Программа внеурочной деятельности. Кружок "Живое слово"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Петрухина Лариса Владимировна

Кружок «Живое слово» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику расширить гуманитарное пространство школы, позволит усилить культурологический аспект в преподавании ряда разделов школьной программы по литературе базового уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnogo_kruzhka_zhivoe_slovo.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю                                                     Согласовано                                             Рассмотрено  

Директор школы                                           Зам.директора по УВР                             на заседании МО

________/__________/                       ________/____________/                                   протокол № __от

«___»_________2016 г.                             «___»_________2016 г.                             «___»________2016 г.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                           Руководитель МО

                                                                                                                                    _______  /____________/

Программа внеурочной деятельности

 Кружок «Живое слово»

(для учащихся 5-8 класса)

                                 Составитель:

Петрухина Лариса Владимировна,

 учитель русского языка и литературы

                                                 

2016-2017 учебный  год

Программа кружка «Живое  слово »
Пояснительная записка.

Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая  им лучше усваивать программный материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Обучение учащихся  осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника.

«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью».

В рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов работа в литературном кружке во многом поможет педагогу в формировании и расширении системы универсальных учебных действий обучающихся. В последнее время перед литературными кружками открываются исключительно широкие возможности для межпредметных связей, это литературно-исторические и историко-литературные, литературно-изобразительные, литературно-технологические, внеклассная работа по изучению взаимосвязей литературы с другими видами искусства.  В рамках кружка «Литературная гостиная» прослеживается связь основного предмета с историей, музыкой, изобразительного искусства, технологией обучающего труда. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о  литературе , но и о культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции).

В литературно-историческом или историко-литературном направлении изучают творчество какого-либо одного писателя или же литературу определенного исторического периода. В литературно-критическом направлении дети учатся критическому осмыслению прочитанных текстов, в рамках занятия могут быть запланировано  обсуждение наиболее интересных новинок литературы за прошедший год.

Таким образом, занятия в кружках по литературе, несомненно, способствуют самовоспитанию, идейно-эстетическому воспитанию и самовыражению учащихся. Но успех во многом зависит и от деятельности учителя. «На занятиях кружка по литературе особенно важно создать атмосферу доверия: только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы».  

 Цели:

- воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,

- углубление знаний по литературе,

- привитие любви к чтению,

-активизация творческих способностей.

Задачи:

- развить поэтический слух,

-уточнить знания по теории литературы,

- стимулировать познавательный интерес.

Формы работы:

-выразительное чтение вслух,

- заучивание наизусть,

- словесное рисование,

- эвристическая беседа,

- творческие работы (собственные стихи, проза, рисунки, сценки),

-составление сценариев, литературно-музыкальных композиций

-обучение сценическому искусству

Кружок «Живое слово» призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику расширить гуманитарное пространство школы, позволит усилить культурологический аспект в преподавании ряда разделов школьной программы по литературе базового уровня. 
В реализации этой цели неоценима роль русской поэзии, в том числе и наших земляков – писателя А.С. Неверова, Н.Жоголева.

Место курса в учебном плане.

Курс рассчитан на учащихся 5-8 классов, продолжительность – 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю (всего – 34 часа).

Главные принципы построения программы
1. Принцип историзма. 
2. Принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта. 
3. Принцип интеграции (изучение культуры, разных видов искусства, литературы в комплексе и синхронно). 
Содержание программы: 
1. Экскурсия в областную детскую библиотеку г. Самара.
2. «Мой Пушкин» (по произведениям А. С. Пушкина и на материале сочинений учащихся на тему «Мой Пушкин»). 
3. «Подруга дней моих суровых» (Сказки няни Пушкина) . 
4. «Певец деревни. Наш земляк» (Тема детства, тема женщины-труженицы в произведениях А.С. Неверова).
5. «Несказанное, синее, нежное…». (Посвящается творчеству С.А.Есенина).
6. Литературная гостиная «По тропинкам памяти» (посвящается творчеству учителя, писателя, нашего земляка А.С. Неверова)

7. «Чародей слова или проникновенный поэт природы!» (по творчеству С.Т. Аксакова)
8. «Тихая моя родина… ». (Проза, стихи, песни русских авторов, которые посвящены России и малой родине). 
9. Литературная гостиная "Я встретил Вас…" (посвящённая творчеству Ф.И. Тютчева)
10. «Вы отстояли этот мир…». (Посвящается теме Великой Отечественной войны)
                       

Календарно-тематическое планирование работы кружка.

Тема

Краткое содержание, формы работы

Кол-во часов

(теория)

Кол-во часов

(практ.)

1

Привлечение обучающихся в кружок «Живое слово»

Показ презентаций литературных и исторических кружков.

1

2

Подборка материала по календарю знаменательных дат

Составление плана работы кружка

1

3

Поэтика и символика русской литературы.

Средства изобразительности в литературе (постоянные эпитеты, олицетворения, повторы), предметы-символы.

1

4

19 октября – День Царскосельского лицея. 205 лет назад в 1811 году открылся Императорский Царскосельский лицей, в котором воспитывались Александр Пушкин и многие другие люди, прославившие Россию

«Мой Пушкин» (по произведениям А. С. Пушкина и на материале сочинений учащихся на тему «Мой Пушкин»). 

1

1

5

 Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

«Чародей слова или проникновенный поэт природы!»

Аксаковские чтения (Сказка «Аленький цветочек»)

1

6

Обучение выразительному чтению

Конкурс чтецов

1

7

Русский писатель, драматург, киносценарист Евгений Львович Шварц (1896–1958)

Чтение и инсценировка пьесы «Обыкновенное чудо» (главы), подготовка к конкурсу чтецов «Живая классика»

1

1

8

28 ноября – 110 лет со дня рождения русского филолога, историка культуры, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906–1999)

Подготовка к мероприятию. Круглый стол «Творческая мастерская Д.С. Лихачёва»

1

9

Окружной  литературный фестиваль «Гонимый миром странник, но с русскою душой…», посвящённый М.Ю. Лермонтову

 Работа с библиотекой.

 Написание  эссе, стихотворения.

1

1

10

27 января – 185 лет со дня рождения английского писателя Льюиса Кэрролла (1832–1898)

Викторина по биографии и творчеству писателя.

1

11

День матери России-24 ноября

Подборка материала и составление сценария Дню матери. Подготовка и проведение литературной композиции «Незабвенный милый образ»

1

12

«Певец деревни. Наш земляк» (Тема детства, тема женщины-труженицы в произведениях А.С. Неверова).

Литературная гостиная «Песня женщины».

1

13

Фёдор Иванович Тютчев (1803–1873)

Подборка материала и составление сценария. Литературная гостиная "Я встретил Вас…"

1

14

 «Тихая моя родина… » (Проза, стихи, песни русских авторов, которые посвящены России и малой родине). 

Подборка материала и составление сценария «Елань – село моё родное». Чтение стихотворений о малой родине.

1

15

80лет со дня рождения писателя Валентина Распутина (1937-2015)

Творческая мастерская. Создание небольших заметок на темы «Недавно я прочитал…».

1

16

80 лет со дня рождения русской поэтессы Беллы Ахмадулиной (1937-2010)

Литературный калейдоскоп «Не плачьте обо мне…»

1

17

Юбилей книги  А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836)

Выставка, посвящённая 180-летию публикации романа «Капитанская дочка». Викторина «В гостях у книги-юбиляра». Исследовательская работа «История создания романа»

1

18

День воинской славы России (27.01).  День снятия блокады города Ленинграда (1944г.)

Выпуск стенгазеты.  Урок мужества «Эхо Ленинграда» . Чтение-обсуждение рассказа  Ю.Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

1

19.

Проект «Деревня моей мечты».

Разработка проекта.

1

20

«Вы отстояли этот мир…». (Посвящается теме Великой Отечественной войны)

Подготовка к областному конкурсу чтецов, литературному конкурсу «Весна Победы», «Память священна».

1

21

Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831)

Конкурс на составление лучшего кроссворда.

1

22

Мои любимые книги. Читательская конференция.

Сообщения о прочитанных книгах.

1

23

Творческая мастерская «Проба пера».

Литературные жанры.

Репортаж. Интервью. Статья в газету. Эссе. Отзыв. Очерк. Письмо. Дневник…

В рамках проекта «Герой нашего времени», «Пою село моё родное». Село на берегу реки. История его создания. Его достопримечательности. Фотовыставка «Герои нашего времени». Выставка рисунков «Моё село Елань», «Его именем названа улица».                          

1

24

Литературная гостиная «Певец деревни. Наш земляк А.С. Неверов»».

Памятники и исторические места г. Самара, с.Елань Хворостянского района.  Фотовыставка «Нет милей и краше родины нашей…

1

25

Неделя детской и юношеской книги.

Эвристическая беседа

1

26

Международный день детской книги.

Подготовка творческих работ.

1

27

Русский писатель Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)

Литературный вечер

«Мир Виктора Астафьева»

1

28

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Юлия Владимировна Друнина (1924–1991)

Подборка материала и составление сценария. Конкурс-чтецов «Поговорим стихами о войне»»

1

29

Поэзия: рифма, виды рифмовок.

Виды рифмовок: перекрестная, парная, опоясывающая. Тренировка в определении.

1

30

Стихотворные размеры.

Эпитет, олицетворение, метафора.

Ямб и хорей. Определение размеров в разных отрывках.

Работа с поэтическими текстами, определение средств изобразительности. Подбор собственных примеров олицетворений, метафор, эпитетов.

1

31

Экскурсия в областную детскую библиотеку

г. Самара

Творческая встреча в Р.П. Поддубной, главным краеведом Самарской области.

1

Итого-34 часа

19

15

                           

Прогнозируемый  результат

По окончании занятий обучающийся должен знать:

- основные литературоведческие термины;

- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение  учебного года);

- основные принципы написания литературного сценария;

- содержание литературных произведений (изучаемых в течение  учебного года).

По окончании занятий обучающийся должен уметь:

- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение  учебного года);

- составлять  сценарий проведения творческой постановки;                                                                  - подбирать материал к изучаемой теме.

                                             

Список литературы:

1. Единая коллекция образовательных ресурсов

3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. –    М.: Просвещение, 2012, с.143                                                                       4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П.      Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

6.Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.

« Литературная гостиная » (система работы)
Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия. 
Этот этап работы целиком проделывается руководителем — хозяйкой « гостиной ». 
1. Работа по определению темы будущей « гостиной »: 
— юбилейная дата писателя или поэта, 
— тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения, 
— участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.
2. Подбор литературного материала. 
3. Создание сценария. 
4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения. 
5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ». 
6. Работа с музыкальным и художественным материалами. 
        Работа с творческими группами по воплощению замысла.
1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи). 
2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.). 
3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера. 
4. Создание выставок. 
5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа. 

Программа «Литературная гостиная»  –  Создание сценария – Подбор творческих групп – Работа творческих групп                                                              
                         Сценическая реализация замысла
Она зависит от типа встречи в « Литературной гостиной ». 
Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи. 
Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле « гостиной ».
Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании: 
1. Сбор гостей (10—15 минут). 
2. Представление и знакомство с участниками « гостиной » и гостями. 
3. Зажжение свечи — символа « гостиной ». 
4. Знакомство с темой разговора. 
5. Чаепитие и начало поэтического сценария. 
6. Воплощение замысла (сценария). 
7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.) 
8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом). 
9. Музыка завершает момент прощания. 
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру: 
1. Сбор гостей в зале (10 минут). 
2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему. 
3. Сценическая реализация. 
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися. 
Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в « Литературной гостиной » Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний. 
Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью. 
Поэтому основная форма работы по реализации программы « Литературной гостиной » — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему). Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение, результат которого намного выше. 
Работа над ролью требует внимательного чтения слова писателя необходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создает возможность личностного восприятия художественного произведения. 
4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями). 

Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями. 
Результативность. 
1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе. 
2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов. 
3. Результаты районных и областных литературных конкурсов: 
5. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе. 
6. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
Цели и задачи работы. 
Цель — формирование эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению. Задачи: 
1. Воспитание внимательного читателя 
2. Воспитание чувства патриотизма, нравственности и высокой духовности путем общения с различными видами искусства. 
3. Реализация творческих способностей личности в разных способах самовыражения. 
Принципы работы. 
1. 
Принцип психологической комфортности. 
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение. 
2
. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта. 
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения. 
3
. Принцип интеграции и диалога искусств. 
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства. 
4. 
Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска. 
Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Русское слово"

       Программа внеурочной деятельности «Русское слово» имеет общеинтеллектуальную  направленность,  является учебно-образовательной с практической ориентацией. С...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"

Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...

Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе

Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...

Программа внеурочной деятельности"Художественное слово"

Программа «Художественное слово» предполагает комплексный подход, включающий не только освоение знаний, умений и навыков по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и раз...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слова: тайны языка» 7 класс

Образовательная программа предназначена для учащихся, интересующихся русским языком и желающих изучить его более глубоко....

программа внеурочной деятельности "Кладовая слов"

  Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Кладовая слов русского языка»  для обучающихся   8 классов составлена на основе  основной образоват...