программа внеурочной деятельности "Мир удивительных слов"
рабочая программа на тему

Идрисова Гульназ Файрузовна

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир татарской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_tat.yaz_.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная записка

Успешное владение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок.  Строгие рамки урока  и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство родного языка. В этом случае на помощь приходит факультативный курс, являющийся закономерным продолжением курса, его дополнением. Программа составлена в соответствии с региональным компонентом Государственного стандарта общего среднего образования, учебных планов МБОУ «СОШ №13» на 2014-2015 учебный год.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий  с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

В отборе материала  к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по родному татарскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир татарской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть и понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занимательной грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по татарскому языку, совершенствовать свою речь. Особое внимание на занятиях курса следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности родного татарского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Кроме того, курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, скороговорки.

Цель и задачи курса

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по родному татарскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по родному языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса

Обучающие: развитие интереса к родному языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике татарского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению татарского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;

привитие нравственных норм и обогащение духовного мира учащихся, знакомство с разговорным этикетом татарского народа.

Развивающие: развивать сообразительность и смекалку;

Развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенности программы

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учетом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Формы проведения занятий

лекции;

практические занятия с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

чтение и анализ текстов;

самостоятельная работа с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, ребусов.

В каждом занятии прослеживается три части: игровая, теоретическая и практическая.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-х классов.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-эмоционально проживать текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать  цель деятельности с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре, группе; выполнять  различные роли (лидера, исполнителя).      

Содержание программы. Тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Знакомство. Учимся задавать вопросы и отвечать на них. Вежливые слова.

1

2

Наша школа и наш класс.

1

3

Режим дня ученика. Части тела человека.

1

4

Семья. Семейные традиции.

1

5

Посуда и продукты. Национальные татарские блюда.

1

6

Одежда и обувь. Вопросы «Чей?  Чья? Чьё?»

1

7

Игры и игрушки.

1

8

Домашние животные.

1

9

Наши пернатые друзья.

1

10

Лесные звери. В лесу.

1

11

Алфавит. Особенности гласных звуков.

1

12

Звуки и буквы а, ә. Твердые и мягкие гласные.

1

13

Звуки и буквы и, ы. Ударение .

1

14

Звуки и буквы у, ү. Особенности слогоделения.

1

15

Звуки и буквы о,ө. В деревне.

1

16

Звуки и буквы э, е. Наш город.

1

17

Согласные буквы и звуки. Звуки и буквы л, н. В гостях.

1

18

Звуки и буквы д, т. Имя существительное.

1

19

Звуки и буквы б, п. Образование множественного числа существительных.

1

20

Звуки и буквы к, г. Понятие о глаголах

1

21

Звуки и буквы м, р. Указательные местоимения.

1

22

Звуки и буквы в, ф. Имя прилагательное.

1

23

Звуки и буквы з, с. Имя числительное.

1

24

Звуки и буквы ж, ш. Слово и словосочетание.

1

25

Звуки и буквы җ, ч. Слово и предложение.

1

26

Звуки и буквы х, һ. Знаки препинания в конце предложений.

1

27

Звуки и буквы я, ю. Речь.

1

28

Звуки и буквы й. Текст.

1

29

Буквы ъ,ь Устное народное творчество. Народные сказки.

1

30

Пословицы и поговорки. Загадки.

1

31

Скороговорки и песни.

1

32

Национальные праздники.

1

33

Итоговое занятие.

1

Содержание занятий

Тема 1. Знакомство. Учимся задавать вопросы и отвечать на них. Вежливые слова.

Ответы на вопросы Син кем? Синең исемең ничек? Сиңа ничә яшь?

Используем слова әйе, юк, түгел; вежливые слова: исәнмесез, сау булыгыз, рәхмәт, зинһар, гафу итегез, рәхим итегез, сәлам.

Тема 2. Наша школа и наш класс.

Ответы на вопросы Кем? Нәрсә? Нинди? Ничә? Нишли?

Новые слова: мәктәп, сыйныф, укучы, укытучы, акбур, китап, дәфтәр, өстәл, урындык, такта, утыра, укый, яза, басып тора, ак, кара, яшел, зур, кечкенә.

Тема 3. Режим дня ученика. Части тела человека.

Составление рассказа о режиме ученика, используя слова: тора, җыештыра, юына, иртәнге аш, мәктәпкә бара, кайта, ял итә, карый, өй эше, йоклый.

Изучение слов, обозначающих части тела: баш, күзләр, кашлар, борын, авыз, тешләр, колаклар, куллар, аяклар, тән, гәүдә.

Тема 4. Семья. Семейные традиции.

Беседа о семье и семейных традициях. Слова: гаилә, әти, әни, әби, бабай, апа, абый, энем, сеңлем, табиб, сатучы, тегүче, шәфкать туташы, бәйрәм, туган көн, яңа ел, сабантуй, кунак.

Тема 5. Посуда и продукты. Национальные татарские блюда.

Рассказ по иллюстрациям, используя слова:чәйнек, чынаяк, кашык, тәлинкә, кәстрүл, чәнечке, пычак, икмәк, сөт, ит, аш, чәй, май, ботка, шикәр. Знакомство с национальными татарскими блюдами : бәлеш, кыстыбый, токмачлы аш, өчпочмак, коймак, тәбикмәк, чәк-чәк, гөбәдия.

Тема 6. Одежда и обувь. Вопросы «Чей?  Чья? Чьё?»

Новые слова: күлмәк, чалбар, итәк, бүрек, пәлтә, яулык, бияләй, тун,итек, кия, сала, бәйли, чишенә, яңа, иске, кара, кызыл, көрән, зәңгәр, яшел. Ответы на вопрос Кемнеке?

 Тема 7. Игры и игрушки.

Слова: туп, шар, уенчык, курчак, чана, чаңгы, тимераяк, уйный, ясый, шуа, йомшак, каты, шома.

Тема 8. Домашние животные.

Изучение названий домашних животных. Составление устной речи о домашних животных.

Слова: сыер, ат, сарык,кәҗә, тавык, әтәч, каз, үрдәк, эт, авыл, кызыл, көрән, соры.

Тема 9. Наши пернатые друзья.

Слова и словосочетания: чыпчык, сыерчык оясы, карлыгач, сандугач, тукран, күке, песнәк, күгәрчен, ябалак, бөркет, торна, карга, кара карга, саескан, тургай, кош оясы, читлек, җим, җимлек, кычкыра, оча, сайрый.

Умение различать перелетных и зимующих птиц, беседа о пользе птиц для природы и людей.

Тема 10. Лесные звери. В лесу.

Слова: төлке, бүре, аю, керпе, тиен, куян, чаба, йөгерә, эзли, кача, урман, җир, өн, үлән,чикләвек.

Тема 11. Алфавит. Особенности гласных звуков.

Ознакомление с алфавитом татарского языка.

Слова и словосочетания: алфавит, хәреф, аваз, сузык авазлар, тартык авазлар, калын сузык, нечкә сузык.

Тема 12. Звуки и буквы а, ә. Твердые и мягкие гласные.

Слова и словосочетания : ай, аккош, малай, бала, камыш,  агач, алка, бакча, алм , арба ,бәби, мәче, бәрән, күркә, үрдәк, су сибә, сыер сава, җим сибә, утын кисә.        

          Тема 13. Звуки и буквы и, ы. Ударение.

Слова и словосочетания: икмәк, имән, читек, ишәк, икмәк кисә, пешерә ,чәй эчә, чыршы, ылыс, тырма, җыя , тырмалый.

Понятия об ударении слова.

Тема 14. Звуки и буквы у, ү. Особенности слогоделения.

Слова и словосочетания: умарта, курчак, кер уа, ау тота,Уфа шәһәре, урманда уйный, учак яна, күбәләк, чүмәлә өя, печән җыя, үрмәкүч, үлән үсә, күркә.

Деление слов на слоги.  Особенности деления слов на слоги.

Тема 15.  Звуки и буквы о,ө.  В деревне.

Слова и словосочетания: оя, он,очучы, очкыч, оста, коры, болыт, бочак, өлгер, көймә, йөзә, төнбоек үсә, өй төзи, тузан сөртә, идән себерү, өмә, көч.

Составление рассказа “Авылда”

Тема 16.  Звуки и буквы э, е. Наш город.

Слова и словосочетания: энә, эре, эссе, кер элә, су кертә, ел, елан, каен үсә, ерак бара, куе урман, тиен баласы, безнең шәһәр, урамнар, биек йортлар, киң урамнар, тукталыш.

Тема 17.  Согласные буквы и звуки. Звуки и буквы л, н. В гостях.

Слова и словосочетания : яңгырау тартыклар, саңгырау тартыклар, лалә,аллы, ләкләк, лачын, нәркис, әнә, чана,чиләк, кунакта, сыйлый.

Тема 18. Звуки и буквы д, т. Имя существительное.

Слова и слвосочетания: дәү, дистә, дөя, дус, дулкын, дәү әни, дару бирә, безнең дәүләт, данлы ил, тукран,атка  атлана, атлый, көн үтә, бакчада  утый.

Определение слов на вопросы кем? и нәрсә?

Тема 19. Звуки и буквы б, п. Образование множественного числа существительных.

Слова и словосочетания: бал ала, болан, балан үсә, былбол , балта, басма, басу, пычкы, песи баласы, кара тап, пәрәмәч.

Образование множественного числа существительных.

Тема 20. Звуки и буквы к, г. Понятие о глаголах.

Слова и словосочетания: күк, күл, кибет, кәлтә, күбәләк куа, чәчәккә куна, куаклыкта, итәк кисә, кәтүк, катык, балык,  егет, гармун, иген үсә, түгәрәк, кыр үрдәге, тилгән тирәли, гел бергә, үстергән, туганнар.

Понятие о глаголах.

Тема 21. Звуки и буквы м, р. Указательные местоимения.

Слова и словосочетания: миләш, мәк, мамык, мүк, мул уңыш, кар ява,

иртә, буран башлана, роза үсә.

Указательные местоимения: менә, бу, әнә, теге, шулай, шул.

Тема 22. Звуки и буквы в, ф. Имя прилагательное.

Слова и словосочетания: вак, вакытүтә, ватан, давыл купты, яңгыр яуа, салават күпере, фил, тәнәфес, яфрак, файдалы.

Имя прилагательное. Слова,отвечающие на вопросы нинди?кайсы?

Тема 23. Звуки и буквы з, с. Имя числительное.

Слова и словосочетания: йолдыз, тәрәзә, кымыз, бозаулар карый,казлар ашата, сөлге, сул, сан, сандык, сата, сатучы, ут сүнә, җеп сүтә, сылу кыз.

Имя числительное. Слова, отвечающие на вопросы ничә? ничәнче?

Тема 24. Звуки и буквы ж, ш. Слово и словосочетание.

Слова и словосочетания: журнал чыга, жираф яши, дежур укучы, гөжли, пешкән крыжовник, шәм, чыршы тургае, шатлана, ашата ,шуа, шугалак,сүз, сүзтезмә.

Тема 25.  Звуки и буквы җ, ч. Слово и предложение.

Слово и словосочетание: җәй  җитә, җиләк җыя, җырлый, тамчы җемелдей, каен җиләге, кура җиләге, печән чаба, чикерткә, чебен, черки, чәүкә, чалгы ала, сүз, җөмлә.

Тема 26. Звуки и буквы х, һ. Знаки препинания в конце предложений.        Слова и словосочетания: хат, бәхет, хөрмәт итә, игенче хезмәте, ихтирамлы кеше, рәхмәт укый, һәйкәл, һәлак булган, һәм, һәркем.                Знаки препинания в конце предложений.                                                        

Тема 27. Звуки и буквы я, ю. Речь.                                                                Слова и словосочетания: яңа, яңгыр ява, якын, кояш яктырта, яз килә, оя куя, юка, юкә, юына, юлбарыс, юлчы, бию, юеш, юкә балы.                                

Тема 28. Звук и буква й. Текст.                                                                Слова и словосочетания: курай моңы, тургай, бәйрәм белән, тугай, уйлый, мактый, йомгак, йөрәк, йөзек, йөзем.                                                        

Тема 29.  Буквы ъ,ь. Устное народное творчество. Народные сказки.        Слова и словосочетания: төньяк, көньяк, сәгать, дөнья, шагыйрь, шигырь бәйгесе, ашъяулык җәя, кулъяулык, алъяпкыч бәйли.Устное народное творчество. Знакомство с народными  сказками.  

Тема 30. Пословицы и поговорки. Загадки. Знакомство с пословицами,поговорками татарского народа. Отгадывание загадок.

Тема 31. Скороговорки и песни. Разучивание скороговорок и прослушивание народных песен татарского народа.

Тема 32. Национальные праздники. Составление рассказов   о народных  праздниках Сабантуй, Карга боткасы, Нәүрүз бәйрәме.

Тема 33. Итоговое занятие.

Повторение пройденного материала. Проведение интеллектуальой игры.

         

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

-отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим);

-родственные слова;

-буквы татарского алфавита. Антонимы, многозначные слова;

-системные связи слов;

Обучающиеся должны уметь:

-правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко–буквенный анализ слов;

-распознавать  твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки  в словах;

- делить слова на слоги;

-подбирать родственные слова;

-объединять слова в группы;

-проверять и правильно писать слова;

-составлять  текст по вопросам учителя;

-отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Учебно-методический комплект

1.        Программы по татарскому языку и литературе для русских школ. Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова, В.А. Гарипова, Р.Р. Джамалетдинов, Р.Ф. Джамалетдинова. – Казань, издательство “Магариф” , 2010 г.

2.        Учебник по татарскому языку для 1-го класса. Ф.Ф.Харисов. – Казань: “Магариф”, 2008г.

4.        «Әлифба» - Гафурова Ф.А. Гайнетдинова Л.Ш. – Уфа: «Китап», 2010г.

5.        Методическое пособие к учебнику «Әлифба». Гафурова Ф.А, Гайнетдинова Л.Ш. – Уфа: «Китап», 2010г.

6.        «Книга для чтения». Ягафарова Р.Х. - Казань: «Магариф», 2008г.

7.        Праздник букв. Саттарова Н.Х. – Казань: “Магариф”, 2004г.

8.        Обучение татарскому языку русскоязычных . – Казань: “Магариф”, 2003г.

9.        Башкортостан- моя родная земля. Булякова Г.М., Мурзакаева Д.Г. - Уфа: «Китап», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования. Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир и я"

Программа внеурочной деятельности , прекрасно реализуемая на 5 классах, а так же в рамках кружка по биологии....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительный микромир» по биологии 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2...

Программа внеурочной деятельности "Удивительная Британия" 8 класс

Программа “Удивительная Британия” имеет обще-интеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 8-ых классов.Педагогическая...

Программа внеурочной деятельности " Удивительное рядом"

Программа внеурочной деятельности " Удивительное рядом"  написана на основе курса физики 7 класса. Содержание построено в соответствии с принципами доступности и преемственнос...

рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 6 класс

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...

рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительное рядом" 7 класс

Программа «Удивительное рядом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией...

Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир геометрии»

Данный курс способствует развитию логического мышления, стимулирует  обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и сп...