Программа внеурочной деятельности "Через тернии к слову"
рабочая программа по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loginova_p1.1.docx | 69.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Логинова Ольга Хамдамовна Приложение 1.1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ташаринская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» на заседании методического объединения Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. Руководитель методического объединения ____________/Е. Н. Лакина/ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______/Г. В. Шаталова/ «28» августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Ташаринская СОШ __________ /О. Х. Логинова/ Приказ № 61/15-04 от « 29» августа 2018 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
интеллектуальный кружок «Через тернии к слову»
для 3-7 классов
Составитель: Логинова О.Х.,
учитель русского языка и литературы
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального кружка «Через тернии к слову» для 3–7 классов составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г на основе проекта «Уроки деонтологии»: Рабочая программа дополнительного образования.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа интеллектуального кружка «Через тернии к слову» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 3-7 классах, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся таких личностных характеристик, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Через тернии к слову» максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам, что позволяет научиться вести диалог с родителями, организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей, привлекать родителей к проведению совместных мероприятий, изучать, корректировать и осуществлять с учетом особенности воспитания школьников.
Учащиеся 3-5 классов выступают в качестве «конкурсантов», учащиеся 6-7 классов в качестве «экспертов». Задача «экспертов» подготовить и провести исследовательскую работу по предложенным темам. Задача «конкурсантов» подготовиться и набрать максимальное количество баллов по предложенным темам. По итогам викторин «конкурсанты», набравшие максимальное количество баллов, на следующий учебный год становятся «экспертами».
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей. Поэтому деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, и этим данная программа отличается от имеющихся. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса обучающихся как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8 - 13 лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность - одна из задач образования.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- чувствовать необходимость знаний;
- судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
- формировать интерес к новому;
-осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
- самоизменяться — приобретать новые знания и умения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:
регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины успеха/неуспеха.
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в различных источниках информации, делать предварительный отбор источников информации;
- извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления, классифицировать их;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Раздел (глава) | Кол-во часов | Введение /диагностика | Занятия по развитию речи |
Раздел 1. Любовь | 9 | 5/1 | 3 | |
Раздел 2. Доброта | 6 | 2/1 | 3 | |
Раздел 3. Семья | 6 | 2/1 | 3 | |
Раздел 4. Смысл жизни | 8 | 3/1 | 4 | |
Раздел 5. Служение | 5 | 1/1 | 3 | |
Итого | 34 | 13/5 | 16 |
График выполнения практической части программы
Введение
№ п/п | Тема (раздел, блок тем) | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
Раздел 1. Любовь | 5 | |||
Раздел 2. Доброта | 2 | |||
Раздел 3. Семья | 2 | |||
Раздел 4. Смысл жизни | 3 | |||
Раздел 5. Служение | 1 | |||
ИТОГО | 13 |
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
№ п/п | Тема (раздел, блок тем) | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически | |||
Раздел 1. Любовь | 3 | |||
Раздел 2. Доброта | 3 | |||
Раздел 3. Семья | 3 | |||
Раздел 4. Смысл жизни | 4 | |||
Раздел 5. Служение | 3 | |||
ИТОГО | 16 |
Календарно - тематическое планирование предмета, курса
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты (УУД) | Дата | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. Любовь | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Грубость и капризы» (4 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; -умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
«Скромность и сквернословие» (5 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; -умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
«Насмешка, оскорбление и прощение» (6-7 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; -умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации | |||
«Первое горе и память» (6-7кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации | |||
«Любовь и патриотизм» (3-4кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации | |||
Занятия по развитию речи (3-4 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи (5 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи (6-7кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | ||||
Раздел 2. Доброта | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Защита слабого, забота и взаимопомощь» (3-4кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
« Скупость и обман» (5-7 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятия по развитию речи «Ответственность» (4 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Предательство» (5 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Столкновение мировоззрений» (6-7 кл.) | 1 | Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | ||||
Раздел 3. Семья | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Самостоятельность» (3-4 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
«Свобода и послушание» (5-7 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятия по развитию речи «Знакомство с окружающим миром» (3 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Доверие» (5-6 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятия по развитию речи «Одиночество» (7 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | ||||
Раздел 4. Смысл жизни | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Человек- не животное» (3-4кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
«О материальном и духовном», «Историческая память» (5-6 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
«Риск и страх» (7 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятие по развитию речи «Смелость» (3-4 кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Занятие по развитию речи «Мечта о счастье» (5-6 кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятие по развитию речи «Осквернение» (7кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятие по развитию речи «Осквернение» (7кл.) | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Диагностика | 1 | -Демонстрирует знания, полученные из различных источников информации. | |||
Раздел 5. Служение | Метапредметные результаты: -умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха. познавательные УУД: - извлекать информацию, воспринимать тексты разных стилей; коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Личностные результаты: - судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; -осуществлять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. | ||||
«Служение Родине» (3-7кл.) | 1 | -Знает современное многообразие источников информации как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде; - умеет использовать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими задачами. | |||
Занятие по развитию речи «Служение Родине» (3-4кл.) | 1 | -Демонстрирует использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий. | |||
Занятие по развитию речи «Служение Родине» (5кл.) | 1 | -Демонстрирует использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий. | |||
Занятие по развитию речи «Служение Родине» (6-7кл.) | 1 | -Демонстрирует использование всех знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий. | |||
Диагностика | 1 |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
- Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Электронное сопровождение:
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на сайте: http://school-collection.edu/ru.
- http://www.edu54.ru/deontology/
Перечень учебного и компьютерного оборудования
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | В наличии * |
Печатные пособия | ||
Комплект научно-познавательных книг | Имеется в наличии | |
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||
Мультимедийный проектор | Д | |
Компьютер | П | |
Экспозиционный экран | Д | |
Сканер | Д | |
Принтер лазерный | Д | |
Ксерокс | Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Подборка научно-познавательных презентаций | Д |
* Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;
- Р – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-7 экз.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
По итогам изучения предмета, курса ученик научится:
- использовать элементы справочно-поискового аппарата печатных и электронных справочных изданий;
- определять смысловые и структурные особенности учебных, научно-познавательных текстов;
- осуществлять критический анализ текста с точки зрения истинности приведенных фактов и суждений, обнаружение нелогичности, непоследовательности или ложности в аргументации, различение подтвержденных и неподтвержденных высказываний;
- создавать электронную презентацию, критически ее оценивать.
По итогам изучения предмета, курса ученик может научиться:
- выражать свою информационную потребность,
-самостоятельно вести поиск информации, осуществлять анализ и синтез информации;
- самостоятельно создавать информационный продукт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....
программа внеурочной деятельности "Мир удивительных слов"
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир татарской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных и...
Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Живое слово"
Кружок «Живое слово» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику...
Программа внеурочной деятельности кружка «Художественное слово»
Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствую...
Программа внеурочной работы, кружок "Художественное слово".
Город Москва,ЦПШ "Косинская",руководитель объединения -Григорьева Валентина Германовна,учитель русского языка и литературы10 сентября 2018г. 1. КРУЖОК...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 7-9 классов
Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у ка...