя существительные, употребляемые только во мн.числе. | Записывают задание. |
Приложение к уроку.
1. Отгадайте загадки:
- Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)
- Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)
- Зубасты, а не кусаются. (Грабли)
- С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)
2. Выпишите из списка слова одной тематической группы.
1 группа - парные предметы (бриджи, брюки, ползунки, сани, ворота, вилы, джинсы, колготы, клещи, лосины, ножницы, носилки, очки, шорты, штаны, шаровары)
2. группа - отрезки времени, явления природы (будни, сумерки, каникулы, хлопья, заморозки)
3. группа – вещества (брызги, объедки, опилки, дрожжи, духи,
4. группа – еда (пельмени, сухофрукты, сливки, спагетти, консервы, макароны, тефтели, фисташки)
Слова для справок
Бигуди Дрожжи | Обои Каникулы | Сухофрукты Ходики |
3. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Греции для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венеция – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
Карточка 4
Одна из легенд гласит, что в XVI столетии владелец таверны, распол…женной недалеко от Неаполя, готовил для посетителей лапшу разных видов. Однажды его доч (ь) играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на веревке для белья. Увидев «игрушки», находчивый хозяин св…рил трубочки, п…лил их специальным томатным соусом и дал новое блюдо гостям. Посетители таверны были в восторге. Это заведение стало излюбленным местом неаполитанцев, а ее хозяин, сколотив приличное состояние, вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству необычной продукции. Звали этого удачного предпринимателя Марко Арони, а блюдо, конечно же, назвали _____________________ (макароны), сопоставив имя и фамилию «изобретателя».
Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око.)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
4. Создайте страничку «Портфеля читателя»
Задание: прочитайте текст, найдите существительное (существительные), употребляемые только во множественном числе, дайте толкование этому слову и сделайте иллюстрацию.
Группа №1
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Все утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце ее отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнем;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном;
И покрыл окрестность бор…(В.Жуковский «Спящая царевна»)
Группа №2
Докторам хорошо,
а рабочим -
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа - уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает -
сделаем вместе,
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково. (В. Маяковский «Кем быть?»)
Группа №3
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Брозды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
***
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
***
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд…( Пушкин А.С. Из романа «Евгений Онегин»)
Группа №4
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдpyг по pеке пронесся кто-то
Hа металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпpыгнyл
И исчез.
И долго я стоял y речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!» (Даниил Хармс. Я шёл зимою вдоль болота…»)
Портфель читателя
ЗАДАНИЕ 6. «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»
Задание по произведению: |
Автор книги: |
Срок выполнения: |
Выпиши непонятные слова в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Выясни и запиши их значение, если получится, попробуй нарисовать.
Слово и его значение | Иллюстрация к слову |
- группа Эксперты
Прочитайте отрывок из книги «Современный русский язык» под редакцией Д.Э.Розенталя. Проведите исследование текста. Ответьте на следующие вопросы:
- Какие числа имело имя существительное в древнерусском языке?
- Сколько слов входит в категорию существительных, употребляющихся только во множественном числе?
- Какие группы относятся к этим существительным? (приведите 1-2 примера)
- Какие признаки объединяют эти слова? (можно посмотреть ответ на этот вопрос в учебнике русского языка)
Обязательно отразите эти вопросы в своем выступлении.
Свое выступление можете начать со слов:
Мы, как эксперты, исследовали текст отрывка из истории о числе имен существительных и пришли к выводу, что в древнерусском языке было _______________ числа: ________________________. Потом _______________ число исчезло, а существительные из этого числа перешли в разряд _________________________________ . В русском языке их более ______________ . К ним относятся ______________________(приведите 1-2 примера устно) .
Таким образом, проведя это исследование, мы пришли к выводу, что выдвинутая гипотеза об истории имен существительных только во множественном числе _________________ (доказана/ опровергнута).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. В современном русском языке в эту категорию входят около 600 (шестисот) слов. Подавляющее большинство из них относятся к следующим категориям: существительные, обозначающие
- явления природы (потёмки, сумерки)
- праздники (именины, смотрины)
- игры (жмурки, прятки)
- отрезки времени (каникулы, сутки);
- вещества (белила, дрожжи, дрова, духи, консервы, макароны, опилки, отруби, сливки, стружки, чернила и т. д.)
- парные предметы (брюки, вилы, грабли, качели, ножницы, очки, перила, тиски, часы, шахматы, шашки, щипцы и т. д.);
- географические и астрономические названия (Альпы, Балканы, Горки, Жигули, Карпаты, Пиренеи, Холмогоры, Черкассы, Близнецы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Урок проводится по модульной технологии в игровой форме....
Имена-существительные, имеющие форму только множественного числа
Презентация-тренажёр...
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
конспект урока русского языка...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
В презентации представлен иллюстративный материал по указанной теме...
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД....
Презентация к уроку для 5 класса "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
В презентации по теме даны все основные этапы урока, помещён разнообразный материал, с опорой на краеведение. Мы живём в Карелии, этот урок я давала в старинном заонежском селе Великая Губа. Поэтому с...
Конспект урока "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"
Конспект урока предназначен для учащихся 5 класса. Тип урока - урок открытия новых знаний. Методы/приёмы обучения: беседа, наглядно-иллюстративный прием, лексическая работа, проблемный...